Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.
Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;
 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;
 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Малые инновационные предприятия в России
1.1 Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...
1.2 Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….
1.3 Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………
Глава 2. Инструменты поддержки инноваций
2.1 Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности……
2.2 Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития………
Глава 3. Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................
3.1 Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…
3.2 Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

Организация может иметь несколько договоров по разным основаниям. Накопленная сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно. Данный договор должен содержать сумму кредита с указанием налога, срок действия договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее отражается порядок, сумма и срок погашения. В договоре должно быть оговорено обеспечение данного кредита и указаны документы о залоговом имуществе или поручительстве, ответственности и т.д.

3. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводится новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

4. Неналоговые направления:

• выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным являетсяпредоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов. В настоящее время такие поручительства от имени государства могут выдавать Минфин и  специально созданные государственные структуры (государственная инвестиционная корпорация и российская финансовая корпорация); 

• установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.

• таможенные льготы;

• централизованное регулирование стандартизацией. Государство ужесточает стандарты и таким образом косвенно заставляет реализовывать товаропроизводителей инновационные проекты и формирует у них спрос на результаты НИОКР;

• государство может разрешить относящимся в федеральной собственности научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество в аренду на срок до 1 года (право выкупа не предоставляется);

• предоставление государственными органами права использования определенных ресурсов в качестве своих вкладов в создаваемые для реализации инновационных проектов хозяйственные общества. Государство может предоставлять право пользования земельными участками в качестве вклада. 

Рисунок 3. Доступность внешнего финансирования для МИП

 

Фатхутдинов Р.А. в книге "Инновационный менеджмент" выделяет следующие косвенные формы государственной поддержки инновационной деятельности: [19, с. 66]

1) предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

2) создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;

3) снижение государственных патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

4) создание сети технополисов, технопарков;

5) возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвестиционных вложений государства.

В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение научно-технической  деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.

 

2.2               Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития

Государственная поддержка инвестиционной деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов инвестиционной деятельности инновационных фирм. Одной из таких мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного процесса в стране, является Бюджет развития (в дальнейшем, БР). Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.  БР призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют БР - Министерство Экономики (отвечает за практическое применение БР и распределение средств) и Министерство Финансов РФ (отвечает за нормативное обеспечение). [16, с. 41]

Бюджет развития основывается на следующих принципах:

1. гарантированность источников образования;

2. высокую экономическую эффективность реализуемых проектов (в т.ч. (проекты должны обладать максимальным межотраслевым и мультипликативным эффектом);

3. исключительно долевой характер финансирования (государство выступает в роли частного инвестора);

4. диверсификацию риска государства с частным капиталом;

5. конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;

6. безусловный возврат выданных кредитов с начисленными по ним процентами.

Источниками формирования БР РФ могут выступать:

1. связанные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства РФ;

2. инвестиционные кредиты Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития;

3. ассигнования из федерального бюджета;

4. централизованная и перераспределенная часть амортизационных отчислений (государство имеет достаточно крупные пакеты акций во многих акционерных обществах);

5. превышение возвращаемых кредитов над кредитами, которые государство выдает из федерального бюджета ближнему и дальнему зарубежью (разницу Минфин показывает в разделе "Международная деятельность" со знаком "-", никак не отражая его в доходной части и естественно распределяет эту сумма по своему усмотрению, а не в соответствии с законом о федеральном бюджете);

6. дивиденды по акциям государственного пакета, часть доходов ЦБ, арендная плата, доходы от приватизации;

7. другие источники бюджета (включая доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности).

Основаниями для поддержания инвестиционной деятельности за счет средств Бюджета развития служат:

1. характер производства, принадлежность инновационной фирмы к кризисным отраслям (конверсионное производство, угольная промышленность, аграрно-промышленный комплекс);

2. характер продукции, намечаемой к выпуску при реализации высокоэффективны коммерческих проектов (уникальная, экспортная, импортозамещающая, пользующаяся спросом на внутреннем рынке);

3. характер хозяйственной деятельности (субъекты малого и среднего предпринимательства).

Таким образом можно сделать вывод о том, что бюджет развития - это расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Средства Бюджета развития предоставляются, в частности, только тем инновационным фирмам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе, а также находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Фирма-претендент на государственную финансовую поддержку должна представить к конкурсу бизнес-план проекта или проектов установленной формы. После проведения конкурса заемщик должен провести тендер среди поставщиков и составить график выплат. Пройдя конкурсный отбор с положительным результатом, инновационная фирма может выбирать из следующих возможных форм поддержания инвестиционной деятельности предприятий за счет Бюджета развития: [17, с. 116]

1. субсидирование бесприбыльных проектов за счет средств, полученных от международных организаций;

2. приобретение на ограниченный срок государством части пакета акций, выпущенного предприятием в связи с реализацией конкретного инвестиционного проекта;

3. предоставление льготного инвестиционного кредита или конверсионного кредита;

4. гарантирование частичного возмещения кредиторам средств, потерянных заемщиком (по не зависящим от него причинам) при реализации инвестиционного проекта;

5. гарантирование погашения связанных кредитов, предоставленных фирмам иностранными банками.

              Бюджет развития является реальным финансовым инструментом активизации инвестиционной деятельности в стране. Предоставляя кредиты фирмам, разрабатывающим инновационные товары и услуги, государство косвенно обеспечивает структурную перестройку экономики при условии, что полученная прибыль реинвестируется в национальное производство. Таким образом Бюджет развития является эффективной формой образования и расходования денежных средств для получения прибыли и косвенно для повышения уровня НТП в стране - с точки зрения государства и для финансирования деловых операций - с точки зрения фирмы.

Кредитование инновационной деятельности.

Перед тем как обратится в банк фирма, выходящая на рынок с новым товаром или услугой, обычно сама оценивает свои инвестиционные проекты и выбирает из них самые эффективные. Банк смотрит расчеты, подготовленные специалистами фирмы и делает выводы на основе построения собственных моделей. В случае принятия решения о кредитовании банк заключает с фирмой кредитный договор, где фиксируются суммы выдаваемых ссуд, сроки и по­рядок их использования и погашения, процентные ставки и другие выплаты за кредит, формы обеспечения обя­зательств и т.д. Условно, все проекты по видам финансирования делятся на инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту) и проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту). При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который приносят проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита является сам проект. Проектное финансирование более рискованно по сравнению с обычным инвестиционным кредитованием. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объем инвестиций уже осуществлен за счет собственных средств, и требуется кредит на завершение производства и выпуска продукта или услуги на рынок. Считается, что фирме рационально брать кредит по частям и на меньший срок каждая и заключать с кредитором соглашение о выделении "кредитной линии" (иными словами, лимита суммы кредитов, кредитного "потолка"), поскольку уменьшает стоимость и облегчает обслуживание кредита и попросту делает более реальным вообще получение кредита. Тем не менее, данный метод является рискованным и практически недоступным малым инновационным фирмам, поскольку для них единственной формой обеспечения обязательств является их собственность (недвижимость, товары, оборудование), т.е. в случае неудачи они могут разориться.

Принципы банковского кредитования:

Принцип срочности. У кредита есть срок до которого он д.б. погашен. 2 группы: a) кредиты, имеющие конкретный срок погашения и b) кредиты, предоставляемые до востребования их банком (онкольные кредиты). в соотв. с росс. закон-м. Если срок погашения кредита в договоре не указан, то заемщик должен погасить кредит в течение 30 дней после требования кредитора, но условиями кред. договоров м.б. оговорен иной срок возврата средств.

Принцип возвратности. Кредит д.б. возвращен по наступлению срока или по требованию банка. Существуют следующие схемы возврата кредита и уплаты процентов:

Вся сумма долга вместе с процентами возвращается одновременно без промежуточных выплат (используется при коротких сроках кредитования).

Информация о работе Инструменты поддержки малых инновационных предприятий