Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.
Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;
 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;
 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Малые инновационные предприятия в России
1.1 Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...
1.2 Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….
1.3 Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………
Глава 2. Инструменты поддержки инноваций
2.1 Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности……
2.2 Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития………
Глава 3. Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................
3.1 Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…
3.2 Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

По оценкам опрошенных нами экспертов из числа должностных лиц администраций регионов, охваченных данным исследованием, действующие региональные и федеральные программы поддержки в целом удовлетворяют потребности начинающих технологичных проектов во внешнем финансировании стартовых инвестиций (объемы единовременного финансирования – от 300 тыс. до 2-3 млн рублей). Конкурсы на предоставление долевого финансирования, грантов и премий охватывают практически весь поток новых проектов, таким образом, численность новых проектов коррелирует с численностью соискателей.

Вместе с тем по показателям обеспеченности грантовым и долевым финансированием российские регионы, за редким исключением, существенно уступают европейским странам, реализующим «догоняющую», агрессивную политику поддержки инновационного предпринимательства (таблица 3). Как показывает опыт некоторых развитых стран, например, Финляндии и Израиля, при наличии эффективно работающей системы трансфера технологий из науки в бизнес увеличение предложения «предпосевного» финансирования рано или поздно приводит к увеличению потока проектов. Поэтому в нашей стране проблема увеличения объемов финансирования такого рода программ, как федеральных, так и региональных, сохраняет актуальность.

Следует также отметить, что получившие гранты проекты крайне редко проходят на «следующий уровень» и претендуют впоследствии на получение посевных и венчурных инвестиций. 

 

Таблица 3. Годовой объем поддержки инновационной деятельности предприятий  за счет грантового и долевого финансирования

 

 

Россия

Пермский край

США (SBIR)

Всего (млн долларов США)

66,00

7,30

2 000,00

На душу населения (долларов США)

0,50

1,90

6,50

 

Проблему привлечения инвестиций в начинающие инновационные проекты в диапазоне от 2 до 25 млн рублей был призван решить Фонд посевных инвестиций ОАО РВК. Однако приходится признать, что влияние этого института на развитие инновационных систем рассматриваемых регионов на сегодняшний день ничтожно мало. По состоянию на конец мая 2011  года фонд одобрил финансирование всего 21 проекта на общую сумму 550 млн рублей, что для такой страны, как Россия, ничтожно мало и ни в коем случае не удовлетворяет спрос на подобные инвестиции. Из числа одобренных ФПИ РВК проектов 7 реализуются в субъектах РФ, входящих в Ассоциацию инновационных регионов России: по одному в Пермском крае и Красноярском крае и 5 в Томской области. Более четверти от общего объема привлеченных у ФПИ РВК инвестиций – прекрасный показатель, который говорит о высоком потенциале и развитой инфраструктуре поддержки инновационного бизнеса в названных регионах в масштабе России (подавляющее большинство одобренных ФПИ РВК проектов относятся к Московскому  региону и Санкт-Петербургу). Однако говорить о том, что финансирование со стороны ФПИ РВК серьезно снизило остроту проблемы с привлечением инвестиций в проекты, находящиеся на «посевной» стадии развития, пока не приходится. [23, с. 116]

Используемая фондом схема предусматривает, что инвестиции в проекты осуществляются на паритетной основе со специально отобранными частными инвесторами, получившими статус венчурных партнеров РВК.  На них также возложены подготовка венчурных сделок и представление проектов в РВК.

Основная причина относительно невысокой активности фонда заключается в том, что венчурные партнеры РВК так и не смогли сформировать достаточный входящий поток подготовленных проектов, а качество подготовки самих венчурных сделок зачастую оставляет желать лучшего.

 

3.2             Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий

Региональные венчурные фонды с государственным участием начали создаваться в 2005  году после проведения федерального конкурса между субъектами Российской Федерации на право получения субсидий из федерального бюджета на поддержку предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 №249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005  году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая фермерские (крестьянские) хозяйства». Венчурные фонды учреждены в форме ЗПИФа,  инвесторами которого выступают региональные Фонды содействия венчурным инвестициям в субъекты малого предпринимательства в научно-технической сфере, федеральный бюджет и частные инвесторы на паритетной основе. Управление региональными венчурными ЗПИФами  осуществляют отобранные по конкурсу управляющие компании. Основной задачей венчурных ЗПИФов  с государственным участием является привлечение частных инвестиций в венчурные проекты на основе государственно-частного  партнерства – по сути, региональные администрации получили возможность привлечь на каждый рубль, вложенный в паи ЗПИФа из регионального бюджета, 2 рубля инвестиций из федерального бюджета и от частных инвесторов. Кроме того, предполагалось, что деятельность венчурных ЗПИФов  с госучастием будет более прозрачна по сравнению с прямыми госинвестициями, поскольку инвестиционные решения будут приниматься УК, действующей в соответствии с инвестиционной декларацией и правилами фонда и находящейся под внешним контролем со стороны ФСФР,  спецдепозитария, регистратора, аудитора и оценщика.

В настоящее время в России действуют 22 региональных венчурных фонда в форме ЗПИФов, под управлением которых находится 9,224  млрд рублей. В рассматриваемых регионах действуют 6 таких фондов, в управлении которых по состоянию на начало 2011 года находилось 2,5 млрд рублей (таблица 4).

Все данные характеризуют стоимость активов фондов на момент их учреждения или увеличения их капитала; текущие оценки стоимости и портфели венчурных фондов не раскрываются согласно поправкам, принятым в 2007  году к Закону «Об инвестиционных фондах», согласно которым фонды, предназначенные только для квалифицированных инвесторов, не обязаны публиковать отчетность.

Таблица 4. Деятельность региональных фондов венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере

Название фонда

Управляющая компания

Год создания

Размер фонда, млн рублей

Количество проектов

Объем инвестиций в проекты,

ЗПИФ  Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере

 

 

 

 

 

Пермского края

«Сбережения и инвестиции»

2010

280

63

 

Красноярского края

«Тройка Диалог»

2006

120

30

 

Республики Мордовия

«Альянс РОСНО Управление Активами»

2007

880

 

 

Республики Татарстан

«Тройка Диалог»

2006

800

 

 

Республики Татарстан (высоких технологий)

«АК Барс Капитал»

2007

300

 

 

Томской области

«Мономах»

2006

120

н/д

 

 

Подводить итоги работы этих венчурных фондов пока рано.  Существующие в рассматриваемых регионах программы  венчурного финансирования находятся на ранних стадиях развития (4-2 года), в то время как горизонт венчурных инвестиций от входа до выхода из проекта, как показывает мировая практика,  составляет от 7 до 15 лет.  Стоит также  отметить, что работа региональных венчурных фондов с госучастием непублична, поскольку согласно действующему законодательству ЗПИФы квалифицированных инвесторов не обязаны публиковать отчетность, и управляющие компании этой нормой повсеместно пользуются.  Так что ставшие достоянием широкой общественности сведения о деятельности подобных фондов неполны и отрывочны.

Вместе с тем даже на основании этой далеко не полной информации можно сделать вывод, что активность региональных венчурных фондов довольно низка и они оказывают весьма ограниченное влияние на инновационную деятельность в соответствующих регионах.

За 4 года работы Венчурного фонда Красноярского края управляющей компанией было рассмотрено 30 проектов, из них профинансировано 2 проекта на общую сумму 48,5  млн рублей.

Работа венчурных фондов Республики Мордовия и Томской области характеризуется схожими показателями – эти ЗПИФы  осуществили инвестиции в 4 проекта каждый. Венчурный фонд Пермксого края за 2 года работы не профинансировал  ни одного проекта.  Данные о числе проектов, финансируемых двумя венчурными ЗПИФами с госучастием в Республике Татарстан, недоступны.4  Вместе с тем, по данным, представленным в докладе Всемирного банка, фонды под управлением УК «Тройка Диалог» и УК «АК Барс Капитал» согласовали раздел инвестиционных областей.  УК «Тройка Диалог» работает с компаниями с юридическим адресом в Татарстане, которые физически  не присутствуют на его территории и действуют за пределами республики. Эта потенциально успешная в финансовом отношении стратегия не приносит выгод региону. УК «АК Барс Капитал» работает с достаточно прочно утвердившимися предприятиями, которые не обязательно заняты инновационными разработками, однако располагают потенциалом роста. 

В соответствии с действующим законодательством ЗПИФ квалифицированных инвесторов не обязаны публиковать отчетность.

Помимо венчурных фондов в форме ЗПИФ с госучастием в ряде российских регионов созданы венчурные фонды, находящиеся под управлением органов государственной власти или уполномоченных ими организаций. Как правило, такие фонды создаются в форме государственных некоммерческих организаций.

Субсидии, направленные на компенсацию части затрат инновационного предприятия, предоставляются во всех рассматриваемых регионах (перечень таких программ – таблица 5). Данные программы осуществляются на основе софинансирования из регионального и федерального бюджетов в рамках нескольких ФЦП,  направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, а также инновационных предприятий.

 

Таблица 5. Региональные программы предоставления субсидий  на компенсацию  части расходов инновационных предприятий

 

Пермский край

Томская область

Республика Татарстан

Республика Мордовия

Субсидии на компенсацию расходов по уплате процентов по кредитам

+

+

+

+

Субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга оборудования

+

+

+

+

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с экспортом товаров и услуг или их реализацией за пределами региона

+

+

+

-

Субсидии на возмещение части затрат на участие в выставках, форумах

+

+

+

-

Субсидии на возмещение части затрат на НИОКР

+

+

+

+

Субсидии на возмещение части затрат на капитальные вложения в рамках инновационных проектов

+

+

+

+

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение новых технологий (в т.  ч.  прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей)

+

+

+

-

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение программных средств

+

+

+

-

Субсидии на возмещение части затрат на обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями

+

+

+

-

Субсидии на возмещение части затрат на проведение маркетинговых исследований

-

+

+

-

Субсидии на возмещение затрат на разработку бизнес-планов проектов

-

-

-

-

Субсидии на возмещение части затрат на сертификацию и патентование

+

+

+

-

Субсидии на молодежные  предпринимательские проекты

-

+

+

-

Информация о работе Инструменты поддержки малых инновационных предприятий