Инструменты поддержки малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении целесообразности применения того или иного инструмента применительно к конкретным условиям, в анализе новых возможностей и определении приоритетов в выборе наиболее эффективного инструмента поддержки малых инновационных предприятий.
Для достижения этой целы, поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические аспекты формирования малых инновационных предприятий в России;
 Исследовать инструментарий государственного инвестирования малого бизнеса;
 Проанализировать программы поддержки инновационного малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Малые инновационные предприятия в России
1.1 Теоретические аспекты изучения инновационных предприятий…...
1.2 Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики……….
1.3 Основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных предприятий…………
Глава 2. Инструменты поддержки инноваций
2.1 Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности……
2.2 Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития………
Глава 3. Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае.......................
3.1 Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре…
3.2 Эффективность инструментов финансовой поддержки инновационных предприятий……
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инструменты поддержки малых инновационных предприятий.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

Сумма долга выплачивается по окончанию срока кредита. А %-ты совершаются согласно графику в течение кредитного периода. Выплата процентов может быть. равномерной и неравномерной в зависимости от темпов поступления выручки от заемщика.

Выплата суммы кредита + проценты осуществляется в течение кредитного периода равномерно или неравномерно. В этом случае проценты выплаты по объему будут с каждым разом уменьшаться, для выплат по процентам и погашения долга заемщик может использовать платежное поручение, чек, аккредитив, инкассовое поручение, платежное требование.

3. Принцип платности. процентная ставка м.б. 2-х видов: (a) фиксированная (на весь срок кредита) и (b) плавающая (используется при длительных сроках кредитования, значит. неустойчивости экономики и высоких темпах инфляции). Весь кредитный период делится на ряд %-х периодов (Ex. Год = 4-м кварталам), причем %-ая ставка устанавливается для 1-го периода времени. После истечения 1-го периода времени стороны должны договориться о размере %-ой ставки на следующий период. Если стороны не договорятся – заемщик досрочно погашает кредит и банк выставляет сумму упущенной выгоды (иск). Можно в самом начале при подписании кредитного договора в его условиях оговорить принцип определения ставки на следующие период времени. В качестве ориентиров могут выступать %-ты по государственными ценным бумагам и %-е ставки межбанковского кредитного рынка.

4. Принцип обеспеченности. Кредит м.б. и без обеспечения (бланковый или доверительный, от англ. “вlanck” - чистый) преимущественно в том случае, когда банк хорошо знает заемщика или заемщик – один из учредителей банка.

5. Принцип дифференцированности. Банк по разному подходит к разным заемщикам.

Формы участия банков в кредитовании инновационных проектов:

Кредитование независимого производства НИОКР, выполненных по заключенным договорам. Результаты оплачиваются только после полного завершения и приемки. В этом случае исполнители могут: (1) выполнить работу за счет собств. ОС; (2) привлечь кредит банка, но тогда условия кредита будут очень жесткие, т.к. сущ. риск недостижения поставленных задач, длит. сроки кредитования, высокие %-е ставки из-за (1) и (2); отсутствие  у банка соотв. опыта.

Предоставление кредитов на синдицированной и консорциальной основах. Консорциум – временное объединение. В этом случае кредит дается не одним банком. А специально создаваемой банковской группой. Цель – снижение кредитных рисков или если сущ. нехватка средств, то можно обойти некоторые нормативы деятельности банков (например -  норматив риска на одного заемщика).

Выставление банком гарантий и поручительств и выставление гарантий другому банку.

Банк может заниматься инвестиционным сервисом (поиск и привлечение инвесторов и кредиторов, а также финансовый анализ проектов по стандартам и видам + подготовка экспертных заключений).

Документы, необходимые для получения кредита:

1. Информация организационного плана

 нотариально удостоверенные копии устава и учредительских документов

 свидетельство о регистрации

 карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжения счетом, подписью и печатью

 копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц, которые ведут переговоры о кредите

 специальное разрешение, лицензия на осуществление деятельности,

2. Заявка и обоснование сделки

2.1. заявление

2.2. ТЭО сделки или бизнес-план

2.3. копии контрактов под реализацию которых предоставляется кредит

2.4. сведения о партнерах, участвующих в сделке

3. Финансовые сведения о фирме

 годовая бухгалтерская отчетность за последний год с отметкой налоговой инспекции

 список дебиторов и кредиторов с расшифровкой

 справки об остатках на счетах и наличии претензий

 копии выписок по счетам заемщиков  в последний период (движение денежных средств)

 прогноз движения денежных средств на период кредитования

 

4. Прочая информация

4.1. информация о предполагаемом обеспечении данного кредита (гарантии, поручительство, залог)

4.2. документы на право пользования или владения движимымм и недвижимымм имуществом фирмы

4.3. документы подтверждающие соответствие проекта санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям

4.4. кредитная история фирмы (док-ты, подтверж-ие, что раньше фирма отдавала взятые кредиты)

4.5. информация о послужном списке руководителей, опыте работы и т.д.

В случая положительного решения банка выдать кредит до получения денег, заемщик должен представить справку из налоговой инспекции (уведомление о намерении заемщика взять кредит).

 

 


Глава 3.  Поддержка малых инновационных предприятий в Пермском крае

3.1         Сатистика и динамика поддержки малых инновационных предприятий в Пермском каре

Неразвитость рынка частного рискового капитала, низкая доступность и дороговизна кредитного финансирования, недоступность для малых и средних инновационных компаний фондового финансирования делает финансовую поддержку малого и среднего инновационного бизнеса со стороны государства критически важной. В нашей стране государство вынуждено не только компенсировать традиционные для инновационных систем всех без исключения стран «провалы рынка» (недоступность частного финансирования на «предпосевной» стадии развития инновационного предприятия), но и брать на себя роль таких институтов, как частные венчурные фонды и неформальный венчурный капитал.

Точно оценить размер дефицита внешнего финансирования, который испытывают малые и средние инновационные предприятия в рассматриваемых в данной работе регионах, затруднительно, поскольку система подробного мониторинга их финансово-экономического  состояния на региональном уровне пока не создана. Тем не менее, если опираться на субъективные оценки опрошенных нами в рамках данного исследования экспертов из числа ответственных лиц региональных администраций, приходится признать, что малый и средний инновационный бизнес в российских регионах вынужден выживать и развиваться в условиях жестокого финансового дефицита. По оценкам опрошенных нами экспертов, существующие источники финансирования, включая инструменты финансовой поддержки со стороны государства, покрывают инвестиционные потребности малых и средних инновационных компаний не более чем на 10-15%.[23, с. 36]

Дефицит, дороговизна и нестабильность финансирования являются одними из главных причин, по которым многие известные нам перспективные малые предприятия замедляются в своем развитии и в течение 10-15  лет не могут выйти на стадию устойчивого роста

Рассматриваемые регионы обладают развитой инфраструктурой финансовой поддержки начинающих инновационных предприятий (таблица 1). Во всех рассматриваемых регионах реализовывались программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МФП НТС, Фонд Бортника), дополняющие их программы, финансируемые на паритетной основе из федерального и региональных бюджетов, а также совместные программы ФСР МФП НТС и региональных  институтов развития. Наиболее значимыми с точки зрения финансирования стартующих инновационных проектов являются программы ФСР МФП НТС, а также аналогичные им региональные программы. Премии в области инновационного предпринимательства скорее являются поощрением начинающих предпринимателей, поскольку их размеры (до 50 тыс. рублей единовременно) явно недостаточны для того, чтобы хоть как-то повлиять на дальнейшую судьбу проекта.

Систематические данные о структуре источников привлечения инвестиций в начинающие технологичные предприятия в рассматриваемых регионах отсутствуют, поскольку здесь не проводится соответствующий мониторинг. Тем не менее можно с большой долей уверенности предположить, что перечисленные выше программы сегодня играют заметную роль в финансировании технологичных проектов на стадиях доработки продукта (разработка прототипа, патентование) и «предпосевной» стадии (начальной стадии развития инновационного бизнес-проекта). Значение программ и региональных программ долевого финансирования в качестве источника стартовых инвестиций в инновационные проекты показывают результаты общероссийских исследований  (таблица 1). 

 

 

Таблица 1. Инструменты финансовой поддержки инновационных предприятий

 

Калужская область

Республика Мордовия

Пермский край

Томская область

Красноярский край

Федеральные

 

 

 

 

 

Программы ФСР МФП  НТС

+

+

+

+

+

Венчурные партнеры Фонда посевных инвестиций ОАО «РВК»

+

+

+

+

+

Совместные проекты с ОАО «Роснано»

+

+

+

+

+

Региональные

 

 

 

 

 

Региональные венчурные фонды в форме ЗПИФ

+

+

+

+

+

Венчурные и посевные фонды под управлением государственных и уполномоченных органов

-

-

+

+

-

Программы грантового и долевого финансирования инновационных проектов и МИП

+

+

+

+

-

Целевые субсидии на компенсацию расходов малых инновационных предприятий

+

+

+

+

+

 

Таблица 2. Источники  стартового капитала  малых инновационных  предприятий (% от общего числа ответов)

Собственные средства основателей*

75

Средства государственного венчурного фонда или фонда поддержки коммерциализации

27

Средства частных инвесторов – физических лиц (в т.  ч.  родственников)

16

Средства специализированного  негосударственного фонда

9

Банковский кредит

7

Другие формы государственной поддержки

6

Другое

3

Информация о работе Инструменты поддержки малых инновационных предприятий