Инновация на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование и разработка вопросов повышения эффективности инновационной деятельности на основе выявления и использования, имеющихся у промышленных предприятий резервов, на примере инновационного проекта ОАО «ПЗТО».
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
-исследовать сущность инновационного предпринимательства;
- рассмотреть классификации инноваций;
- провести технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ эффективности инновационного проекта;
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации; инновационной деятельности на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические основы инновации на предприятии 5
1.1. Сущность инновационного предпринимательства 5
1.2.Классификация инноваций, характеристика их организационных форм 9
Глава2. Анализ организации инновационной деятельности наОАО «ПЗТО» 17
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия «Пензенский завод технологического оборудования» 17
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 20
2.3 Анализ организации инновационной деятельности на ОАО «ПЗТО» 23
Глава3. Повышение эффективности организациииинновационной деятельности на ОАО «ПЗТО» 27
3.1 Мероприятия по усовершенствованию организации инновационной деятельности на предприятии 27
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 30
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсач по э п.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

Министерство  по образованию и науки РФ

Всероссийский заочный финансово – экономический  институт 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине « Экономика предприятия»

на тему:

«Инновация  на предприятии» 
 
 
 
 

Исполнитель: Горбунова В.Н.

Специальность: МО

      Группа: 1, курс 5

      №зачетной книжки :07ММБ02864

      Преподаватель: Прошкина Л.А. 
 

Пенза 2011

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях рыночной экономики функционирование и развитие промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Анализ хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению, как со стороны государства, так и со стороны руководства промышленных предприятий, то неблагоприятные последствия будут иметь место в ближайшем будущем.

     Кризис  инновационной сферы промышленности, помимо объективных причин, связанных  с реформированием и спадом в экономике, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить значение своевременного выявления и планомерного использования резервов инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

     Кроме того, в связи с переходом отечественной  экономики к рыночным основам  ведения хозяйственной деятельности ощущается недостаток методической литературы по вопросам повышения эффективности инновационной деятельности на основе использования имеющихся у промышленных предприятий резервов.

     Проблемы  инновационной деятельности находят  свое отражение в многочисленных научных публикациях. Это связано с возрастанием роли инновационной деятельности как важнейшего фактора повышения эффективности деятельности промышленных предприятий.

     Сложившееся положение во многом обусловлено  сложностью и многогранностью проблем  инновационной сферы промышленных предприятий.

     Целью данной работы является обоснование  и разработка вопросов повышения  эффективности инновационной деятельности на основе выявления и использования, имеющихся у промышленных предприятий резервов, на примере инновационного проекта ОАО «ПЗТО».

     В соответствии с указанной целью  в работе поставлены следующие задачи:

-исследовать сущность инновационного предпринимательства;

- рассмотреть  классификации инноваций;

- провести  технико-экономическую характеристику  предприятия; 

- провести  анализ эффективности инновационного проекта;

  - предложить мероприятия по усовершенствованию организации; инновационной деятельности на предприятии.

     Предметом исследования являются организационно-экономические  отношения, возникающие в ходе проведения инновационной деятельности промышленным предприятием повышения ее эффективности на основе мобилизации резервов инновационной деятельности. Объектом исследования является открытое акционерное «Пензенский завод технологического оборудования». 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИННОВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      1.1. Сущность инновационного  предпринимательства

 

      Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого  использования технико-технологических  нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства» . [1,с.462]

       Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства: 1) инновация продукции; 2) инновация технологии; 3) социальные инновации. [2,с.528]

       Первый вид инновационного предпринимательства—  инновация продукции — представляет  собой процесс обновления сбытового  потенциала предприятия, обеспечивающий  выживаемость фирмы, увеличение  объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

       Второй вид — инновация технологии  — это процесс обновления производственного  потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

       Последний вид инновационного  предпринимательства — социальные  инновации — представляет собой  общий процесс планомерного улучшения  гуманитарной сферы предприятия.  Применение инноваций такого  рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом. [3,с.224]

       На основе способа организации  инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

      1) инновационное предпринимательство  на основе внутренней организации,  когда инновация создается и  (или) осваивается внутри фирмы  ее специализированными подразделениями  на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

      2) инновационное предпринимательство  на основе внешней организации  при помощи контрактов, когда  заказ на создание и (или)  освоение инновации размещается  между сторонними организациями;

       3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

       Наиболее часто используемой  является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».

       В основе всех видов инновационного  предпринимательства лежит создание  и освоение новых видов продукции  (товаров, услуг), изготовление, создание  вещей, ценностей, благ, понимаемое  в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. [4,с.428]

     Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск  необходимых ресурсов; управление созданным  предприятием. Для инновационного предпринимательства  эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схеме представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки:

     Формирование  инновационных идей

     

     Отбор наиболее перспективных идей

     

     Детальная разработка замысла и его экспертная оценка

     

     Разработка  всех деталей бизнес-плана в отношении  отобранных идей

     

     Экспертная  оценка бизнес-плана

     

     Экспериментальное производство товара и испытание  в условиях рынка

     

     Корректировка схемы производства и продвижения  товара на рынке

     

     Начало  массированного производства товара и  его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы

       Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия — поиск новой идеи, на которой мы и остановимся более подробно. Осуществление предпринимательской деятельности всегда основано на какой-то конкретной идее. Предпринимательская идея, в основе которой — активность и решительная, продуманная во всех деталях инновационная инициатива самого предпринимателя, может охватывать как процесс производства в целом, так и один или несколько его отдельных частей. Если сосредоточить внимание именно на фрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основные направления в деятельности предпринимателя, возможные для реализации идеи, т. е. полного или частичного обновления предприятия: - изменение системы управления производством; -применение новой техники или технологии; -использование новых более экономичных или прочных материалов в производстве товара; -улучшение дизайна, упаковки товара; -принципиально новая схема организации рекламной кампании предприятия и т. д. [5,с.176]

     Таким образом, задача предпринимателя-новатора— реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

1.2.Классификация  инноваций, характеристика их организационных форм

     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. [6,с.160]

Информация о работе Инновация на предприятии