Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:44, контрольная работа
Целью данной работы является определение проблем связанных с управлением инновационных процессов.
Задачи исследования:
• Изучение роли и значения инновационных процессов;
• Исследование процесса управления инновационными процессами;
• Выявление сущности управления инновационными процессами;
Введение…………………………………………………………………..……3
1. Понятие инновации и инновационного процесса………………………...4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………….....4
1.2 Инновационный процесс. Его этапы и факторы………………………...6
1.3 Роль и значение инновационного процесса………………………….......9
2. Управление инновационным процессом……………………………….....11 2.1 Технология управления инновационным процессом………………......17
3. Содержание управления инновационными процессами……………...…22
3.1 Особенности управления инновациями…………………………………22
3.2 Анализ эффективности инновационной деятельности………………...24
Заключение…………………………………………………………….….27
Список использованной литературы………………………………..…..28
Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:
На практике используются
оба подхода с преобладанием
одного из них. При этом крупные передовые
западные компании часто проводят реорганизацию
своего научно-производственного
Для разработки и производства
инновации, как правило, создают
специальные подразделения, действующие
подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно
осуществляющие свою производственную
и рыночную политику до тех пор, пока
динамично растут объем продаж и
прибыль. Если рост замедляется, то проводят
реорганизацию: слияние подразделения
с другими или изменение его
внутренней структуры, в т.ч. деление
на более мелкие самостоятельные
звенья. Если сразу у нескольких
подразделений одновременно возникают
общие научно-технические
В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:
Характерной тенденцией развития
инновационной деятельности является
поиск предприятиями
В современных условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п. Связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.
Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:
Роль мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:
Необходимость поиска принципиально
новых подходов в сочетании с
требованиями быстрого и гибкого
внедрения результатов в
3. Содержание управления инновационными процессами.
3.1 Особенности управления инновациями.
Инновации, как объект управления,
обладает таким набором особенностей,
которые требуют использования
специальных приёмов и методов
для управления ими. В течение
сорока последних лет управление
инновациями (УИ) формировалось как
особая профессиональная область
деятельности и самостоятельная
дисциплина, вооружающая руководителей
технологиями и инструментальными
средствами планирования, контроля и
координации. Современная техника
УИ начала формироваться в США
во время работы над такими крупномасштабными
проектами, как «Манхэттэн» (атомная
бомба), «Полярис» (создание подводных
лодок с баллистическими
В конце 1950-х гг. в числе первых методов управления инновациями были разработаны
методы сетевого планирования и управления:
– Диаграмма Ганта (Gantt chart – разделение всего проекта на определённую последовательность составных частей) – широко используется в современных пакетах прикладных программ по управлению исследованиями и разработками;
– PERT (Program Evaluation and Review Technique – техника оценки и обзора проектов) – впервые использовалась в проекте «Полярис» фирмами «Локхид» и «Буз Аллен»; – CPM (Critical Path Method – метод определения критического пути) – был разработан фирмой «Дюпон».
В начале 1960-х гг. начался поиск методов управления и организационных структур, способных быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям исследований и разработок. В 1970-е гг. внедрение больших компьютерных систем обработки и передачи информации, растущие масштабы и технологическая сложность деятельности предприятий в условиях жёсткой конкуренции способствовали тому, что всё большее число компаний стало развивать и использовать методы управления инновациями.
Руководитель должен согласовывать
и удовлетворять противоречивые
интересы всех сред (социальной, организационной,
технической, финансовой, политической),
на пересечении которых
Применение методов и средств управления позволяет не только достичь результатов требуемого качества, но и экономить деньги, время, другие ресурсы, снижает риск и повышает надёжность, так как помогает:
– определить цели инновационного проекта и провести его обоснование;
– выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы и т.п.);
– определить необходимые объёмы и источники финансирования;
– подобрать исполнителей, в частности, через процедуры торгов и конкурсов;
– подготовить и заключить контракты;
– определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
– произвести калькуляцию и анализ затрат;
– планировать и учитывать риски;
– организовать реализацию проекта, в том числе подобрать команду;
– обеспечить контроль за ходом выполнения инновационного проекта.
Выбор соответствующих методов и средств управления определяется сложностью, масштабом и типами инновационных проектов. Причём основные сложности возникают на начальных этапах, когда принимаются основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств. Предприятия должны уметь прогнозировать изменения и реализовывать инновации таким образом, который позволит им извлекать преимущества из происходящих изменений. Организационная культура фирмы, в конечном итоге, определяет количество и тип проводимых инноваций. Инновации необходимы для того, чтобы фирмы имели возможность: оставаться в бизнесе; получать преимущество в конкурентной борьбе; повышать качество продукции и услуг; восхищать потребителей; привлекать и сотрудничать с наилучшими исполнителями.
ХХ в. как период, актуализирующий
научно-технические инновации (нововведения).
Именно эта составляющая научно-технического
прогресса (другая его составляющая
– научно-технические
- Базисные – реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники.
- Улучшающие – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла предприятия.
- Псевдоинновации – направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
По факту возникновения инновации делят на два вида.
- Реактивные – направлены на выживание предприятия, они необходимы как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
- Стратегические – носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру использования инновации делятся на:
– продуктовые;
– рыночные;
– инновационные процессы, направленные на разработку и внедрение новых технологий, организацию производства и управления;
– социальные;
–комплексные, представляющие единство нескольких видов улучшений.
В процессе использования старых технологий и техники издержки производства остаются на уровне выше средних по отрасли, и производство становится убыточно. Обновление продукции и своевременное появление её на рынках сбыта увеличивает вероятность получения добавочной прибыли (научно-технической ренты).
Эффективность инноваций
непосредственно определяется их способностью
сберегать соответствующее
- продуктовое (улучшение качества и рост товарного ассортимента);
- технологическое (рост производительности труда и улучшение его условий);
- функциональное (рост эффективности управления);
- социальное (улучшение качества жизни за счет использования инноваций).
Следовательно, экономическая ценность инновации определяется ростом прибыльности, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала. Цель нововведений в производстве - его интенсивное развитие, повышение эффективности использования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности бизнеса. Эффект от нововведений проявляется также в социальной сфере, где за счет повышения доходов более полно удовлетворяются общественные потребности и улучшается безопасность жизни. Таким образом, эффект инновационной деятельности является многоаспектным: