Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:44, контрольная работа
Целью данной работы является определение проблем связанных с управлением инновационных процессов.
Задачи исследования:
• Изучение роли и значения инновационных процессов;
• Исследование процесса управления инновационными процессами;
• Выявление сущности управления инновационными процессами;
Введение…………………………………………………………………..……3
1. Понятие инновации и инновационного процесса………………………...4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………….....4
1.2 Инновационный процесс. Его этапы и факторы………………………...6
1.3 Роль и значение инновационного процесса………………………….......9
2. Управление инновационным процессом……………………………….....11 2.1 Технология управления инновационным процессом………………......17
3. Содержание управления инновационными процессами……………...…22
3.1 Особенности управления инновациями…………………………………22
3.2 Анализ эффективности инновационной деятельности………………...24
Заключение…………………………………………………………….….27
Список использованной литературы………………………………..…..28
Большинство необходимых обществу инновационных проектов, так или иначе, связано с эксплуатацией, модернизацией, обновлением активов, которые достались с советских времен. Это наш основной капитал. Что делать с активом, стоимость которого близка или равна нулю, с активом, производительность которого не поддается прогнозной оценке? Ответ заключается в том, что в ситуации, когда нельзя капитализировать сам актив, можно и нужно построить капитализируемый проект его модернизации. Это и будет стратегией инновационного развития актива.
Россия одна из самых богатых стран мира по запасам основных видов природных ресурсов. Занимает первое место в мире по запасам нефти, газа и леса на душу населения. Второе место по запасам угля и железной руды. Третье - по запасам пресной воды. Она - одна из основных экологических стабилизаторов планеты. Ее вклад в сохранение экологической устойчивости мировой экосистемы в 2 раза превышает вклад таких стран, как США и Канада вместе взятых, Бразилии и Австралии. Однако компании сырьевых отраслей не предъявляют высокого спроса на реализацию научного потенциала.
Кризис научно-технической
Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Снижение объемов государственного финансирования науки не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не полностью использован.
Современная структура приоритетов
государственного финансирования в
России похожа на послевоенную ситуацию
в развитых странах: многократное превышение
доли технических наук по сравнению
с науками о жизни, и особенно
финансированием исследований в
интересах здравоохранения. Действующие
в России списки критических технологий,
по оценкам экспертов и по результатам
опросов предприятий, мало влияют на
решение задачи изменения структуры
приоритетов и повышение
В то же время сравнение России и других развитых стран по доле затрат на гражданские исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) свидетельствует об относительно небольших масштабах науки и инновационной деятельности в экономике. Российский показатель - 0,9% ВВП - существенно ниже американского (2,4%), японского (2,9%) и среднеевропейского (1,5%).
Формирование инновационной
Ключевым фактором эффективного функционирования
инновационной системы России в
рыночных условиях должно стать появление
крупных компаний, заинтересованных
в постоянном обновлении структуры
выпуска под давлением
Опыт развитых стран со всей убедительностью
показывает, что именно крупным корпорациям
доступна организация инновационных
процессов на магистральных направлениях
технического прогресса, именно они
выступают системным
В результате экономических реформ
в России большинство позитивных
тенденций действует в
В инновационном сообществе сложилось
твердое убеждение, что эффективные
технологии распространяются у нас
вопреки, а не благодаря усилиям
государства. Государственные программы
не всегда направлены на то, чтобы способствовать
сближению между научно-
Только в 2003 г. провозглашен поворот в этой области, когда Минпромнауки начало реализацию программы мегапроектов с целью выработки инновационного подхода к государственному финансированию НИОКР и стимулирования высокотехнологичных отраслей промышленности. Оказалось, что многие темы и проекты, финансируемые из госбюджета, плохо взаимосвязаны, фрагментарны и не дают возможности оценки по критериям эффективности, полезности, применимости, размера добавленной стоимости. Поэтому возникла идея консолидации ресурсов на нескольких масштабных вертикально управляемых проектах, которые иногда сравнивают с крупными советскими проектами 1940-1960-х гг.
В министерство было подано около 500 заявок
от частных компаний, государственных
предприятий и НИИ. Из них только
24 соответствовали основным критериям
селекции. Экспертная комиссия отобрала
11 приоритетных направлений (в их числе
и новейшие научно-технические
Таким образом, в России начали реализовываться новые, соответствующие мировому опыту подходы к выбору государственных приоритетов научного и технологического развития. Механизмы согласования интересов предполагают участие политических лидеров и наиболее значительных участников инновационного процесса - глав министерств и ведомств, финансирующих исследования и разработки, крупных корпораций подрядчиков, мелких наукоемких компаний, а также лидеров научного сообщества. Эффективная работа этих механизмов требует опоры на разнообразные аналитические методы: прогнозирование, планирование, экспертизу и мониторинг, составление перечней критических технологий с привлечением большого числа экспертов из научного сообщества.
Особо важной задачей реформирования государственного сектора науки является рационализация финансовых потоков бюджета: повышение роли оценки результатов программ и проектов, свертывание бесперспективных направлений, использование оценок рыночных перспектив для оптимизации управления программами и проектами и повышения их эффективности.
2.1 Технология управления инновационным процессом.
Инновационный проект - как частный случай широко распространенного на практике инвестиционного проекта представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Разработке инновационного проекта предшествуют:
Первым этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские работы (НИР). Предпосылкой эффективности НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Но в любом случае НИР включает как фундаментальные, так и прикладные исследования. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки - частные фирмы.
Основные стадии проведения НИР следующие:
НИР выполняют в научно-
Вторым этапом разработки инновационного проекта является проведение ОКР, основные стадии которых следующие:
ОКР - наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется частными компаниями.
НИОКР являются центральными
звеном инновационного процесса. От того,
насколько успешно научно-
Третий этап разработки инновационного проекта - подготовка производства и выход на мощность, т.е. постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации выпуска нового изделия или освоенного другими предприятиями.
Подготовка производства включает в себя пуск и проверку технологического оборудования, запуск в производство установочной серии, проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии, доработка и корректировка технологической и другой документации. Установочная серия или первая промышленная партия изделий выпускается в целях проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции, соответствующей требованиям научно-технической документации и потребителей. Образцы установочной партии, прошедшие приемо-сдаточные и квалификационные испытания, могут быть представлены на рынке новшеств (участие в рекламной компании, демонстрация на выставках, в торговых центрах и т.п.). После завершения работ по подготовке производства происходит выход на мощность.
Все вышеназванные этапы инновационного проекта называются предпроизводственными, на них формируют изделие, его качество, технический уровень, прогрессивность.
Четвертый этап инновационного проекта - производство созданной продукции в соответствии с портфелем заказов.
Пятый этап - эксплуатация (для изделий длительного пользования) или потребление (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком. Взаимоотношения между производителем и потребителем определяет договор на поставку.
интеграция Предприятия, которые наряду с традиционной осуществляют и инновационную деятельность, имеют возможность выбрать наиболее подходящую форму реализации инновационных проектов.