Инновационный климат организации ОАО Волгограднефтемаш

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Основной характеристикой инновационного развития компании является стратегическая инновационная активность, которая становится основополагающей для сохранения преимуществ компании среди конкурентов [Балабанов, И. Г. Инновационный менеджмент / И. Г. Балабанов. – М.: Акалис, 1996. – 416 с.]. Под инновационной активностью предприятия следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить

Содержание

Введение 3
Глава 1 Инновационный климат и инновационный потенциал 6
1.1Понятие и сущность инновационного климата 6
1.2Понятие и сущность инновационного потенциала 9
1.3Способы оценки инновационного потенциала и инновационного
климата компании 11
Глава 2Система управления инновационным климатом и
инновационным потенциалом на примере предприятия
ОАО «Волгограднефтемаш» 16
2.1 Характеристика ОАО «Волгограднефтемаш» 16
2.2 Система управления инновационным климатом
и инновационным потенциалом компании 23
2.3 Исследование инновационного потенциала и инновационного
климата компании 25
2.4 Основные направления совершенствования системы
управления инновационным климатом и инновационным
потенциалом компании ОАО «Волгограднефтемаш» 34
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение 41

Работа содержит 1 файл

инновационный климат организации курсовая.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

 

767

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                   3

Глава 1 Инновационный климат и инновационный потенциал           6

1.1Понятие и сущность  инновационного климата            6

1.2Понятие и сущность  инновационного потенциала             9

1.3Способы оценки инновационного  потенциала и инновационного 

климата компании               11

Глава 2Система управления инновационным климатом и 

инновационным потенциалом  на примере предприятия  

ОАО «Волгограднефтемаш»               16

2.1 Характеристика ОАО «Волгограднефтемаш»                                     16

2.2 Система управления  инновационным климатом 

и инновационным потенциалом  компании           23 

2.3 Исследование инновационного  потенциала и инновационного 

климата компании               25

2.4 Основные направления совершенствования системы

управления инновационным  климатом и инновационным 

потенциалом компании ОАО «Волгограднефтемаш»          34

Заключение                         37

Список использованной литературы                                                         40

Приложение                                                                                                  41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одним из стратегически  выгодных направлений развития компаний является инновационное.

Основной характеристикой  инновационного развития компании является стратегическая инновационная активность, которая становится основополагающей для сохранения преимуществ компании среди конкурентов [Балабанов, И. Г. Инновационный менеджмент / И. Г. Балабанов. – М.: Акалис, 1996. – 416 с.]. Под инновационной активностью предприятия следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал  необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Другими словами, инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что инновационная активность предприятий  является основной характеристикой  его инновационного развития. Активное использование инноваций существующими  компаниями позволяет достичь достаточной  степени технологической независимости, обеспечивает повышение их эффективности  и конкурентоспособности. Кроме  того,  инновационная активность предприятий и организаций непосредственно  связана с их инвестиционной деятельностью, которая качественно зависит  от инноваций.

Инновационная деятельность компаний, в конечном счете, способствует экономическому росту и повышению  качества жизни его сотрудников. Основными параметрами оценки инновационной деятельности компаний являются инновационный климат и инновационный потенциал, которые позволят определить готовность компании к внедрению инновации.

 Инновационная деятельность предприятия - это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления. Необходимость инновационного развития любой организации предъявляет новые требования к содержанию и методам управленческой деятельности в этой организации.

Актуальность данного  исследования состоит в динамичном развитии промышленности города и стремлении собственника получить абсолютное доминирование  на своем секторе рынка. А поскольку  инновационная деятельность есть одно из основных преимуществ сохранения  и расширения доли рынка, то она должна быть под контролем, т.е. необходимо оценивать потенциал и климат. Такой анализ позволит выявлять сильные  и слабые стороны работы компании, которые компании необходимо усилить.

Целью исследования является оценка инновационного климата и  инновационного потенциала ОАО «Волгограднефтемаш» и разработка направлений для совершенствования системы управления инновационным климатом и потенциалом в целях повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть сущность  инновационного климата и инновационного  потенциала;

- рассмотреть методы их  оценки;

- проанализировать систему  управления инновационным климатом и потенциалом предприятия;

- провести оценку инновационного  климата и инновационного потенциала  на предприятии;

- разработать мероприятия  для совершенствования системы  управления инновационным климатом  и инновационным потенциалом.

Предмет исследования инновационная  деятельность предприятия.

 Объект исследования – ОАО «Волгограднефтемаш».

  В первой главе рассмотрены понятие и содержание инновационного климата и инновационного потенциала, способы их оценки. 

Во второй главе представлена характеристика исследуемого предприятия, проведен анализ существующей на предприятии системы управления инновационным климатом и инновационным потенциалом, проведена оценка инновационного климата и инновационного потенциала ОАО «Волгограднефтемаш». А также разработаны мероприятия для совершенствования инновационного климата и инновационного потенциала исследуемого предприятия с целью повышения конкурентоспособности на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Инновационный  климат и инновационный потенциал.

    1. Понятие и сущность инновационного климата.

Инновационный климат –  это состояние внешней среды  организации, содействующее или  противодействующее достижению инновационной  цели. Проявляется через влияние  на инновационный потенциал [Гунин, В. Н., Баранчеев, В. П., Устинов, В. А., Ляпина, С. Ю. Управление инновациями; М.: ИНФРА-М, 2000г.].

Другие авторы под инновационным  климатом понимают совокупность внешних  условий, влияющих на инновационный  потенциал предприятия [Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2001. – 575 с .]:

·   возможности для  производства новых или улучшенных видов продукции или услуг (процессные и технологические инновации);

·   возможности для  изменения социальных отношений  на предприятии (кадровые инновации);

·   возможности для  разработки новых методов управления (управленческие инновации);

·   возможности для  создания новых механизмов продвижения  продукции на рынок (рыночные инновации);

·   возможности приобретения ноу-хау, патентов;

·   законодательная  база, низкая ставка рефинансирования, льготное налогообложение;

·   взаимодействие власти и бизнеса;

·   практика коммерциализации технологий.

Барьеры инновационного климата  выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые  направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия существенно  снижается.

В макросреде организации  выделяют четыре основные стратегические сферы: социальная, технологическая, экономическая  и политическая. Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Объектом анализа выступают  сферы внешней макросреды, а предметом  – их влияние на инновационные  цели и стратегии, т.е. определение  инновационного макроклимата. При необходимости  можно углубить объект анализа за счет других векторов – территориального и отраслевого. Известно, что состояние  сфер внешней макросреды оказывает  влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно на внутреннюю среду организации [Лисин Б., Фридлянов Б. Инновационный потенциал как фактор развития (Межгосударственное социально-экономическое исследование). -124 С.].

Объект анализа – зоны микросреды.

Предмет – их влияние  на инновационные цели и стратегии  через влияние на  инновационный  потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата.

Можно выделить 10 основных условий  поддержания инновационного климата:

1. Предоставление необходимых ресурсов. Поддержание творческого климата в организации требует значительных ресурсов, включающих время, умения, деньги и информацию. Особенно важно время, так как мало хороших идей рождается в спешке.

2. Распространение идей внутри организации. Либерализация обмена идеями и информацией в организации способствуют лучшему освещению проблемы и снижают сопротивление нововведениям.

3. Стимулирование открытых групповых процессов. Все группы работников, связанные с созданием новых продуктов (процессов) должны поощряться в отделении генерирования идей от оценки идей. Особое значение имеет, чтобы члены проектных групп чувствовали себя свободными в выражении своего мнения.

4. Признание стоящих идей. Лучший способ стимулировать открытость мнений - постоянное признание и оценка заслуг людей, выдвигающих ценные идеи.

5. Выражать доверие работникам. Признание ценности идей - один из способов показывать работникам, что вы доверяете их способностям и признаете их преданность делу. В более общем смысле, показывать доверие может быть частью общей философии менеджмента, основанной на использовании творческого потенциала всех работников.

6. Подчеркивать профессионализм. Неотъемлемая часть доверия к работникам - подчеркивание ценностей и уровня профессиональных знаний ключевых специалистов организации. Лучшим специалистам должны быть предоставлены условия профессионального роста, возможности общения с коллегами на семинарах, выставках, конференциях и т.п.

7. Признавать потребность работников в автономии. Большинство специалистов достигают максимума в работе, когда они внутри мотивированы не только возможным вознаграждением, но и содержанием работы. Ощущение свободы творчества возникает лишь при определенном уровне независимости в работе.

8. Давать возможность поскользнуться. Независимость в работе неизбежно связана с ошибками. Нельзя считать несистематические ошибки намеренными проступками или преступлениями.

9. Использовать децентрализованные структуры принятия решений. Значительная часть решений по поводу инновационной деятельности может быть передана на нижние уровни управления при должном разделении прав и ответственности.

10. Ослаблять формализацию организационной структуры. Инновации постоянно требуют активной координации между функциями и подразделениями, что не достижимо при использовании исключительно формальных структур управления. Изыскивайте возможности для организации общения специалистов вне служебной обстановки и использования целевых групп.

Значительная часть задач  по поддержанию инновационного климата  в организации решается путем  разработки и последовательной реализации адекватных форм и методов материального  стимулирования [Суворова А.Л. Инновационный менеджмент / А. Л. Суворова. М.: Инфра-М, 1999. – 383 с.].

В зависимости от состояния инновационного климата в организации происходит достижение и не достижение инновационной цели. Для создания благополучной среды, для достижения целей организации необходима разработка понятных персоналу методов стимулирования.

    1. Понятие и сущность инновационного потенциала.

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.  Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Инновационный потенциал  организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных  преобразований и внедрения инноваций.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал  предприятия, научно-технической организации  – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия [7 Сурин, А. В., Молчанова, О. П. Инновационный менеджмент / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. – М.: ННФРА-М, 2008. – 366 с.]. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

Информация о работе Инновационный климат организации ОАО Волгограднефтемаш