Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.
Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6
1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10
1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11 1.3 Психологические основания новых образовательных стандартов начального обучения РФ………………………………………………………..13
1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15
2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17
2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго
поколения ……………………………………………………………………….17
2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25
Заключение…………..……………………………………………………..…...33
Библиографический список………………..…………………………………35
Приложение……………………………………………………………………..38
Собранный фактический материал указывает
на наиболее вероятные факторы риска:
наукоемкость предлагаемой модели,
отсутствие в ОУ специалистов для осуществления
комплексной диагностики учащихся, а также
нечеткость рекомендаций по организации
воспитания младшего школьника.
Заключение
В результате анализа литературы по теме исследования удалось установить, что изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный.
Изучая основные теоретические положения ФГОС, приходим к следующим выводам:
1. Раньше безусловным ориентиром образования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как способность адаптации личности в обществе. Теперь образование все больше ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
2. Будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий. Для этого образование в России обязано перейти в особый инновационный режим развития, в котором возможно сохранить лучшие традиции нашего народного образования и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем, соотносить наше образование с мировыми нормами и стандартами.
3. Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных информационных технологий в учебном процессе. Предусмотрена разработка электронных ресурсов, системы порталов и дистанционных технологий образования.
4. Основополагающими принципами образования являются доступность, прозрачность, качество, непрерывность и постоянное обновление, конкурентоспособность. Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед нами стоит задача формирования не принципиально новой системы образования, а принципиально новых ее возможностей. Поэтому приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные Правительством, являются конкретизацией основных положений Концепции модернизации российского образования с учетом современных условий.
В результате социологического
опроса и анкетирования
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абанкина Т.В. Экономика школы и новый образовательный стандарт // Народное образование. - №6. - 2010.
2. Архив файлов федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/ db/portal/nach/archiv_new.htm (дата обращения: 02.12.2010).
3. Виноградова Н.Ф. Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования // Управление начальной школой.- №8.- 2010.
4. Глебова
Л. Какие нововведения ожидают российских
детей и их родителей // Вести ФМ. URL: http://nou-stupeni.ru/opinion/
5. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К., 2004.
6. Еньшина Н.А. Инновационные процессы в образовании. - Барнаул, 2002 г.
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
8. Ковалёва Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов // Народное образование. - №5. - 2010.
9. Кондаков А.М. Федеральный и государственный стандарт общего образования и подготовки учителя // Педагогика. - №5. - 2010.
10. Кузнецов
А. Школы обяжут заниматься внеурочной
работой. РИА «Новости». URL: http:// rian.ru/edu_analysis/20091029/
11. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.
12. Логин 0. Новый стандарт общего образования. URL: http:// standart.edu.ru(дата обращения: 04.12.2010).
13. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. - №7. - 2008.
14. Нурбекова М.А. Кетпен Ж.М., Ешанкулова К.Ж. Психолого-педагогические условия готовности учителей к реализации инновационных образовательных технологии в школе.- К., 2006.
15. Низиенко Е. С 1 сентября 2011 года все первоклассники будут обучаться по новому образовательному стандарту URL: http: // mon. gov.ru / press/news/8208/ (дата обращения: 14.02.2011).
16. Осипова Е.А. Система оценки качества образования: анализ региональных и общероссийских особенностей // Стандарт и мониторинг в образовании. - №6. - 2010.
17. Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 // Логопед. - №8. - 2010.
18. О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования // Школа и производство. - №1. - 2009.
19. Проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения) // Начальное образование. - №1. - 2010.
20. Погребняк Л.П. Управление образовательным учреждением: Организационно-педагогические и правовые аспекты: В вопросах и ответах.
21. Розина Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. - №3. - 2007.
22. Рыжаков М. О новом образовательном стандарте. Единый школьный портал г.Саратова. URL: http://66.school saratov.ru/ index.php?page=art&id=727(дата обращения: 10.03.2011).
23. Скрипова Н.Е. Новый образовательный стандарт в действии // Управление начальной школой. - №12. - 2010.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
25. Чиндилова
О.В. Стандарты начального образования
приняты. Что дальше?. Общественно-государственная
экспертиза в образовании. URL: http://www.fsu-expert.ru/node/
Уважаемый, коллега!
Примите участие в обсуждении вопроса о введении нового федерального государственного образовательного стандарта и готовности участников образовательного процесса к данному переходу. Анкета заполняется анонимно.
Общие сведения о педагоге:
1.Ваш возраст:__________
2.Образование:__________
3.Укажите свой
стаж работы в должности
Выбрав вариант ответа, отметьте его знаком «×»
Из средств массовой информации , от администрации школы , от коллег
ДА
ЧАСТИЧНО
НЕТ
КООРДИНАЛЬНО НЕЗНАЧИТЕЛЬНО
если да, то где? ДА НЕТ
______________________________
______________________________
ОТРИЦАТЕЛЬНО НЕ ИЗМЕНИТСЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНО
______________________________
В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ ЧАСТИЧНО
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ