Инновационные изменения в системе начального образования в связи с введением стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6

1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10

1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11 1.3 Психологические основания новых образовательных стандартов начального обучения РФ………………………………………………………..13

1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15

2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17

2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго

поколения ……………………………………………………………………….17

2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25

Заключение…………..……………………………………………………..…...33

Библиографический список………………..…………………………………35

Приложение……………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 113.89 Кб (Скачать)

   

     Собранный фактический материал указывает на наиболее вероятные факторы риска: наукоемкость  предлагаемой модели, отсутствие в ОУ специалистов для осуществления комплексной диагностики учащихся, а также нечеткость рекомендаций по организации воспитания младшего школьника. 

Заключение 

     В результате анализа литературы по теме исследования удалось установить, что изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный.  

Изучая  основные теоретические положения ФГОС, приходим к следующим выводам:

1. Раньше безусловным ориентиром образования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как способность адаптации личности в обществе. Теперь образование все больше ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

2. Будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий. Для этого образование в России обязано перейти в особый инновационный режим развития, в котором возможно сохранить лучшие традиции нашего народного образования и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем, соотносить наше образование с мировыми нормами и стандартами.

3.  Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных информационных технологий в учебном процессе. Предусмотрена разработка электронных ресурсов, системы порталов и дистанционных технологий образования.

4. Основополагающими принципами образования являются доступность, прозрачность, качество, непрерывность и постоянное обновление, конкурентоспособность. Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед нами стоит задача формирования не принципиально новой системы образования, а принципиально новых ее возможностей. Поэтому приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные Правительством, являются конкретизацией основных положений Концепции модернизации российского образования с учетом современных условий.

     В результате социологического  опроса и анкетирования участников  образовательного процесса удалось  выделить положительные и отрицательные  факторы влияния на процесс  внедрения ФГОС нового поколения.  Сегодня, когда мир находится в очень высокой динамике развития, знания обновляются,  при старом подходе мы никогда  не успеем за этим процессом, и стандарты придется обновлять ежегодно. Поэтому стандарты второго поколения диктуют нам не  просто "транслировать" знания в голову ребенка, а научить его самостоятельно добывать знания, использовать их  в повседневной деятельности. При такой модернизации самым сложным «предметом» является учитель. Именно ему придется освоить новые педагогические технологии, новую систему отработки и оценки знаний при сохранении традиций фундаментального российского образования. 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абанкина Т.В. Экономика школы и новый образовательный стандарт // Народное образование. - №6. - 2010.

2. Архив файлов федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/ db/portal/nach/archiv_new.htm (дата обращения: 02.12.2010). 

3. Виноградова Н.Ф. Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования // Управление начальной школой.- №8.- 2010.

4. Глебова Л. Какие нововведения ожидают российских детей и их родителей // Вести ФМ.     URL: http://nou-stupeni.ru/opinion/34.php(дата обращения: 12.02.2011). 

5. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К., 2004.

6. Еньшина Н.А. Инновационные процессы в образовании. - Барнаул, 2002 г.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

8. Ковалёва Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов // Народное образование. - №5. - 2010.

9. Кондаков А.М. Федеральный и государственный стандарт общего образования и подготовки учителя // Педагогика. - №5. - 2010.

10. Кузнецов А. Школы обяжут заниматься внеурочной работой. РИА «Новости». URL: http:// rian.ru/edu_analysis/20091029/191150952.html (дата обращения: 11.02.2011).

11. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.

12. Логин 0. Новый стандарт общего образования. URL: http:// standart.edu.ru(дата обращения: 04.12.2010).

13. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. - №7. - 2008.

14. Нурбекова М.А. Кетпен Ж.М., Ешанкулова К.Ж. Психолого-педагогические условия готовности учителей к реализации инновационных образовательных технологии в школе.- К., 2006.

15. Низиенко Е. С 1 сентября 2011 года все первоклассники будут обучаться по новому образовательному стандарту    URL: http: // mon. gov.ru / press/news/8208/ (дата обращения: 14.02.2011).

16. Осипова Е.А. Система оценки качества образования: анализ региональных и общероссийских особенностей // Стандарт и мониторинг в образовании. - №6. - 2010.

17. Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 06.10.2009 № 373 // Логопед. - №8. - 2010.

18. О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования // Школа и производство. - №1. - 2009.

19. Проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения) // Начальное образование. - №1. - 2010.

20. Погребняк Л.П. Управление образовательным учреждением: Организационно-педагогические и правовые аспекты: В вопросах и ответах.

21. Розина Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. - №3.  - 2007.

22. Рыжаков М. О новом   образовательном    стандарте.                   Единый школьный портал г.Саратова. URL: http://66.school saratov.ru/ index.php?page=art&id=727(дата обращения: 10.03.2011).

23. Скрипова Н.Е. Новый образовательный стандарт в действии // Управление начальной школой. -  №12. -  2010.

24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

25. Чиндилова О.В. Стандарты начального образования приняты. Что дальше?. Общественно-государственная экспертиза в образовании. URL: http://www.fsu-expert.ru/node/2236 (дата обращения: 20.03.2011). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               Приложение А

                                                                                (к тексту на стр.28; на 2-х стр.)

Уважаемый, коллега!

Примите участие в обсуждении вопроса  о введении нового федерального государственного образовательного стандарта и готовности участников образовательного процесса к данному переходу. Анкета заполняется анонимно.

Общие сведения о педагоге:

1.Ваш возраст:__________

2.Образование:__________

3.Укажите свой  стаж работы в должности учителя начальных классов:______

Выбрав  вариант ответа, отметьте его знаком «×»

  1. Знаете ли Вы о том, что с 1 сентября 2011 года все школы РФ переходят на новый федеральный государственный образовательный стандарт? ДА    НЕТ
 
  1. Из каких  источников Вы впервые услышали о  данных изменениях в системе начального обучения?
 

    Из средств  массовой информации , от администрации школы , от коллег 

  1. Знакомы ли Вы с текстом ФГСО? 
 

     ДА         ЧАСТИЧНО               НЕТ   

  1. По Вашему мнению, содержание нового стандарта  отличается от предыдущего?
 

          КООРДИНАЛЬНО                   НЕЗНАЧИТЕЛЬНО

  1. Являлись ли Вы участником публичного обсуждения данного вопроса,

    если да,  то где?                           ДА        НЕТ

  1. По какому источнику занимаетесь самообразованием в этом направлении:

    _____________________________________________________________

  1. Какую работу с родителями учащихся Вы предполагаете?

    _____________________________________________________________ 

  1. Считаете  ли Вы необходимой помощь школьного  логопеда в системе начального обучения?     ДА         ЧАСТИЧНО               НЕТ  
 
  1. По Вашему мнению, как отразится введение 35 ч. пребывание в школе на здоровье нынешнего поколения?
 

          ОТРИЦАТЕЛЬНО                  НЕ ИЗМЕНИТСЯ    

           ПОЛОЖИТЕЛЬНО

  1. Какой бы совет Вы дали разработчикам стандарта к его введению:

    __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Созданы ли все необходимые условия для реализации перехода на новый ФГОС в вашем учебном заведении?
 

    В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ                     ЧАСТИЧНО      

    ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

Информация о работе Инновационные изменения в системе начального образования в связи с введением стандартов нового поколения