Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.
Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6
1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10
1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11 1.3 Психологические основания новых образовательных стандартов начального обучения РФ………………………………………………………..13
1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15
2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17
2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго
поколения ……………………………………………………………………….17
2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25
Заключение…………..……………………………………………………..…...33
Библиографический список………………..…………………………………35
Приложение……………………………………………………………………..38
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 6 октября 2009г был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране. В основу содержательной разработки стандарта положена концепция фундаментального ядра содержания образования, которая была разработана в 80-х г. совместной комиссией Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР (во главе разработки стояли академики В.Арнольд и А. Маркушевич) [17].
Федеральный государственный стандарт второго поколения можно рассматривать как общественный договор между семьей, обществом и государством. Так как требования стандарта были сформулированы Институтом социологии РАН на основе результатов проведения масштабного исследования по выявлению и агрегированию требований семьи, общества и государства к результатам образования. Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании, то есть приобретают форму общественного договора — конвенциональной нормы [18].
Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают как важнейшую социальную деятельность общества, неотъемлемый элемент социокультурной модернизации страны, во многом определяющий успешность ее дальнейшего развития. Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание [18].
В основу стандарта были положены две идеи: о построении в России открытого гражданского общества, высказанная Владимиром Путиным, и о том, что школа и система образования должны обеспечить реализацию плана стратегического развития страны до 2020 года - «Плана 2020». Такое целеполагание определило содержательное наполнение стандарта. В рамках ФГОС второго поколения воспитание ребенка рассматривается как комплексная социально-педагогическая, культурная технологию, которая поддерживает развитие человека, общества и государства, способствуя решению стоящих перед ними проблем через трансляцию духовно-нравственного идеала российского общества [12].
Можно говорить о том, что ФГОС вводит понятие - Национальный воспитательный идеал – это высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на обучение, воспитание и развитие которого направлены усилия семьи и школы, взаимодействующих с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями, политическими партиями, СМИ и так далее. Концепция национального воспитательного идеала развивалась усилиями ученых РАО и РАН, и на рубеже XX–XXI веков в демократической России сформулирован новый идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность [2].
Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению [2].
Итак, современное российское образование
должно быть нацелено на формирование
свободной, творческой, инициативной,
саморазвивающейся личности, без которой
невозможно успешное общественное развитие.
1.2
Теоретические и методологические
разработки образовательных
стандартов второго
поколения
При разработке образовательных стандартов второго поколения в полной мере преемственно учитывались механизмы и результаты деятельности Государственной комиссии по разработке содержания среднего образования. Методологические основания инновационной педагогической деятельности отражают общий подход к пониманию процесса образования, сформулированный ФГОС общего начального образования:
1. Идеи культуросообразности, выдвинутые Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, т.е. приведения образования в соответствие с актуальной культурой. Сюда же можно отнести «опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинского. Эти идеи содержатся в основе так называемого культурологического подхода в образовании в 60-х гг.XX в. Его основатели (В. В. Краевский, И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин и др.) актуализировали проблему содержания образования. Им, по мнению его авторов, должна стать не только наука, но педагогически адаптированная культура в целом. В 60-70-х гг. активизировались поиски альтернативы репродуктивному обучению и пути гуманизации школы: система В. А. Сухомлинского, развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), креативная содеятельность ученика и учителя (В. Я. Ляудис), теория личностно-ориентированного образования (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.), педагогика сотрудничества (О. С. Газман, Е. А. Александрова и др.).
Особым явлением в истории образования стал период 80-х гг., который вошел в историю как «движение новаторов» (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, М. Н. Щетинин и др.). Вступая в противостояние с актуальной педагогикой, они утверждали идеи, адекватные культуре нового типа. В этой связи подвергается пересмотру роль и статус учителя как источника знаний (С. А. Гильманов, В. И. Загвязинский, М.М. Поташник, В. А. Сластенин и др.) [5].
2. Антропологические концепции культуры, изучение которых, дает понимание и чуткое реагирование на происходящие изменения. Эти концепции утверждают, что культура - это имеющийся в действительности, реально и объективно существующий образ жизни людей, объединенный в автономные социальные системы ценностей. Актуальными принципами относительно образования здесь являются: культурный плюрализм, межкультурная толерантность, диалогичность.
Педагогический
потенциал
3.Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования состоит, прежде всего, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие свободной в своем самоопределении личности. Разработка новых стандартов базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения [7].
Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий [5].
4. Идея о том, что образование
- не просто обучение детей, а среда для
полноценного развития всех
своих участников. Только тогда оно
способно выполнить историческую миссию:
обеспечивать целостность общественной
жизни различных групп населения, целостность
духовной жизни личности, а главное - целостность
и жизнеспособность различных общностей
людей и в первую очередь - детско-взрослой
общности, которая, по сути, и есть субъект
развивающего образования.
1.3
Психологические
основания новых образовательных
стандартов начального
обучения РФ
Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин). При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта [14].
Инновационность подхода состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования [16].
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач-компетентностей, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, где основными новообразованиями выступают: определение цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (то есть от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов); целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий; признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Соответственно в рамках деятельностной
парадигмы результаты общего образования
должны быть прямо связаны с направлениями
личностного развития и представлены
в деятельностной форме, прежде всего,
могут иметь характер универсальных (метапредметных)
умений. Это обусловливает включение в
состав основных образовательных программ
программы формирования универсальных
учебных действий как совокупности способов
действий учащегося, которые обеспечивают
его способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, в том числе и организацию
этого процесса [18].
1.4
Функции образовательных
стандартов второго
поколения
В сложной диалектике преемственности и инновационности важнейшей функцией стандарта выступает обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», то есть уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.
Другой стратегической функцией выступает стабилизирующая и регламентирующая роль стандартов: обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях перехода к многообразию типов и видов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют государственные требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
В этом положении особенно проявляется преемственность и инновационность второго поколения стандарта. Сохраняя вариативный характер образования, его культурный орнамент, отражающий полиэтнический и поликультурный характер российского общества, он вместе с тем обеспечивает внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Государственный запрос в этом случае заключается, прежде всего, в решении остро стоящей задачи равной доступности образования для всех граждан страны вне зависимости от их социального и имущественного положения, места жительства или иных различий. Инновационным ориентиром развития принципа вариативности образования вступает его реализация путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.