Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.
Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6
1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10
1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11 1.3 Психологические основания новых образовательных стандартов начального обучения РФ………………………………………………………..13
1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15
2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17
2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго
поколения ……………………………………………………………………….17
2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25
Заключение…………..……………………………………………………..…...33
Библиографический список………………..…………………………………35
Приложение……………………………………………………………………..38
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО « Кубанский Государственный университет»
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Кафедра
дефектологии и специальной психологии
Оценка по результатам
защиты:___________________
Секретарь комиссии:
__________________________
«_____» ___________________ 2011г.
Краснодар 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..……………………………………………………
1.1 Стандартизация
начального образования как общественно
значимая проблема…………………………………………………………
1.2 Теоретические
и методологические разработки образовательных
стандартов второго поколения………………………………………………….
1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15
2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17
2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго
поколения ……………………………………………………………………….17
2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25
Заключение…………..……………………………………
Библиографический список………………..…………………………………35
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. В эпоху быстрой смены технологий должна быть сформулирована принципиально новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школ зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Главной характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и готовность к переобучению. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью.
Эти современные процессы и тенденции могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые на данный момент, и определены в новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения. Так же одним из условий такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А. Сластёнин и другие [5]. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Однако, многие вопросы, связанные с внедрением нового содержания, введения в действие и оценкой исполнения требований стандарта, остаются не решенными. Они связаны не только с методическим обеспечением, но и с политикой, экономикой и приобретают характер событий большой общественной значимости.
Цель исследования: изучить условия внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и выявить противоречия методов внедрения инновационных изменений, а так же их специфику в ФГОС нового поколения.
Объект исследования: процесс реформирования начального образования Российской Федерации как целостной педагогической системы в связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Предмет исследования: условия внедрения ФГОС и инновационные педагогические изменения в системе начального образования РФ, в результате реформирования.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, нормативно-правовые документы и информацию в Интернете, связанную со стандартизацией начального обучения.
2. Исследовать педагогическую реальность внедрения нового стандарта начального обучения.
3. Выявить факторы риска при реализации проекта и найти возможные пути их разрешения путём опроса участников образовательного процесса.
Методы исследования: теоретический, наблюдения, анализ научно-методической литературы по данной проблеме, опросные методы (беседа, анкетирование).
База исследования. Социологическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 г. Крымска и МОУ СОШ №1 г. Абинска.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе сделана попытка обоснования факторов риска при реализации внедрения ФГОС и предложены возможные пути их разрешения. Данный материал может быть полезен для всех участников образовательного процесса. Результаты исследовательской работы обсуждались на краевой научно-практической конференции по теме « Роль логопедической службы в реализации новых образовательных стандартов в начальной школе».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (25 наименований), 1-го приложения на 2-х страницах. В работе содержится 2 таблицы, 2 рисунка. Текст работы представлен на 39 страницах.
1.1
Стандартизация начального
обучения как общественно
значимая проблема
Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.
Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования. Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. Значительный опыт накоплен в этом плане в США: в 1984 г., после публикации доклада министерства образования США "Нация реагирует: новейшие меры по усовершенствованию системы образования", началось реформирование государственной образовательной системы: появились стандарты и тесты. А дискуссии не затихают до сих пор [23]. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира.
В российском образовании понятие "стандарт образования" впервые появилось в начале 90-х гг. Реформирование образования началось в нашей стране с принятия в июле 10 числа 1992 года Закона об образовании. За прошедшие годы (в 98 году и в 2004) школе было предложено несколько вариантов стандартов первого поколения, над которыми работали ученые и практики, выстраивая цепочку норм, правил, упорядочивающих содержание образования. Стандарт первого поколения был разработан под руководством академиков РАО, сотрудников ГУ-ВШЭ Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова и утвержден министром Владимиром Филипповым в начале 2004года. А уже в конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г. В отличие от предыдущих разработок стандартов общего образования (2004 год, программы профильного обучения) на разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации определило пять лет. Разработчики предыдущего государственного образовательного стандарта (ГОС) уже понимали, что он требует серьезных изменений. В брошюре стандарта было написано, что он «носит переходный характер» и необходимо приступить к разработке стандарта второго поколения [15].
В России сегодня действуют два стандарта: обязательный минимум содержания общего образования 1998 года и государственный стандарт общего образования 2004 года. Четко разработанные позиции Федерального компонента государственного стандарта в 2004 г. позволили более конкретно обозначить задачи начальной школы.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005-06 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. Научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов – А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО [9].
Экспериментальная проверка отдельных элементов стандарта образования второго поколения началась уже с 2007 - 08 учебного года. И проходила в 14 субъектах Федерации, по два из каждого федерального округа. Введению нового стандарта предшествовало широкое его обсуждение в открытой печати. Проекты стандарта начального образования прошли обязательную научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу. Государственные стандарты и сопровождающие их нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения. При этом с целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период мягкого введения стандартов, в течение которого требования стандартов исполняются общеобразовательными учреждениями на добровольной основе [9]. Все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В 2007 году было принято решение обозначить в стандарте не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения: структура образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, во избежание перегрузки школьников материалом, требования к ключевым компетенциям, которыми они должны овладеть.