Инновационные бизнес-инкубаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить инновационную деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать формы инновационных центров.
3. Оценить инновационную инфраструктуру в России.
3. Определить степень востребованности бизнес-инкубаторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Инновационная деятельность в развитых странах мира 5
1.2 Особенности научно-технической политики 8
1.3 Российская национальная инновационная система 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР» 21
2.1. Предпосылки и сущность бизнес-инкубатора 21
2.2. Функции бизнес-инкубатора 23
2.3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором 25
2.4 Бизнес-инкубаторы в РФ 26
ГЛАВА 3. ИРКУТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР 31
3.1 Историческая справка 31
3.2 Деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора 32
3.3 Бизнес-помощь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

Инновационные бизнес-инкубаторы.docx

— 104.02 Кб (Скачать)

     Согласно  сложившейся классификации, технопарки, также как и бизнес-инкубаторы, относятся к элементам инфраструктуры, обеспечивающим комплексную поддержку  малого предпринимательства. При этом если бизнес-инкубаторы ассоциируются  прежде всего с поддержкой малого бизнеса вообще, то технопарки, в  первую очередь, – инновационного.

     Первые  бизнес-инкубаторы возникли еще в  начале 90-х годов как организации  и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Они облегчают начальные стадии развития новых предприятий, представляя  им физическое пространство для работы, помещения и сооружения на основе совместного пользования, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки. Последний включает постоянную помощь в управлении предприятием, доступ к финансированию, предоставление существенных ценовых льгот, специализированные программы обучения и пр. Подразумевается, что нахождение в бизнес-инкубаторе рассчитано только на несколько первых лет (обычно 2-3 года), достаточных для становления малого предприятия. Таким образом, основная цель программ бизнес-инкубирования – производство успешных "выпускников".

     В 1997 году по инициативе 22-х действующих  бизнес-инкубаторов и организаций, содействующих поддержке и развитию малого предпринимательства, было учреждено "Национальное содружество бизнес-инкубаторов" (НСБИ) с целью координации и  управления процессом становления  бизнес-инкубаторов в регионах России. Предполагалось наладить тиражирование  опыта создания и успешного развития региональных бизнес-инкубаторов.

     Сегодня основными направлениями деятельности НСБИ являются такие, как:

     - обеспечение поддержки уже действующих  и начинающих свою деятельность  бизнес-инкубаторов с помощью  передачи обобщенного и систематизированного  опыта по организации и деятельности  наиболее успешных российских  и зарубежных объектов инфраструктуры;

     - организация обучения и методическая  поддержка; содействие в финансировании;

     - формирование информационной базы  для обеспечения активного взаимодействия  региональных бизнес-инкубаторов  и обслуживаемых ими предприятий,  а также оказание консультационных, юридических и организационных  услуг и проведение аналитических  исследований.

     В конце 90-х годов в рамках НСБИ было проведено маркетинговое исследование работы основных российских инкубаторов  малого бизнеса. На основании проведенных  исследований была выявлена "усредненная" функциональная модель российского  бизнес-инкубатора, которая характеризуется  следующим:

     - по значимости основные функции  в деятельности бизнес-инкубаторов  были оценены так: 43% – сервисное  обслуживание, 24% – учебно-методическое, 17% – финансовое и 16% – психологическая  поддержка;

     - среди клиентов бизнес-инкубаторов  большинство составляют производственные  предприятия (38%) и предприятия  сферы услуг (23%), далее идут  научно-технические компании (15%), торговые (14%), строительные (3%) и другие (7%);

     - среди обследованных бизнес-инкубаторов  61,5% составили инкубаторы универсального  типа, а 38,5% имели определенную  отраслевую или социальную специфику  (производство товаров и услуг,  социально-значимые программы, радиоприборостроение  и т.д.).

     72,7% опрошенных показали, что предельный  срок нахождения предприятий  в бизнес-инкубаторе устанавливается,  а 27,3% предпочитают не вводить  ограничений по срокам. При этом  согласно результатам опроса  более 45% тех, кто ограничивает  время пребывания предприятий  периодом их становления, добиваются  этого путем понуждения – увеличением  размера арендных платежей.

     Сегодня НСБИ, по данным информационного сайта  содружества, объединяет уже 85 бизнес-инкубаторов  из различных регионов России.

     Следует отметить, что бизнес-инкубаторы существуют не только в чистом виде. Часто, в  зависимости от особенностей конкретного  региона, специфики возлагаемых  задач, характера партнерских отношений  и т.д., создаваемая структура  обладает набором признаков, присущих различным структурам поддержки. Бизнес-инкубаторы могут существовать в структуре  технопарков. Кроме того, в своей  эволюции, структура, первоначально  созданная как бизнес-инкубатор, со временем за счет расширения партнерских  отношений может выполнять функции, присущие инновационным центрам, промышленным паркам или каким-то иным элементам  инфраструктуры. Именно так происходил процесс развития инфраструктуры в  России, когда структуры поддержки, созданные первоначально как, например, учебно-деловые центры в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, смогли продемонстрировать высокий  рыночный потенциал и качество команды  менеджеров. На следующих этапах, например, в рамках реализации федеральных  и региональных программ создания инфраструктуры поддержки, именно эти факторы стали  определяющими для того, чтобы  на базе этих центров формировались  новые структуры – агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки и центры поддержки инноваций и так  далее. Таким образом,, бизнес-инкубаторы являют собой лишь часть достаточно разветвленной инфраструктуры поддержки  малого бизнеса. В области поддержки  инновационной активности малого бизнеса  помимо них большую роль играют федеральные  и региональные фонды, формируемые  за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования и осуществляющие отбор и финансирование на возвратной основе инновационных проектов. Крупнейшими  из них являются Российский фонд технологического развития (РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, созданные по инициативе и при непосредственном участии Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в начале 90-х годов.

     Для формирования национальной инновационной  системы, поддержки малых предприятий  осуществляется реализация нового этапа  Межведомственной программы активизации  инновационной деятельности в научно-технической  сфере (на 2007-2009 годы). Первая программа  реализовывалась в период с 1999 по 2000 гг.

     За  прошедшее с начала действия Программы  время, при долевом участии средств  федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород Владимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек. Работа этих центров содействует эффективной реализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта в конкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствует повышению экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

     Инновационный процесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты на инновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего (на 40-80 процентов); возрастает эффективность  использования ресурсов.

     Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно  с Министерством образования  Российской Федерации, Министерством  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создается  многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере России. В рамках этой системы уже прошли обучение и переподготовку сотни  специалистов малых инновационных  предприятий. Важным звеном этой системы  является Российский государственный  университет инновационных технологий и предпринимательства, имеющий 12 своих  филиалов в регионах Российской Федерации.

     Одной из актуальных задач является создание условий, при которых действующие  инновационные структуры могли  бы решать задачи регионального и  федерального уровня по выпуску и  реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства.

     Продолжается  развитие поддержки малых инновационных  предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной  сферы из различных регионов России получают возможности не только реализовать  конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов.

     Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди  системы информационного обеспечения  инновационно-технологических центров. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети "Интернет" открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности.

     Решение задачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требует  привлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализации наукоемких инновационных проектов, и том числе в форме венчурного инвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой. В  этой связи необходимо отмстить активную деятельность Венчурного инвестиционного  фонда, созданного под эгидой Минпромнауки России, а также Российской ассоциации венчурного инвестирования, объединяющей основные институты, действующие на данном рынке. 

 

     ГЛАВА 3. ИРКУТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

3.1 Историческая справка 

     Создание  бизнес-инкубаторов является одним  из самых распространенных и эффективных  инструментов поддержки развития малого предпринимательства со стороны  государства. Первый бизнес-инкубатор  появился в США в 1959 году. В пустующих  после закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без работы, открыли  свои малые предприятия. Этот опыт оказался весьма успешным. В 1985 году в мире действовало  около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 – 470, а в 1995 – уже 1100. Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. В частности, так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании.

     Чаще  всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологий.

     Для формирования национальной инновационной  системы, поддержки малых предприятий  осуществляется реализация нового этапа  Межведомственной программы активизации  инновационной деятельности в научно-технической  сфере. Первая программа реализовывалась  в период с 1999 по 2000 гг.

     За  прошедшее с начала действия Программы  время, при долевом участии средств  федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств, в 24 регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которые входят сотни малых технологических предприятий. При этом в 8 регионах России, обладающих высоким научно-технологическим потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Зеленоград, Нижний Новгород, Владимир), создано 18 федеральных инновационно-технологических центров, в которых разместилось около 400 малых технологических предприятий с общей численностью работающих около 7 тыс. человек. Работа этих центров содействует эффективной реализации имеющегося в регионах интеллектуального продукта в конкурентоспособные товары, стимулирует реальное инвестирование российского частного капитала в инновационную деятельность, способствует повышению экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

     Инновационный процесс ускоряется в 2-3 раза и примерно в 2 раза сокращаются затраты на инновации; возрастает годовой объем реализации продукции на одного работающего (на 40-80 процентов ); возрастает эффективность ис­пользования ресурсов.

     Согласно данным Иркутского областного комитета государственной  статистики, в 2008 году в Иркутской  области инновационной деятельностью  занимались 33 предприятия. Это акционерные  общества «Ангарская нефтехимическая  компания», «Иркутскэнерго», «Иркутский релейный завод», «Падун-хлеб», мясокомбинат «Иркутский», «Ангарский завод катализаторов  и органического синтеза», «Иркутская маслосырбаза», «Иркутскэнергоремонт», «Саянскхимпласт», «Усть-Илимский ЛПК», Иркутский авиационный завод, ООО «Усольехимпром», ООО Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий и другие. Также на территории области функционируют более 60 инновационных предприятий малого и среднего бизнеса

     Основная  часть нововведений была проведена  в целях улучшения качества, расширения ассортимента продукции, видов услуг, сохранения и расширения традиционных рынков сбыта.

     В 2008 году количество поданных организациями  заявок на патенты: на изобретения составило10 шт.

Информация о работе Инновационные бизнес-инкубаторы