Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа
Цель работы – изучить инновационную деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать формы инновационных центров.
3. Оценить инновационную инфраструктуру в России.
3. Определить степень востребованности бизнес-инкубаторов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Инновационная деятельность в развитых странах мира 5
1.2 Особенности научно-технической политики 8
1.3 Российская национальная инновационная система 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР» 21
2.1. Предпосылки и сущность бизнес-инкубатора 21
2.2. Функции бизнес-инкубатора 23
2.3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором 25
2.4 Бизнес-инкубаторы в РФ 26
ГЛАВА 3. ИРКУТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР 31
3.1 Историческая справка 31
3.2 Деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора 32
3.3 Бизнес-помощь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Любопытно, что зарубежные специалисты, пытающиеся работать в России в области высокотехнологичного бизнеса и коммерциализации технологий, обращают внимание в первую очередь на такие препятствия, как:
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. К административно-командной части НИС относится подавляющее число научно-технических организаций РАН, ГНЦ и организаций ВПК.
К
рыночной НИС можно отнести научно-
Все эти субъекты НИС работают на организационных и системных принципах рыночной экономики. Более того, часть из них фактически является элементами глобальной инновационной системы.
В
«старой», самой большой части
НИС, наиболее острой проблемой является
явно избыточное количество научно-исследовательских
институтов советского типа, финансируемых
по принципу «поддержки всей сети организаций».
Это означает, что в науке по-прежнему
реализуется стратегия «
В
«новой» части российской НИС (рыночной)
наиболее острыми, хорошо видимыми проблемами
являются: отсутствие критической массы
малых инновационных
ГЛАВА
2. ПОНЯТИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР»
2.1.
Предпосылки и сущность бизнес-инкубатора
Одной
из самых действенных мер
Главная
задача БИ — помощь открывающим
свое дело, особенно на начальной стадии.
Рабочая группа по развитию промышленности
и предпринимательства
Все это позволяет предпринимателю сконцентрироваться главным образом на начале выпуска продукции (услуги) и выходе на рынок – прочие проблемы ему помогает решать команда БИ: администрация, эксперты, консультанты [2]. БИ можно разделить на три основных группы – по организационно-правовым формам, источникам финансирования и стратегиям развития. Первые две стратегии можно объединить под условным названием «региональная», третью стратегию можно называть «частнопредпринимательской». Рассмотрим поподробнее эти стратегии. «Региональные» БИ решали проблему «воскрешения», экономического развития приходящих в упадок областных центров и отдельных регионов. Они открывались в любых помещениях, которые можно было приспособить для инкубирования малого бизнеса. В основном эти БИ функционировали как инструмент для создания новых рабочих мест. В «региональной» стратегии также можно выделить две составляющие стратегии: базирующаяся на предоставлении фирмам помещений и основанная на дополнительных услугах и патронаже фирм, помимо выделения помещений. В развитых капиталистических странах практически используется только вторая стратегия. Однако в условиях современной России, учитывая крайне высокие ставки за аренду даже первая стратегическая линия – существенная поддержка для малых предприятий. В соответствии с «региональной» стратегией, БИ финансируются и организуются большей частью за счет денежных средств органов власти и правительственных субсидий, например, основным инвестором производственных сооружений может выступать национальный или региональный институт развития, так как он может использовать свой опыт и ресурсы того, чтобы сделать помещения приспособленными под определенные потребности БИ. Материальные активы в этом случае принадлежат институту развития. Таким образом, становится ясно, что осуществить создание БИ возможно только при наличии финансово стабильной структуры.
Теперь обратимся к третьей стратегии развития БИ – «частнопредпринимательской». «Бизнес ангелы», имеющие венчурный капитал, выступают инициаторами по формированию БИ. Основной причиной выбора данной схемы взращивания бизнеса венчурными капиталистами – возможность контролировать своих клиентов, создавая им одновременно и условия для работы. БИ существующие в форме товариществ, акционерных обществ и совместных предприятий, оказались жизнеспособными структурами.
К основным характеристикам БИ можно отнести [11]:
1. Наличие комплексной программы поддержки бизнеса, отвечающую всем требованиям создаваемых предприятий;
2.
Наличие у руководства БИ
3.
Необходимость тщательного
Компании, завершающие свое участие в программе, покидая занимаемые площади и возвращая оборудование БИ, становятся самодостаточными предприятиями. Этого времени достаточно, чтобы предприятие успело наработать внутренние ресурсы необходимого для самостоятельной деятельности уровня, имеют возможность нанимать своих личных консультантов, арендовать площади под свои нужды или искать финансирование [9].
Данный подход к инкубированию зафиксирован и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», в котором также сказано: «Бизнес-инкубатор — это объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг» [7].
Инкубирование
– это прежде всего инициатива
именно стратегического и
2.2.
Функции бизнес-инкубатора
Самая
главная функция любого БИ – сдача
помещений в аренду предпринимателям.
Необходимость помещения, в котором
большое число малых
2.3.
Задачи, решаемые бизнес-инкубатором
Деятельность БИ в основном решает задачи социологического характера и она направлена на:
Стремительный
рост числа БИ в России начался
в период между 1985 и 1995 годами. БИ в
этот период создавались в основном,
как некоммерческие структуры, поддерживаемые
местными администрациями. Основным фактором,
влияющим на решение об открытии БИ
было именно состояние экономики
региона. Чаще всего БИ создавались
с целью увеличения «социального
капитала», заполнения пустующих площадей,
предотвращения оттока трудовых ресурсов,
стимулирования предпринимательства
[3]. Социальная функция БИ в полной
мере раскрылась в период экономического
спада, в начале 90-х годов прошлого
века. Вскоре выяснилось, что бизнес-инкубирование
способствует прямому расширению базы
налогообложения, доходов населения,
притоку инвестиций, увеличению занятости
создает и недостающие
2.4
Бизнес-инкубаторы в РФ
С начала 1990-х в России стали появляться такие важные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса, как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Позднее развитие сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом всех государственных программ поддержки малого предпринимательства, как федеральных, так и подавляющего большинства региональных.