Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа
Цель работы – изучить инновационную деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать формы инновационных центров.
3. Оценить инновационную инфраструктуру в России.
3. Определить степень востребованности бизнес-инкубаторов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Инновационная деятельность в развитых странах мира 5
1.2 Особенности научно-технической политики 8
1.3 Российская национальная инновационная система 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР» 21
2.1. Предпосылки и сущность бизнес-инкубатора 21
2.2. Функции бизнес-инкубатора 23
2.3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором 25
2.4 Бизнес-инкубаторы в РФ 26
ГЛАВА 3. ИРКУТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР 31
3.1 Историческая справка 31
3.2 Деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора 32
3.3 Бизнес-помощь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Во Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева».
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
МВТП
Японии не только определяет стратегию
общего и отраслевого развития промышленности
и внешней торговли, но и имеет
в своем распоряжении достаточно
большой арсенал средств и
методов, позволяющих конкретизировать
эту стратегию. Помимо традиционных
экономических и
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Стратегия
технополисов - это стратегия прорыва
в новые сферы деятельности на
основе развития сети региональных центров
высшего технологического уровня, а
тем самым - это стратегия
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
Германия, Англия, Франция - эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 % [13]. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.
На
основании материалов предыдущих разделов
работы можно выделить следующие
особенности инновационной
Таблица 1.3
Особенности
инновационной политики развитых стран
мира
Направление инновационной политики | Специфика | Страны |
1 | 2 | 3 |
Оптимизация структуры национальной инновационной системы | Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций | Япония, Норвегия. |
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы | США, Франция,
Великобритания. Дания, Норвегия, Швеция. | |
Развитие фундаментальных исследований | Великобритания, Швеция. | |
Стимулирование инновационной |
Стимулирование
сближения университетов и |
США, Финляндия |
Крупные
государственные вложения в науку
и инновационную сферу и |
Израиль, Финляндия,
США. | |
Стимулирование
инновационной активности частного
сектора с привлечением иностранных
капиталов в инновационную |
Великобритания, Ирландия, Корея, Малазия. | |
Окончание табл. 1.3 | ||
1 | 2 | 3 |
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора | Германия, Япония. Новая Зеландия. | |
Интеграция в международные инновационные сети | Комплексная интеграция | Финляндия, Израиль, Нидерланды. Китай |
Технологическая специализация | Корея, Малайзия. | |
Налаживание внутренних инновационных сетей | Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере | США, Норвегия. |
Стимулирование инициативы национальных регионов | Франция, Германия, Финляндия |
1.3
Российская национальная инновационная
система
С
1992 г. в России начался переход
к рыночной модели хозяйствования.
Были реализованы два важных политических
решения - открытость общественной системы
и демилитаризация экономики. Одновременно,
как под влиянием принятых государственных
решений, так и в результате действий
негосударственных субъектов
Масштаб. Трудовые ресурсы сократились, по данным официальной статистики, более чем в два раза, финансовое обеспечение - в несколько раз. Существенно сузился фронт исследований, в силу неконкурентоспособности исчезли целые направления (и организации) в гражданском отраслевом секторе и отчасти в ВПК. При том что государственное финансирование научной и инновационной деятельности ограничено, финансовые рынки пока неразвиты, отсутствует достаточное число крупных фирм, готовых инвестировать в технологические инновации, не хватает начального капитала и бизнес-ангелов. Все это сдерживает инновационную деятельность.
Политические и идеологические ограничения. В основном реализован принцип открытости и включенности отечественной науки в мировые процессы. Десятки тысяч наших ученых и инженеров работают за рубежом, участвуют в международных и совместных проектах. Научно-следовательские организации и отдельные команды выполняют для зарубежных заказчиков работы на сотни миллионов долларов. Исчезли идеологические барьеры в науке.
Созданы основы законодательной базы, однако существуют целые группы актуальных проблем, для решения которых необходимы новые законы, а также корректировка существующих. К ним, например, относятся: инновационная деятельность; интеллектуальная собственность, созданная за бюджетные средства; интеграция науки и образования и ряд других.
Меняется, хотя и очень медленно, организационная структура науки: заметно (в разы) уменьшились размеры старых научных организаций, что повысило гибкость и качество управления. Появились новые сектора - негосударственной науки и малого инновационного бизнеса.
Качественные характеристики. Оснащенность приборами и оборудованием не улучшилась, но возросла дифференциация между сильными и слабыми. Наука существенно постарела, однако в последние год-два несколько вырос интерес молодежи к естественнонаучным и техническим вузам. Очень медленно сближаются наука и образование. Решение этой проблемы могло бы придать качественно новый импульс процессу возрождения отечественной фундаментальной науки.
За редким исключением совершенно неадекватен новым экономическим реалиям менеджмент в науке. Отсутствует инновационная культура в университетах и научных организациях. Создание нововведений преимущественно происходит исходя из логики развития науки, а не общественных потребностей и спроса (т.е. доминирует подход «технологического толчка»).
Неэффективно
используются средства бюджета. Одна из
причин -устаревшие механизмы финансирования
(базовый принцип) и архаичная
система организации научной
деятельности, где по-прежнему доминируют
традиционные ведомственные институты
советского типа. При этом производственно-
В
обобщенном виде место России в мировом
технологическом пространстве характеризуется
двумя группами показателей - «входа»
- т.е. уровня наукоемкости и «выхода»
- показателями эффективности и
Таблица 1.4
Место
России в мире по уровню наукоемкости
и инновационного развития [8]
Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, % | Численность ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками (на 10000 населения) | Текущий индекс конкурентоспособного роста -GCI (место в мире) | Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, % | Доля в мировом
экспорте информатизационного |
Производительность труда, тыс. дол. ВВП на одного занятого | |
США | 2,69 | 41,0 | 2 | 32 | 13,0 | 73,1 |
Китай | 1,00 | 5,5 | 44 | 20 | 7,1 | 7,2 |
Япония | 2,98 | 51,0 | 11 | 26 | 9,7 | 56,0 |
Индия | 1,23 | 1,6 | 56 | 6 | 0,07 | 4,9 |
Германия | 2,48 | 31,6 | 13 | 18 | 4,8 | 56,0 |
Франция | 2,15 | 27,2 | 26 | 23 | 3,4 | 56,5 |
Великобритания | 1,87 | 26,7 | 15 | 31 | 5,3 | 54,5 |
Италия | 1,04 | 11,3 | 41 | 10 | 1,1 | 56,5 |
Россия | 1,00 | 34,8 | 63 | 8 | 0,04 | 18,0 |
Канада | 1,84 | 29,9 | 16 | 15 | 1,2 | 60,0 |
К
сожалению, по индексу конкурентоспособного
роста Россия в последние несколько
лет уходила на все более дальние
позиции. Согласно рейтингу стран, который
ежегодно публикует Всемирный
Как
видно из представленных в таблице
1.5 данных, показатели инновационной деятельности
и коммерциализации технологий в России
- одни из самых низких. Действительно,
в настоящее время в сравнении с развитыми
странами мира существует большой разрыв
между получением результатов НИОКР и
их коммерциализацией. Причины такого
положения вытекают из общих характеристик
современной российской НИС, рассмотренных
выше.
Таблица 1.5
Место
России по отдельным показателям
инновационного развития
Уровень интеграции образования, науки и производства | 45 |
Коррупция | 52 |
Качество инфраструктуры в стране | 57 |
Эффективность правительственных субсидий | 61 |
Интенсивность местной конкуренции | 66 |
Охрана интеллектуальной собственности | 69 |
Прозрачность правительственной политики и результатов | 70 |
Степень бюрократизма | 72 |
Доступность банковских займов | 73 |
Уровень развития финансового рынка | 74 |
Иностранные инвестиции в виде новых технологий | 75 |
Уровень развития маркетинга | 75 |
Инновационная активность компаний | 76 |