Инновационные бизнес-инкубаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить инновационную деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать формы инновационных центров.
3. Оценить инновационную инфраструктуру в России.
3. Определить степень востребованности бизнес-инкубаторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Инновационная деятельность в развитых странах мира 5
1.2 Особенности научно-технической политики 8
1.3 Российская национальная инновационная система 16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «БИЗНЕС-ИНКУБАТОР» 21
2.1. Предпосылки и сущность бизнес-инкубатора 21
2.2. Функции бизнес-инкубатора 23
2.3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором 25
2.4 Бизнес-инкубаторы в РФ 26
ГЛАВА 3. ИРКУТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР 31
3.1 Историческая справка 31
3.2 Деятельность Иркутского инновационного бизнес-инкубатора 32
3.3 Бизнес-помощь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

Инновационные бизнес-инкубаторы.docx

— 104.02 Кб (Скачать)

     Во  Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева».

     Ключевую  роль в определении стратегии  развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении  играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений  НТП осуществляет Управление по науке  и технике. Под эгидой МВТП находится  и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом  и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок  лицензий за рубежом. В реализации НТП  опора делается на крупные корпорации.

     На  сегодняшний день в Японии, государственные  расходы на НИОКР увеличились  до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные  исследования и генерирование принципиально  новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

     МВТП  Японии не только определяет стратегию  общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет  в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и  методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие инновационной  деятельности, таких как льготное кредитование и страхование, частичное  освобождение от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная  помощь, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные  органы широко используют и косвенные  методы: целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях содействие организациям в  приобретении передовой иностранной  технологии контроль за научно-техническим  обменом с зарубежными странами.

     Японская  модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых  городов-технополисов, сосредотачивающих  НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

     Стратегия технополисов - это стратегия прорыва  в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров  высшего технологического уровня, а  тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

     Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется  индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

     Германия, Англия, Франция - эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в  мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 % [13]. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

     На  основании материалов предыдущих разделов работы можно выделить следующие  особенности инновационной политики развитых стран мира, однако учитывая определенную специализацию стран  в каждом направлении (табл. 1.3): 

     Таблица 1.3

     Особенности инновационной политики развитых стран мира 

Направление инновационной политики Специфика Страны
1 2 3
Оптимизация структуры национальной инновационной  системы Оптимизация государственной  системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия.
Оптимизация государственного финансирования науки  и инновационной сферы США, Франция,

Великобритания.

Дания, Норвегия,

Швеция.

  Развитие фундаментальных  исследований Великобритания, Швеция.
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование  сближения университетов и корпораций США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку  и инновационную сферу и привлечение  национального частного капитала Израиль, Финляндия,

США.

Стимулирование  инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных  капиталов в инновационную сферу Великобритания, Ирландия, Корея, Малазия.
    Окончание табл. 1.3
1 2 3
  Стимулирование  инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония. Новая Зеландия.
Интеграция  в международные инновационные  сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды. Китай
Технологическая специализация Корея, Малайзия.
Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия.
Стимулирование  инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия
 
 

1.3 Российская национальная инновационная система 

     С 1992 г. в России начался переход  к рыночной модели хозяйствования. Были реализованы два важных политических решения - открытость общественной системы  и демилитаризация экономики. Одновременно, как под влиянием принятых государственных  решений, так и в результате действий негосударственных субъектов начала формироваться новая национальная инновационная система рыночного  типа. Значительные сдвиги произошли  в одном из основных субъектов  инновационного процесса - сфере российской науки. Изменения коснулись следующих  ее характеристик.

     Масштаб. Трудовые ресурсы сократились, по данным официальной статистики, более чем в два раза, финансовое обеспечение - в несколько раз. Существенно сузился фронт исследований, в силу неконкурентоспособности исчезли целые направления (и организации) в гражданском отраслевом секторе и отчасти в ВПК. При том что государственное финансирование научной и инновационной деятельности ограничено, финансовые рынки пока неразвиты, отсутствует достаточное число крупных фирм, готовых инвестировать в технологические инновации, не хватает начального капитала и бизнес-ангелов. Все это сдерживает инновационную деятельность.

     Политические  и идеологические ограничения. В основном реализован принцип открытости и включенности отечественной науки в мировые процессы. Десятки тысяч наших ученых и инженеров работают за рубежом, участвуют в международных и совместных проектах. Научно-следовательские организации и отдельные команды выполняют для зарубежных заказчиков работы на сотни миллионов долларов. Исчезли идеологические барьеры в науке.

     Созданы основы законодательной базы, однако существуют целые группы актуальных проблем, для решения которых необходимы новые законы, а также корректировка существующих. К ним, например, относятся: инновационная деятельность; интеллектуальная собственность, созданная за бюджетные средства; интеграция науки и образования и ряд других.

     Меняется, хотя и очень медленно, организационная структура науки: заметно (в разы) уменьшились размеры старых научных организаций, что повысило гибкость и качество управления. Появились новые сектора - негосударственной науки и малого инновационного бизнеса.

     Качественные  характеристики. Оснащенность приборами и оборудованием не улучшилась, но возросла дифференциация между сильными и слабыми. Наука существенно постарела, однако в последние год-два несколько вырос интерес молодежи к естественнонаучным и техническим вузам. Очень медленно сближаются наука и образование. Решение этой проблемы могло бы придать качественно новый импульс процессу возрождения отечественной фундаментальной науки.

     За  редким исключением совершенно неадекватен  новым экономическим реалиям  менеджмент в науке. Отсутствует  инновационная культура в университетах  и научных организациях. Создание нововведений преимущественно происходит исходя из логики развития науки, а  не общественных потребностей и спроса (т.е. доминирует подход «технологического  толчка»).

     Неэффективно  используются средства бюджета. Одна из причин -устаревшие механизмы финансирования (базовый принцип) и архаичная  система организации научной  деятельности, где по-прежнему доминируют традиционные ведомственные институты  советского типа. При этом производственно-технологическая  и информационная инфраструктуры неразвиты, а многие процессы (лицензирования, сертификации, патентования) излишне  забюрократизированы.

     В обобщенном виде место России в мировом  технологическом пространстве характеризуется  двумя группами показателей - «входа» - т.е. уровня наукоемкости и «выхода» - показателями эффективности и конкурентоспособности (см. табл. 1.4).

     Таблица 1.4

     Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития [8] 

  Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, % Численность ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками (на 10000 населения) Текущий индекс конкурентоспособного роста -GCI (место  в мире) Доля высокотехнологичной  продукции в товарном экспорте, % Доля в мировом  экспорте информатизационного оборудования, % Производительность  труда, тыс. дол. ВВП на одного занятого
США 2,69 41,0 2 32 13,0 73,1
Китай 1,00 5,5 44 20 7,1 7,2
Япония 2,98 51,0 11 26 9,7 56,0
Индия 1,23 1,6 56 6 0,07 4,9
Германия 2,48 31,6 13 18 4,8 56,0
Франция 2,15 27,2 26 23 3,4 56,5
Великобритания 1,87 26,7 15 31 5,3 54,5
Италия 1,04 11,3 41 10 1,1 56,5
Россия 1,00 34,8 63 8 0,04 18,0
Канада 1,84 29,9 16 15 1,2 60,0
 

     К сожалению, по индексу конкурентоспособного роста Россия в последние несколько  лет уходила на все более дальние  позиции. Согласно рейтингу стран, который  ежегодно публикует Всемирный экономический  форум, Россия по уровню конкурентоспособности  среди 80 стран занимала в 2001 г. 63-ю  позицию, в 2002 г. - 64-ю, в 2003 г. - 65-ю. По другим показателям место России также  было невысоким.

     Как видно из представленных в таблице 1.5 данных, показатели инновационной деятельности и коммерциализации технологий в России - одни из самых низких. Действительно, в настоящее время в сравнении с развитыми странами мира существует большой разрыв между получением результатов НИОКР и их коммерциализацией. Причины такого положения вытекают из общих характеристик современной российской НИС, рассмотренных выше. 
 
 

     Таблица 1.5

     Место России по отдельным показателям  инновационного развития 

Уровень интеграции образования, науки и  производства 45
Коррупция 52
Качество  инфраструктуры в стране 57
Эффективность правительственных субсидий 61
Интенсивность местной конкуренции 66
Охрана  интеллектуальной собственности 69
Прозрачность  правительственной политики и результатов 70
Степень бюрократизма 72
Доступность банковских займов 73
Уровень развития финансового рынка 74
Иностранные инвестиции в виде новых технологий 75
Уровень развития маркетинга 75
Инновационная активность компаний 76
 

Информация о работе Инновационные бизнес-инкубаторы