Инновации в управлении персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:11, лекция

Описание работы

В мировом хозяйстве сформировалась новая парадигма устойчивого экономического роста, которая основана на использовании знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации создают наиболее сильные конкурентные преимущества современных организаций, а предпосылкой и условием инновационного процесса служит наличие в организации инновационного потенциала.

Работа содержит 1 файл

77 Инновации в УП.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     В инновационных организациях в последнее  время получили распространение  так называемые «лестницы продвижения» или «двойные лестницы карьеры», которые  предполагают возможность альтернативного  продвижения либо по административной лестнице, либо по научной, исходя из способностей и пожеланий персонала. В рамках одной организации сотрудник имеет еще две плоскости перемещений: в рамках функциональной деятельности и в рамках инновационной. Вариантами таких перемещений могут быть: занятие руководящей должности в своем подразделении, участие в проекте в качестве участника или руководителя, переход в другой проект (более интересный и значимый) в новом статусе и т.п.

   Содержательное  наполнение обучения в инновационной организации ориентировано на развитие инновационного потенциала персонала. Наряду с моделями традиционного обучения - предметно-ориентированной, когда акцент делается на обеспечение успешности усвоения сотрудником учебного и практического материала, и  деятельностно-ориентированной, когда обучение направлено на удовлетворение текущих потребностей предприятия – применяется модель, ориентированная на приобретение знаний и умений инновационно-опережающего характера.

    Особые  требования к работникам инновационной  организации приводят к тому, что в одном коллективе приходится работать большому количеству психологически несовместимых творческих людей, не желающих придерживаться жёстких рамок навязываемой организационной культуры. Это приводит к большему, по сравнению с традиционными организациями, количеству конфликтов. Управление конфликтами также является важнейшей функцией службы управления персоналом в инновационной организации.

     Формирование  и развитие корпоративной культуры инновационной организации заключается в формировании инновационного климата, или «инновационного духа», включающего в себя ориентированность персонала на изменение, открытость, коммуникабельность, восприимчивость к инновациям. Например, в основе корпоративной культуры Компании «ЗМ» лежит «...уважение к достоинству людей, к ценности индивида, поощрение инициативы и раскрытие творческого потенциала, предоставление всем равных возможностей для развития...»

     Роль руководителей организации, службы управления персоналом, трудовых коллективов функциональных подразделений, временных рабочих групп из числа членов трудового коллектива организации определяет их значимость в инновационной деятельности организации. Содержание и значимость этой роли представлена в таблице _. 

Таблица _ 

Роль  субъектов управления персоналом в инновационной деятельности организации4 

Этап  инновационной деятельности Субъекты  и объекты управления персоналом Роль  субъектов и объектов управления персоналом в инновационной  деятельности
Определение/осознание  потребности в  инновации Руководители  организации Принадлежит лидирующая роль

Аккумулируют  и анализируют информацию о состоянии  внешней и внутренней среды организации.

Разрабатывают стратегию развития предприятия.

Принимают решение  о необходимости инновации

Служба  УП Собирает и  анализирует информацию о состоянии кадрового потенциала и возможности его участия в инновационных процессах в организации 

Проводит мониторинг удовлетворенности трудом

Проводит анализ привлекательности предприятия  для рабочей силы региона

Трудовые  коллективы Выявляют и  информируют руководителей о недоработках, имеющихся на рабочих местах

Выдвигают рационализаторские предложения 

Временные рабочие группы Не принимают  участия
Разработка  инновации Руководители Определяют  цель и возможный эффект от внедрения  инновации

Контролируют, рассматривают и вносят коррективы в работу ВРГ

Служба  УП Разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на создание инновационного климата  в коллективе

Разрабатывают технологии УП в соответствии с сущностью  и требованиями инновации

Трудовые коллективы Подают предложения  руководителям или членам ВРГ
Временные рабочие группы Принадлежит лидирующая роль.

Выдвигают идеи, проводят их критический анализ, разрабатывают  каждый шаг данного этапа

Реализация/внедрение  инновации Руководители Принадлежит лидирующая роль

Организует процесс  реализации и внедрения инновационной  программы

Служба  УП Принадлежит лидирующая роль

Осуществляет  методическую помощь руководителям  при организации процесса реализации и внедрения инновации посредством  технологий УП, отвечающих требованиям инновации

Трудовые  коллективы Реализуют инновации
Временные рабочие группы Следят за процессом  реализации и внедрения инновационной  программы, вносят необходимые коррективы
Оценка  эффективности инновации Руководители Принадлежит лидирующая роль

Рассматривают достигнутый эффект от внедрения  инновации, делают заключение об успешности инновации

Служба  УП Участвуют в  оценке эффекта от внедрения инновации
Трудовые  коллективы Не принимают  участие
Временные рабочие группы Проводят оценку эффективности инновации
 
 

    7.7.3. Управление нововведениями  в кадровой работе 

    Управление  нововведениями в  кадровой работе – целенаправленная деятельность руководителей организации и специалистов службы управления персоналом по обеспечению темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе внедрения в практику кадровых нововведений в соответствии с текущими и стратегическими целями организации.

    Выделяют  продуктовые, технологические и управленческие инновации.

    Как правило, организационно-управленческие инновации сопутствуют крупным товарным и технологическим нововведениям. Процесс создания инноваций в области менеджмента не менее важен для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические.

    Управленческие  инновации - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированное на замену элементов системы управления или системы управления в целом, с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла продуктов, технологий и предприятия в целом.

    Если  рассматривать управление персоналом как часть общей управленческой деятельности в организации, то становится ясно, что сама современная система управления персоналом является инновацией.

    Управленческие  инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию компаний, то есть изменение  всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести нововведения в формах, принципах и методах оплаты труда. Немаловажное значение придается внедрению новых концепций развития корпоративной культуры. Таким образом, управленческие нововведения в значительной мере представляют собой нововведения в сфере управления персоналом.

    Нововведения  в сфере управления персоналом отличаются от продуктовых и технологических  нововведений тем, что:

  • осуществляются обычно с меньшими единовременными затратами;
  • сложнее поддаются экономическому обоснованию до своего внедрения и оценке после него;
  • специфичны по отношению к той организации, в которой они созданы (если технологию перенести несложно, то кадровое нововведение – проблематично);
  • процесс внедрения осложнен психологическим фактором, выражающимся в феномене сопротивления переменам, которое проявляется ощутимее, чем при материальных инновациях.

    Классификация нововведений в кадровой работе позволяет  описать их на основе различных признаков, в зависимости от различных сочетаний которых наблюдается многообразие нововведений (таблица _).

      Таблица

    Классификация нововведений в кадровой работе 

Классификационный признак Значения  признака
Жизненный цикл организации-инноватора Создание 

Становление

Зрелость

Упадок

Причина нововведения Изменения на макроэкономическом уровне

Изменения на микроэкономическом уровне

Сфера нововведения Методология управления персоналом (философия, принципы, методы управления персоналом)

Система управления персоналом (цели, задачи, функции, оргструктура)

Технология управления персоналом (процедуры и методики работы с персоналом)

Степень новизны Абсолютная (пионерное, базовое  нововведение)

Относительная (модернизация, внесение в уже существующее качественных изменений)

Частная (модификация, усовершенствование)

Объект  управления персоналом, на который  направлено нововведение Персонал организации  в целом

Отдельные категории  персонала

Отдельные коллективы

Отдельные сотрудники

Вид новшества Новый регламент

Новая технология

Новая структура

Новая методика

Новая процедура

Новая услуга

 

    Выделяют  следующие этапы управления кадровыми  нововведениями: разработка нововведения, определение восприимчивости организации  и персонала к нововведениям, внедрение нововведения, эксплуатация и сопровождение нововведения (таблица _).

    Таблица _

    Этапы процесса управления нововведениями в  кадровой работе 

Наименование  этапа Характеристика  этапа
Разработка  нововведения Выявление потребности  организации в нововведении;

исследование  рынка кадровых инноваций с целью  сбора информации о нововведениях  в кадровой работе;

отбор кадровых инноваций, которые потенциально могут  быть положены в основу разработки инновационного проекта совершенствования  кадровой работы;

выбор инновационного проекта кадровой работы, подлежащего  внедрению 

Определение восприимчивости персонала к  нововведениям Выявление факторов, которые могут оказать либо стимулирующее, либо тормозящее влияние на внедрение нововведения;

разработка мероприятий  по обеспечению успешного внедрения инноваций

Внедрение нововведения Проведение  экспериментального внедрения кадровой инновации с целью устранения недостатков, а затем и полное внедрение
Эксплуатация  и сопровождение нововведения Производится  в соответствии  с разработанной документацией 
 

    Организационной формой управления нововведениями является инновационный проект. Инновационный проект в сфере управления персоналом можно определить как комплекс научно-исследовательских, организационных, финансовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом научной и нормативно-методической документации.

    Содержание  инновационного проекта включает формулирование цели и задач проекта, разработку комплекса проектных мероприятий по реализации поставленных целей, организацию выполнения проектных предложений, определение основных показателей эффективности проекта.

     Возможны  две формы организации труда  персонала, осуществляющего разработку, реализацию и внедрение инновационных проектов:

- в рамках  функциональной деятельности, когда  сочетается выполнение текущих функций и участие в инновационном проекте;

Информация о работе Инновации в управлении персоналом