Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа
В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля¬ются основой экономического развития.
Введение 4
1.Понятие инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список использованных источников 61
Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).
К
критериям оценки научно-технической
эффективности инновационной
4
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА
Ориентация Беларуси на инновационный путь развития предпологает выявление сильных и слабых сторон экономики, возможностей, которые она имеет, и угроз, которым подвергается инновационное развитие экономики, что отражено в Приложении А.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которым подвергается инновационное развитие экономики, позволяет определить древо проблем, которые предстоит решить в ближайшей перспективе, и древо целей инновационного развития экономики и общества, при этом имеется в виду, что главной целью является повышение уровня жизни населения Республики Беларусь (Приложение Б).
На рисунке дерева целей
В Республике Беларусь Указом Президента от 26 марта.2007 года № 136 утверждена государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы, реатиза-ция которой позволит[20,13]:
Государственная поддержка инновационного развития национальной экономики включает:
В
целом государственная
Инновационный продукт создаётся, как правило, в сфере НИОКР, передаётся в производство для тиражирования и поступает на рынок к потребителю.
Практическое значение приобретает налаживание эффективного механизма трансфера инновационного продукта в реальное производство для коммерческого применения, регулирование право-экономических отношений интеллектуальной собственности, сочетания интересов и прав собственности автора научной идеи, пользователя, государства, инвесторов.
Необходимо не просто «привязывать» науку, исследовательские институты и КБ к производству, а разрабатывать чёткие целевые программы. Причём это должны быть «прорывные» направления, когда создаются конкурентоспособные инновационные технологии на 20--30 лет вперёд, «чтобы не оказаться в хвосте мировых тенденций».
Всё
это свидетельствует о
Инновационная система включает институциональную структуру и механизм управления инновационным процессом (Приложение В).
В
институциональную структуру
Органы государственного управления инновационной сферой вырабатывают концепцию инновационной политики, которая в современных условиях должна способствовать определению:
В трансформационном периоде по объективным причинам национальная инновационная система имеет отличительные особенности.
Наблюдается относительная обособленность элементов НИС и несбалансированность между ними. Практически весь объём финансирования затрат на науку обеспечивается государством за счёт бюджетных средств и внебюджетных фондов. Наукоём-кость инновационных затрат промышленности Беларуси составляет 4-9%, что недостаточно при современных темпах НТП.
Только 13% промышленных предприятий осуществляют затраты на инновации, что свидетельствует об их низкой инновационной активности и восприимчивости инноваций. Беларусь практически не конкурирует на рынках высоких технологий. Из 375 технологий, разработанных в 2004 году, было принципиально новых, не имеющих аналогов за рубежом, базирующихся на высокоэффективных изобретениях, только I i или менее 3%. Преобладающая же часть разработанных передовых технологий составили технологии, новые только для Беларуси.
Нерациональна импортная политика, поскольку стоимость импортируемых республикой научно-технической документации, инжиниринговых услуг и высокотехнологичных изделий находится на уровне около 5,8% всего белорусского импорта товаров и услуг.
Преобладают же в импорте машины и приборы бытового назначения (легковые автомобили, аудио- и видеотехника, телефоны, холодильники, стиральные машины и т. п.).
В то же время известно, что приобретение зарубежных технологических новшеств, инновационных изделий позволяет экономить до одной трети времени и затрат на их разроботки.
Необходимо повышать уровень международного научно-технического сотрудничества Беларуси в целях наращивания научного и научно-технического потенциала, подготовки кадров для инновационной деятельности, совместной коммерциализации инноваций. Евросоюз оказывает Республике Беларусь техническую помощь в рамках Программы технического содействия странам СНГ и Монголии (TACIS). Так, в 1992— 2004 гг. в Республике Беларусь реализованы 900 программных проектов, суммарный бюджет которых составил 180 млн. евро. Эти средства были израсходованы на оплату консалтинговых услуг, обучение белорусских специалистов, поставку оборудования, реализацию пилотных или демонстрационных проектов.
Повышение эффективности национальной инновационной системы требует всемерного развития инфраструктуры НИС.
Инфраструктура НИС - это совокупность институтов, обслуживающих инновационную деятельность, обеспечивающих непрерывность инновационного цикла и цивилизованную торговлю инновационным продуктом.
В
настоящее время благодаря
Элементами инфраструктуры инновационной деятельности в современных условиях являются;
Инновационная инфраструктура является весьма чувствительной областью национальной инновационной системы, что требует постоянного внимания к ней как на республиканском, так и на региональном уровне. Она во многом способствует реальному и эффективному продвижению нововведений в производство. Общественно необходимо участие государства в формировании и развитии инновационной инфраструктуры.
Исследователи
отмечают назревшую потребность
принятия законодательных и нормативно-