Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью данной работы является Анализ процесса освоения информационного потенциала общества актуализирован такими явлениями как информатизации и компьютеризация, которые набирают все больший темп не только в мире, но и в современном украинском обществе. Стоит полагать, что в будущем они будут только набирать силу, превращая общество в единую соцоинформационную систему, целиком и полностью зависящую от скорости получения обработки информации.
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА
1.1. Возрастание роли информации и знания в развитии современных мирохозяйственных связей
1.2. Содержание информационного потенциала общества.
1.3. Методы оценки и классификации показателей развития информационного потенциала в мире
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Анализ показателей и структуры информационного потенциала мировой экономики
2.2. Оценка использования информационного потенциала Украины как ресурса экономического развития в современном обществе
2.3. Социально-информационная дифференциация современной Украины
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Проблемы информационного потенциала и экономической безопасности украинского общества
3.2. Стратегия развития информационного потенциала Украины
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Задания
этих традиционных видов военной
деятельности, которые рассматриваются
не только в рамках соответствующих
систем, но и в интегрированной "системе
систем", становятся заданиями ІВД.
Интеграция есть не только, и даже не
столько организационной, сколько
технической. "Системы систем"
появляются не сами по себе, а за счет
новых средств защищенного
Но ІВД не ограничиваются только перечисленными системами. Информатизация и автоматизация проникают практически на все уровни военной иерархии и практически во все системы современного оружия.
Военно-политическое руководство США и стран Запада уделяет все более внимания развития информационной технологии, реально оценивая ее потенциальные возможности в борьбе за достижение военного преимущества. К числу первых официальных документов по этой проблеме можно отнести директиву МО США ТS от 21 декабря в 1992 г. под названием "Информационная война", в которой непосредственно указано на "необходимость всестороннего учета информационных ресурсов при организации планирования и функционирования систем управления в интересах повышения эффективности действия своих войск в условиях противодействия противника".
Важнейшими
составляющими концепции "Информационная
война" является: оперативная безопасность,
введение противника в заблуждение,
психологические операции, электронная
война и огневое уничтожение,
которые проводятся в комплексе
с глубокой и всесторонней разведкой
как для дезорганизации системы
управления противника, так и для
защиты собственной системы управления
в ходе боевых действий. При этом
информация, которая циркулирует
в системе управления, рассматривается
как високопріорітетний объект влияния
и защиты, снижения или повышения
достоверности. Для Пентагона, который
использует несколько сот разных
информационных систем и сетей, вопросы
информационной безопасности тесно
примыкают к вопросам военной
безопасности.
3.2. Стратегия
развития информационного
Важно в первую очередь учитывать, что необходимым условием успешной информатизации общества выступают консолидированные действия верхних эшелонов власти и управления. Ведь речь идет о преобразованиях прежде всего в сфере государственного управления. Задачам информатизации следует придать приоритет высшего ранга. По-видимому, требуется учреждение специальной должности вице-премьера по вышеназванным вопросам.
Главное внимание следует перенести с насаждения технических средств на преобразования в области управленческих структур, процедур, регламентов, штатных расписаний, форм и наборов документов, систематизация законов и других правовых норм. Важно преодолевать избыточность юридических норм и законов, а также их нестыковку. Слабость моральных принципов мы стремимся «прикрыть» все новыми законами. Но избыточность законов также вредна, как и их недостаточность. Здесь важен оптимальный подход. Пора, видимо Верховной Раде приступить к серьёзному анализу всей массы принятых законов с целью их систематизации в контексте программ информатизации. Здесь важно использовать опыт зарубежных стран, которые в качестве приоритетных считали не задачи «технизации», а задачи перестройки инфраструктуры и её приспособления к информационным технологиям. В этом деле должны участвовать не только особые «специалисты», а сами управленцы (финансисты, бухгалтера, кадровики, чиновники всех рангов). Необходимо разработать широкомасштабную программу и развернуть в стране движение под девизом «Долой нелепости!», как это было сделано во всех развитых странах ещё на заре информатизации. Пример подали США, столкнувшиеся с неприспособленностью и отсталостью управленческих сред в контексте их автоматизации. Сейчас США явно опережают другие промышленно развитые страны мира по темпам компьютеризации всех сфер хозяйственной деятельности. Они контролируют свыше 65 % мирового компьютерного рынка, 63 % рынка программного обеспечения Западной Европы, 54 % аналогичного рынка Японии. Из десяти самых больших в мире фирм, разрабатывающих программное обеспечение, шесть — американские. Американским фирмам и университетам принадлежит большая часть мировых патентов в области информационных технологий.
Неупорядоченные
социально-управленческие среды автоматизировать
бесполезно; сначала нужно их специально
подготовить. Именно это и важно
сделать нам в широких
Стержнем всех усилий по перестройке управленческих сред должна стать КОНСОЛИДАЦИЯ информационных потоков. Именно к этому, то есть к «уплотнению», преодолению дисперсии информации нужно стремиться для радикального улучшения функционирования всей интеллектуальной сферы. Работы по консолидации информационных потоков и связей в развитых странах были признаны настолько важными, что ЮНЕСКО разработала специальные методики и инструкции и от имени ООН рекомендовала их для изучения и использования во всём мире. Украина поначалу отнеслась к ним с большим вниманием. В частности, Министерство образования и науки ещё в 2000 г. приняло решение о подготовке методических рекомендаций (на основе документов ЮНЕСКО) по консолидации управленческой информации. Но дальше дело, по сути, заглохло. Необходимо вернуться к этим рекомендациям и приступить к их неукоснительному выполнению.
Ниже предлагаются разработанные авторами принципы консолидации (комплекси- рования) информационных потоков и связей в управлении. Эти принципы должны учитываться особенно управленческими работниками высокого ранга (включая «первых лиц» в административном аппарате).
Особенно остро стоят вопросы снижения «шума» и избыточности в управлении (принцип 2).
Информационный шум — выдача информационной системой документов (сигналов), нерелевантных (не соответствующих) данному запросу. Информационная избыточность — превышение объёмов сигналов или меры сложности структур управленческой системы по сравнению с их минимальным значением, при котором возможно выполнение поставленной задачи. Речь идёт об управленческих документах и сведениях в них, поступающих не по назначению и заведомо лишних, не имеющих информационной ценности; о дублировании, многократном повторении одинаковых документов и данных, т. е. о «засорении» («зашум- лении») информационной системы управления, её бессмысленной перегрузке.
Следует отметить, что в практике дублирование должно иметь место. Оно обусловлено требованиями надёжности и многоконтурности управления. Однако растёт дублирование, вызванное несогласованностью действий разных управленческих органов, ведомственной разобщённостью, перестраховкой и т. д. Бедствием стал поток неформатных документов, никем, по существу, не контролируемый и не регламентируемый. Каждый руководитель может выдумать и «пустить в ход» лишние запросы, справку, позицию в отчёте, графу в документе и т. д. Контроль за этим не ведётся. Нередко это вызывается элементарной перестраховкой, бюрократизмом, желанием уйти от ответственности или облегчить себе работу. Излишние запросы, процедуры, позиции согласований снижают эффективность управления, ибо здесь действует закон больших чисел: одна, казалось бы, «безобидная» справка или графа в документе может отнять много времени, породить длительные задержки в цепи управления.
По данным обследований, на предприятиях и в учреждениях готовят в 2-3 раза больше документов, чем нужно для управления.
Неформатные документы, множественность данных, их повторяемость, параллельность прохождения одинаковых сведений, нечёткость маршрутов движения данных — всё это перегружает информационную систему, снижает её эффективность, рождает тенденции к «разбуханию» административного аппарата.
Опыт показывает, что можно значительно уменьшить число документов за счёт унификации и типизации, использования компьютерной техники для фиксирования и передачи информации.
Нужна разумная регламентация, точнее, дозировка количества и видов тех или иных документов (справок, анкет, формуляров, характеристик). Это открывает путь к эффективной компьютеризации.
Кардинальной задачей выступает развитие и упорядочение информационного рынка. Несмотря на ряд решений и программ, этот сектор рынка у нас находится, можно сказать, в запущенном состоянии. А без него нельзя рассчитывать на улучшение использования интеллектуального потенциала. Развитый информационный рынок — главная черта современности в любой цивилизованной стране (по объёмам оборота он превышает материально-энергетический сектор национального рынка). Объёмы продаж патентов, лицензий, ноу-хау, алгоритмов, программ, моделей, рецептов, видео — и звукозаписей, литературы, а также информационных услуг растут скачкообразно.
Самые развитые страны связывают свою перспективу (завоевание ведущей роли в мире) именно с развитием рынка знаков и секторов экономики, создающих знаковые системы, их материальные носители — средства переработки и использования информации. Важно исходить из широкого понимания рынка знаков и средств их обработки, куда относятся:
Всё это в широком смысле слова можно отнести к информационной индустрии, выпускающей «знаковую» продукцию, начинающую играть ключевую роль в жизни стран и народов. И, как уже говорилось, принципиально важное значение для её развития имеет интеллектуальный (особенно информационный) рынок — внутренний и внешний.
Следует также отметить наиболее быстро развивающуюся и ставшую очень внушительной по суммарному обороту часть внутреннего розничного информационного рынка, относящегося к бытовой сфере, без которого нормальная жизнь людей (по современным меркам) становится невозможной. Речь идет о широком классе платных информационных, в частности, компьютерных, услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, симпозиумы, референдумы (с платным участием), услуги городских справочных бюро, включая сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, наличии тех или иных товаров в магазинах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену квартир, заказы билетов на транспорт, распределение мест в гостиницах, проведение телеигр, представление учебно-воспитательной информации, дневных новостей, полезные советы (рецепты, мода, реклам, рекомендации врача), прогноз погоды и т. д. Наступает период «информационного половодья», которое нужно регулировать рыночным путём.
В
рассматриваемой области
С 1976 г. в Германии существует кадровая информационная система (EPOS) Федерального Министерства внутренних дел (BMI). В 1992 г. началась её модернизация, в основу которой была положена концепция кадровой системы Министерства юстиции, максимально учитывающая функции организации и персонала.