Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью данной работы является Анализ процесса освоения информационного потенциала общества актуализирован такими явлениями как информатизации и компьютеризация, которые набирают все больший темп не только в мире, но и в современном украинском обществе. Стоит полагать, что в будущем они будут только набирать силу, превращая общество в единую соцоинформационную систему, целиком и полностью зависящую от скорости получения обработки информации.
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА
1.1. Возрастание роли информации и знания в развитии современных мирохозяйственных связей
1.2. Содержание информационного потенциала общества.
1.3. Методы оценки и классификации показателей развития информационного потенциала в мире
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Анализ показателей и структуры информационного потенциала мировой экономики
2.2. Оценка использования информационного потенциала Украины как ресурса экономического развития в современном обществе
2.3. Социально-информационная дифференциация современной Украины
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Проблемы информационного потенциала и экономической безопасности украинского общества
3.2. Стратегия развития информационного потенциала Украины
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Индикатор
состояния информационного
Индекс
информационного неравенства (
Индекс
информационного неравенства
В 2001 г. в Кейптауне (Южная Африка) на пленарной встрече членов DOT Force была представлена система индикаторов, позволяющих классифицировать все страны мира с позиции информационного неравенства и получившая название DOT Force Index. При разработке данного индекса были использованы результаты большого числа международных и национальных исследований в области готовности к информационному обществу. Эксперты Рабочей группы предложили шестнадцать критериев, позволяющих в совокупности охарактеризовать состояние любой из стран мира с позиции информационного неравенства на различных этапах развития конкретной страны (табл. 1.2).
Одиннадцать
критериев из этой группы описывают
состояние страны в контексте
ее экономического развития, информатизации
и коммуникации, три критерия отражают
социальное развитие (уровень грамотности,
расходы на здравоохранение и
образование) и два критерия характеризуют
степень интернационализации
Табл. 1.2. Категории и значения Индекса информационного неравенства (DOT Force Index)
Категории | Классификация
стран по
доходу | |||
низкий | Ниже среднего | выше
среднего |
высокий | |
1. Удельный ВНП (долл. В год на жителя) | 10 | 20 | 50 | 100 |
2. Прибыльность телекоммуникаций (долл. в год на жителя) | 0 | 10 | 50 | 100 |
3. Инвестиции в телекоммуникации (долл. в год на жителя) | 10 | 40 | 50 | 100 |
4. Уровень
грамотности (взрослое |
7 | 30 | 40 | 100 |
5. Расходы на образование (доля от ВНП) | 10 | 10 | 70 | 100 |
6.
Расходы на здравоохранение ( |
20 | 40 | 50 | 90 |
7. Прямые иностранные инвестиции (доля от ВНП) | 10 | 30 | 30 | 10 |
8. Торговый баланс (экспорт и импорт как доля от ВНП) | 60 | 40 | 30 | 20 |
9. Телефонные линии (на сто жителей) | 10 | 20 | 50 | 100 |
10. Общественные телефоны (на тысячу жителей) | 10 | 20 | 50 | 60 |
11. Сотовые телефоны (доля сотовых абонентов от общего числа телефонных абонентов) | 20 | 40 | 70 | 80 |
12. Интернет-хосты (на 10 тысяч жителей) | 0 | 0 | 40 | 80 |
13. Интернет- пользователи (на 10 тысяч жителей) | 0 | 10 | 30 | 80 |
14. Персональные компьютер ы(на сто жителей) | 10 | 40 | 40 | 80 |
15. Плата за телефон (ежемесячная плата как доля от удельного ВНП) | 30 | 0 | 25 | 90 |
16. Индекс конкуренции | 10 | 40 | 70 | 90 |
В результате проведенных исследований было установлено, что между уровнем экономического развития страны и ее состоянием с позиции цифрового расслоения существует однозначная связь. Этот вывод позволил экспертам Рабочей группы для определения уровней развития использовать разработанную Всемирным Банком классификацию стран по уровню их удельного дохода, который оценивается годовым доходом на человека в год — страны с низким доходом, ниже среднего, выше среднего и страны с высоким доходом. Разница между нижней и верхней группой составляет более 4 тыс. долл. (в первую группу попадают страны с доходом ниже 470 долл., а в высшую группу — более 4650 долл.). Исходя из этих уровней, для каждой из четырех групп стран были определены значения всех шестнадцати критериев DOT Force Index. При этом необходимо иметь в виду, что все приведенные в табл. 7 численные данные не являются значениями данного показателя, а представляют собой процент от максимально возможного значения показателя (принятого за 100%).
Гарвардская методика оценки готовности к сетевому миру
Во многих странах мира осуществляется мониторинг готовности к информационному обществу (или «электронному развитию» — e-readiness assessment). Проекты осуществления такого мониторинга, как правило, проводятся при поддержке международных программ, в частности, программы Всемирного банка «Информация для развития» (InfoDev). В проектах мониторинга приветствуется использование международно-признанных методик, которые могут обеспечить получение сопоставимых результатов. Одной из таких методик является разработка, предложенная Центром международного развития Гарвардского университета «Готовность к сетевому миру: Путеводитель для развивающихся стран» (Readiness for the Networked World). Согласно этой методике выделяются 19 параметров (индикаторов), которые сгруппированы в пять блоков (областей оценки), подлежащих оценке: информационная инфраструктура, обучение с использованием ИКТ, сетевая экономика, сетевое общество, государственная политика информатизации. По каждой категории индикаторов были сформулированы критерии для определения четырех степеней готовности. Общий подход Гарвардской методики можно сформулировать следующим образом: выделяются области оценки - в базовой методике их пять, но для конкретной страны имеется возможность откорректировать перечень областей оценки; для каждой выделенной области определяются несколько параметров, по которым будет осуществляться оценка;
для каждого параметра подбираются количественные и качественные индикаторы (от 1 до 7), в соответствии со значениями которых оценивается готовность по данному параметру;
для
каждого параметра затем
. В обобщенном виде структура индекса оценки готовности к информационному обществу, разработанного ИРИО на основе Гарвардской методики, приведена в табл. 1.3
ТАБЛИЦА
1.3 Структура индексаоценки
Группы
(индексы- компоненты) |
Области оценки (подиндексы) |
1.Факторы развития информационного общества |
|
2.Использование ИКТ для развития |
|
Система индикаторов K4D (Knowledge for Development) для измерения экономики знаний
Один
из наиболее комплексных и конструктивных
подходов к измерению экономики,
основанной на знаниях, был в 2004 г. предложен
Всемирным банком в рамках программы
«Знания для развития» (
Сравнение можно проводить как
по отдельным показателям, так
и по агрегированным
Табл. 1.4 Структура индекса экономики знаний
Индикаторы | Основные показатели |
1. Общие индикаторы | -ежегодный рост
ВВП
-индекс человеческого развития |
2.Институциональный режим экономики | -уровень тарифных
и нетарифных барьеров
-качество регулирования экономики -степень выполнения законов |
3.Образование и человеческий потенциал | -уровень грамотности
взрослого населения
-уровень среднего образования -уровень высшего образования |
4.Инновационная система | -количество
исследователей в сфере НИОКР
на 1 млн жителей
-количество оформленных и принятых заявок на патенты на 1 млн жителей -количество
публикаций в научных и |
5.Информационная инфраструктура | -телефонная
плотность на 1 тыс. жителей (стационарные
и мобильные телефоны)
-количество компьютеров на 1 тыс. жителей -количество пользователей Интернета на 10 тыс. жителей |
Помимо
рассмотренных индикаторов и
индексов существует целый ряд показателей,
разрабатываемых различными международными
институтами (ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейским
союзом и др.) в рамках программ статистических
исследований в области образования,
культуры, коммуникации. Как правило,
эти системы индикаторов
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Анализ показателей
и структуры информационного
потенциала мировой экономики
Развитие
информационного общества, формирование
экономики знаний, внедрение интерактивных
технологий в различные сферы
человеческой жизнедеятельности —
от мобильной связи до электронного
правительства — вызвало
Задача
создания комплексной системы
Результаты
исследовательских работ в
В данной работе расмотренны некоторые индексы измерения ИКТ.
Networked Readiness Index
Networked
Readiness Index — Индекс сетевой готовности,
комплексный показатель, характеризующий
уровень развития