Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью данной работы является Анализ процесса освоения информационного потенциала общества актуализирован такими явлениями как информатизации и компьютеризация, которые набирают все больший темп не только в мире, но и в современном украинском обществе. Стоит полагать, что в будущем они будут только набирать силу, превращая общество в единую соцоинформационную систему, целиком и полностью зависящую от скорости получения обработки информации.
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА
1.1. Возрастание роли информации и знания в развитии современных мирохозяйственных связей
1.2. Содержание информационного потенциала общества.
1.3. Методы оценки и классификации показателей развития информационного потенциала в мире
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Анализ показателей и структуры информационного потенциала мировой экономики
2.2. Оценка использования информационного потенциала Украины как ресурса экономического развития в современном обществе
2.3. Социально-информационная дифференциация современной Украины
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Проблемы информационного потенциала и экономической безопасности украинского общества
3.2. Стратегия развития информационного потенциала Украины
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 67 параметрам, объединенным в три основные группы:
Расчетная
часть Индекса выполнена на основании
статистических данных международных
организаций, таких как ООН, Международный
союз электросвязи, Всемирный Банк
и других, а также результатов
ежегодного комплексного опроса мнения
руководителей, проводимого Всемирным
экономическим форумом
Женева, 23 февраля 2010 года — Цены на услуги информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всем мире снижаются, хотя для многих лиц, проживающих в бедных странах, широкополосный интернет продолжает оставаться недосягаемым, сообщает МСЭ в своем отчете «Измерение информационного общества, 2010 год», вышедшем сегодня.
В отчете обращается внимание на последний Индекс развития ИКТ (IDI), который располагает 159 стран в определенном порядке в зависимости от уровня развития их ИКТ и сравнивает количественные показатели за 2007 и 2008 годы. «В отчете подтверждается тот факт, что, несмотря на недавний экономический спад, использование услуг ИКТ во всем мире продолжает расти», — говорит Сами Аль-Башир Аль-Моршид, Директор Бюро развития электросвязи (БРЭ). Все 159 стран, включенные в IDI, повысили свои уровни развития ИКТ, а технология мобильной сотовой связи продолжает оставаться основной движущей силой роста. В МСЭ ожидают, что в 2010 году общее число абонентов мобильной сотовой связи достигнет пяти миллиардов. «В то же время в отчете отмечается, что цены на услуги электросвязи снижаются, что вселяет большие надежды», — сказал г-н Аль-Башир.
IDI
объединяет 11 показателей в единый
индикатор, который может
В числе первых 10 стран мира с наиболее развитыми ИКТ значатся восемь стран из Северной Европы, причем во главе этого списка согласно IDI вот уже второй год подряд находится Швеция. Республика Корея и Япония находятся, соответственно, на третьем и восьмом местах.
Рис 2.1 Первая десятка стран по индексу IDI
Список арабских государств возглавляют Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, а в Регионе СНГ лидируют Российская Федерация и Беларусь. Из стран Африки в первой сотне находятся лишь Сейшельские Острова, Маврикий и Южная Африка. Учитывая тесную связь между внедрением ИКТ и национальным доходом, наиболее бедные страны находятся в нижней части IDI. В частности, наименее развитые страны, многие из которых находятся в Африке, по-прежнему имеют ограниченный доступ к ИКТ, особенно в том, что касается широкополосной инфраструктуры и доступа домашних хозяйств к ИКТ. Данные представлены в Преложении Б.
Мобильная связь по-прежнему в числе лидеров
Технология
мобильной сотовой связи
Хотя доступ к высокоскоростному интернету в настоящее время имеется почти во всех странах, уровень проникновения фиксированной широкополосной связи в развивающемся мире остается невысоким и составляет 3,5 процента, по сравнению с 23 процентами — в развитых странах.
Цены падают, однако для многих широкополосная связь остается недосягаемой
В
отчете показано, что цены на телекоммуникационные
услуги и интернет во всем мире падают.
Корзина цен на услуги ИКТ 2009 года,
включающая 161 страну, объединяет среднюю
стоимость услуг фиксированной
телефонной связи, мобильной сотовой
связи и широкополосного
Несмотря
на такое значительное падение, услуги
ИКТ, особенно фиксированного широкополосного
доступа, для многих людей остаются
недосягаемыми. В 2009 году корзина цен
на услуги ИКТ составляла в среднем
13 процентов от валового национального
дохода (ВНД) на душу населения, колеблясь
в пределах от 1,5 процента в развитых
странах, до 17,5 процента — в развивающихся
стран. Иными словами, страны с высоким
уровнем дохода платят за услуги ИКТ
относительно немного, в то время
как страны с низким уровнем дохода
платят значительно больше. Так, например,
плата за широкополосные соединения
на начальном уровне в развивающихся
странах составляет 167 процентов
от ВНД по сравнению с двумя
процентами в развитых странах. К
числу стран с самыми низкими
ценами на услуги ИКТ в сравнении
с доходом относятся Макао (Китай),
Гонконг (Китай), Сингапур, Люксембург,
Дания и Соединенное
Рис 2.2 Первая десятка стран с самыми низкими ценами на услуги ИКТ, 2009 год
В
системе ООН МСЭ является основным
источником сопоставимых на международном
уровне данных и статистической информации
по ИКТ. Отдел информации и статистических
данных о состоянии рынка Бюро
развития электросвязи (БРЭ) собирает,
согласовывает и распространяет
более 100 показателей развития электросвязи
и ИКТ из более 200 стран мира. Эти
данные доступны в онлайновом режиме
через портал «Око ИКТ», на CD и виде
печатных публикаций. Отдел информации
и статистических данных о состоянии
рынка регулярно публикует
Рис 2.3 Насколько снизились цены на услуги ИКТ?
Международный
экономический форум
2.2. Оценка
использования информационного
потенциала Украины как
В современном обществе информация является важным и ценным ресурсом, а уровень развития страны оценивается уровнем её информатизации. Рост значимости информации — это очень важная черта мирового общественного прогресса. Поэтому все страны мира прилагают существенные усилия для обеспечения развития информационной сферы, создания соответствующего компьютерного окружения. По социально- экономической сути это переход человечества на новый уровень цивилизации, на котором преобладают другие идеи, другие приоритеты, другие ценности.
Место и роль Украины в будущем мире в решающей степени будет определяться успехами в области социальной информатизации. Новая цивилизация технотронной эпохи бросает вызов всем устоям общества, рождает новую среду и смыслы жизнедеятельности людей, новые геополитические реалии, ценностные приоритеты и критерии международной конкурентоспособности. Украина в этот динамичный период истории очень медленно выходит из затяжного социально-экономического и политического кризиса. Да и выходит ли вообще?
Согласно разработанного Комиссией ООН «Индекса готовности общества к функционированию в глобальных информационных сетях» (Networked Readiness Index), Украина в 2003 г. занимала 66-е место среди 75 стран, упоминаемых в докладе о глобальных информационных технологиях. Это обусловило и низкий уровень её международной конкурентоспособности — 84-е место в 2004 году (позади даже ряда Африканских стран). Согласно данным Всемирного экономического форума (отчёт The Global Information Technology Report 2005-2006) что касается конкурентоспособности экономики, готовности и способности использовать преимущества информационно-коммуникационных технологий Украина сейчас занимает 76-е место, уступая таким странам бывшего СССР, как Эстония— 23-е, Литва— 44-е, Латвия— 51-е, Казахстан— 60-е, Россия— 72-е и Азербайджан— 73-е [3]. К сожалению, следует отметить, что недостаточное развитие национальных информационных ресурсов делает невозможным их влияние в качестве определяющего фактора социального и экономического развития Украины. Недостатки в области информатизации привели к тому, что в нашей стране, по сути, прекратилось наращивание информационных ресурсов — главных ресурсов человечества, - а имеющиеся ресурсы явно недоиспользуются. И это при наличии огромного потенциала ЗНАНИИ — ведь Украина много лет занимала (и ещё занимает) ведущее место в Европе по численности научного персонала и МАСШТАБАМ научно-исследовательских разработок. Знания, накопленные в Украине, — «рассеяны», неконсолидированы, находятся в неактуализированном (непригодном для целевого использования) состоянии.
Информация и её высшая форма — знания становится решающим фактором развития общества, самым важным промышленным ресурсом, который позволяет экономить все остальные виды ресурсов. Информационный ресурс, в свою очередь, — это не «знания вообще» и не информация в житейском понимании. Это новые знания, специально обработанные, поддающиеся кодированию и вводу в информационные сети с последующим использованием потребителем. Недоиспользованием потенциала знаний (своих и чужих — как это умело делают, например, Япония и Китай) объясняется значительное отставание Украины по показателям энергозатрат: на единицу продукции мы тратим в 3-4 раза больше энергоресурсов, чем в среднем европейские страны. И это при остром дефиците энергоносителей!
Ясно, что при такой ситуации не может быть и речи о переходе на инновационные модели экономического роста.
При отсутствии серьёзных централизованных усилий в области информатизации мало что дали и предпринятые в последние годы локальные меры, такие как участие в программе TACIS, или создание в Киеве украинско-германского СП «ТДВ-Укринформ» и др.
Известно,
что в 90-е годы XX столетия практически
все высокоразвитые и среднеразвитые
страны разработали и запустили в действие
крупномасштабные и дорогостоящие национальные
программы создания информационной инфраструктуры
и в целом информатизации общества (всех
его подсистем). И, что любопытно, Украина
в этом отношении, то есть в разработке
соответствующих программ и законодательной
(нормативной) базы НЕ ОТСТАВАЛА ОТ МИРОВЫХ
ЛИДЕРОВ. В 90-х годах в Украине была заложена
необходимая организационная, юридическая,
кадровая база, обеспечивающая, казалось
бы, неплохой старт в социальной информатизации.
В 1998 г. был принят Закон Украины «О национальной
программе информатизации», чуть позже
— закон «О Концепции национальной программы
информатизации» и закон «Об утверждении
задач национальной программы информатизации
на 1998-2000 годы». Следом были разработаны
отраслевые и региональные программы,
а также Концепция информатизации Киева.
Далее был принят ряд конкретных нормативных
актов, созданы соответствующие органы,
активизировались научные разработки
в этой области. На сегодняшний день в
Украине существует 27 проектов Национальной
программы информатизации (Распоряжение
правительства от 08.11.2006 №552-р), которые
будут профинансированы в этом году на
сумму свыше 9 млн. грн. Конечно, такое количество
законопроектов, с одной стороны, свидетельствует
о внимании государства к информационной
сфере, а с другой — о необходимости комплексного
подхода к решению проблем государственного
регулирования в национальной информационной
сфере. Эти меры направлены на усовершенствование
информационно-аналитического обеспечения
органов государственной власти, создание
системы «Электронное правительство»,
развитие электронной цифровой подписи,
защиту информационных систем, сетей и
ресурсов, систем электронного делопроизводства,
использование современных информационно-