Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью данной работы является Анализ процесса освоения информационного потенциала общества актуализирован такими явлениями как информатизации и компьютеризация, которые набирают все больший темп не только в мире, но и в современном украинском обществе. Стоит полагать, что в будущем они будут только набирать силу, превращая общество в единую соцоинформационную систему, целиком и полностью зависящую от скорости получения обработки информации.
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА
1.1. Возрастание роли информации и знания в развитии современных мирохозяйственных связей
1.2. Содержание информационного потенциала общества.
1.3. Методы оценки и классификации показателей развития информационного потенциала в мире
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Анализ показателей и структуры информационного потенциала мировой экономики
2.2. Оценка использования информационного потенциала Украины как ресурса экономического развития в современном обществе
2.3. Социально-информационная дифференциация современной Украины
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Проблемы информационного потенциала и экономической безопасности украинского общества
3.2. Стратегия развития информационного потенциала Украины
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Сейчас
развивается новая форма
Выделим
две главные причины
Информатизация общества — процесс, который может развиваться успешно лишь при консолидированном руководстве и постоянном внимании к нему высших инстанций власти (вплоть до «первых лиц» страны). В Украине это условие не соблюдается. Известные политические катаклизмы 2004-2007 годов не просто создавали прямые помехи в разработке эффективных информационных систем и их функционировании (поскольку ряд политических структур в конкурентной борьбе был заинтересован в сокрытии информации).
В Украине реализовывались (и продолжает реализовываться) «упрощённая», а, точнее, «ущербная» стратегия информатизации. По сути, социальная информатизация сводится к компьютеризации, то есть простому насаждению компьютерной и телекоммуникационной техники в различные социальные подсистемы без должной подготовки и преобразования последних. Между тем, зарубежный опыт говорит о том, что главное внимание следует уделять преобразованию социальной (человеческой) среды, которая насыщается компьютерами. Не случайно в передовых странах информатизацию общества начинали с подготовки необходимой инфраструктуры. На это были направлены первые программные шаги. У нас же, образно говоря, мощный реактивный двигатель монтировали на старую телегу. И здесь скорее всего виноваты учёные. В Украине явно недостаточное организационное, юридическое, кадровое, психологическое обеспечение компьютеризации. Слабо развита информационная культура, включающая в себя не только компьютерную грамотность, но и такие «мелочи», как, например, умение говорить по телефону, работать с документами и т. д.
А что в итоге? В итоге возникают квази-информационные технологии, усложняющие и обессмыслевающие процессы управления и делопроизводства. Вместо «безбумажных» процедур рождаются лавины бумажных потоков. Парадокс — но количество бумажных документов, инстанции их прохождения и т. д. не уменьшились, а увеличились с внедрением новых технологий. Возросла регламентация организационной деятельности. Растёт число «начальников» и контролёров. Анализ показывает, что в сфере управления у нас задействовано в 3-4 раза больше людей, чем в аналогичных по величине странах. А в наших учреждениях курсирует в 3-4 раза больше бумаг, чем в подобных учреждениях за рубежом. Особенно это касается сферы государственного управления и функционирования бюджетной сферы. Даже в случае наличия автоматизированной системы к этому ещё добавляется ведение информации о документе и сканирование текста для включения его в базу документов системы, то есть использование вычислительной техники только усложняет рабочий процесс вместо того, чтобы его упрощать.
Это
становиться ещё более
Определённую негативную роль в данном случае играют известные черты менталитета украинцев — их разобщённость и недоверие друг к другу. Отсюда — масса, казалось бы, совершенно бессмысленных бумажных документов, дублирующих компьютерные фиксации, особенно в сфере финансов и в бухгалтериях. Бухгалтеры чувствуют себя спокойнее, когда денежные операции зафиксированы документально с соответствующими подписями и печатями, а не просто отражены «где-то в компьютерах». Отсюда, у нас невероятная избыточность управленческих документов, процедур, штатных расписаний и различных (зачастую бессмысленных) структур. Одних бухгалтеров насчитывается около 800 тысяч! Всё это не просто снижает эффективность управления, но и значительно обессмысливает жизнедеятельность граждан Украины, уменьшает творческую и увеличивает рутинную составляющую их труда. В итоге Украина всё более уходит на обочину исторического пути человечества, устремившегося к новым рубежам постиндустриальной цивилизации.
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Проблемы
информационного потенциала и
экономической безопасности
В условиях растущих взаимосвязей и взаимозависимости государств при сохранении многих глобальных опасностей и угроз национальная безопасность становится составляющей общей мировой безопасности, усилий всех народов в сохранении мира, демократии, гуманизации современных отношений.
Важной
содержательной составляющей национальной
безопасности является информационная
безопасность. С ростом научно-технического
прогресса будет расти и
Следовательно,
інформатизаційна безопасность общества,
государства характеризуется
Различают внутренние и внешние источники информационной безопасности. Под внутренними источниками понимают отсутствие исторического, политического и социального опыта жизни в правовом государстве, которое касается процессу практической реализации конституционных прав и свобод граждан, в том числе в информационной сфере. Е. Макаренко и В. Кирик считают внутренним источником информационной безопасности усиления организованной преступности и увеличения количества компьютерных преступлений, снижения уровня образованности граждан, что существенно усложняет подготовку трудовых ресурсов для использования новейших технологий, в том числе информационных [17]. Недостаточная координация деятельности высшего государственного руководства, органов власти и военных формирований в реализации единой государственной политики обеспечения национальной безопасности тоже можно считать таким источником. До этого следует прибавить и отставание Украины от развитых стран за уровнем информатизации органов государственной власти, юридически-финансовой сферы, промышленности и быта граждан.
К
внешним источникам принадлежат
деятельность иностранных политических,
военных, экономических и
С
учетом будущего развития информатизации,
проникновения информационных технологий
в важнейшие сферы жизни
Комиссия по вопросам национальной безопасности определила такие потенциальные угрозы в информационной сфере: несбалансированность государственной политики и отсутствие необходимой инфраструктуры в информационной сфере; медленное вхождение Украины к мировому информационному рынку, отсутствие у международного содружества объективного представления об Украине; информационная экспансия со стороны других стран; отток информации, которая содержит государственную тайну, а также конфиденциальной информации, которая является собственностью государства.
Особенно
сложная сегодня проблема заблаговременного
создания средств, необходимых для
информационного
В
этой сфере развития вооружений рассматриваются
два типа действий и, соответственно,
две группы средств. Первая совокупность
средств связи, что пов?'язана
с "информационной войной" как
специфическим видом
Хотя
такая война будет вестись
специальными структурами, в ней
есть существенный военный аспект,
поскільки возможные
Среди новых наиболее важных средств "информационной войны" сегодня называют разные математические, программные средства типа "вирусов" и "закладок", средства дистанционного вытирания информации, которая записана на магнитных носителях, генераторами электромагнитных импульсов, средства неконтролируемого включения в закрытые информационные сети и др.
В более узком понимании слова "информационная война" становится одной из разновидностей действий - информационных (ІВД), или важной фазой непосредственной подготовки к ним.
Так, например, в США, судя по публикациям, используют следующее определение для ІВД: действия, принятые для достижения информационного преимущества в интересах национальной военной стратегии и осуществляющие путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем [4].
Основными
составляющими ІВД нужно