Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Основные задачи, требующие решения в курсовом проекте:
Понятие инноваций
Ценовая политика предприятия, касающаяся инновационного продукта.
Понятие, свойства и виды инноваций
Содержание
Введение………………………………………………………………………...5
1. Понятие, свойства и виды инноваций………………………………….6
1.1 Понятие термина «Инновация»…………………………………….8
1.2 Свойства инноваций…………………………………………………9
1.3 Форма инновационного процесса…………………………………12
1.4 Виды субъектов инновационного процесса………………………16
1.5 Основные различия между инновациями и несущественными изменениями………………………………………………………...18
2. Ценообразование для инновационного продукта…………………...23
2.1 Понятие ценовой политики предприятия…………………………25
2.2 Основные моменты, требующие внимания при разработке ценовой политики……………………………………………………………..28
2.3 Этапы разработки ценовой политики……………………………..30
2.4 Основные ценовые стратегии………………………………………32
2.5 Принципы ценообразования на инновационную продукцию…..34
2.6 Методы образования цен…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………….39
Приложение А. Особенности ценообразования на различных типах рынка..40
При разработке ценовой политики на предприятии принимают во внимание следующие моменты:
Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором осуществляет свою деятельность предприятие.
Главным критерием классификации типов
рынков является характер и степень свободы
конкуренции и ценообразования. В зависимости
от степени свободы конкуренции и образования
цен различают четыре основных типа рынков
(таблица).
Разработка ценовой политики включает следующие этапы:
1) выработка целей ценообразования;
2) анализ ценообразующих факторов;
3) выбор метода ценообразования;
4) принятие
решения об уровне цены.
Изучая действия конкурентов, продавец старается выяснить: какие средства (например, систему скидок, условий, отражающих особенности инновации, систему преимуществ, доставляемых покупателю данной инновации) использует конкурент для реализации своих аналогичных продуктов.
Ценовая политика основывается на действии внешних и внутренних факторов. К внешним факторам ценовой политики относятся изменение спроса покупателей, их интересов и привычек, активность поведения конкурентов на рынке, изменения в экономической политике государства и в политике местных органов власти в отношении налогов, сборов, ставок и условий аренды и т.п.
Внутренние факторы ценовой политики
включают в себя желание не столько увеличить
свой доход, сколько поднять свой имидж
и рейтинговую оценку (т.е. работа на перспективу),
желание предприятия уклониться от обвинения
в монополии на рынке, заинтересованность
его в увеличении своей доли на рынке,
увеличение поступления денежных средств
от реализации инноваций, стремление избежать
банкротства и др.
Ценовая стратегия − это выбор предприятием возможной динамики изменения исходный цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.
При разработке стратегии ценообразования необходимо четко определить рынки, на которых предприятие будет работать. Эти рынки существенно отличаются по уровням деятельности, нормам правового регулирования, составу спроса, эластичности спроса.
В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются ценовые стратегии предприятия:
При выборе ценовой стратегии необходим
анализ положения, занимаемого изделием
на рынке. Это означает оценку на прогнозируемый
период движения цен и объемов сбыта на
основе изменения ряда показателей, отражающих
воздействие различных факторов циклического
и нециклического характера (в частности,
инфляционных тенденций, отраслевых и
общеэкономических циклов).
2.5 Ценовой прием управления инновациями
Этот прием представляет собой в инновационном менеджменте способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Он включает в себя два основных элемента:
1) ценообразующие
факторы, действующие на
2) ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и диффузии инновации.
Эти элементы образуют структуру ценового
приема управления.
Структура обозначает взаимосвязь составных частей какого-либо механизма или явления.
Ценообразующие факторы при производстве
нового продукта или операции бывают внешние
и внутренние. Решающее значение по отношению
к данному хозяйствующему субъекту имеют,
безусловно, внешние факторы. Продуцент
или продавец инновации ориентируется
прежде всего на рынок, где цена является
регулятором рыночного равновесия.
По классическому выражению
Рисунок 1 – Ценовой прием управления инновациями
Каждая экономическая теория дает свое определение сущности цены. Так, современная теория рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равняется, с одной стороны, предельной полезности, с другой – предельным издержкам.
Применительно к инновации цену следует рассматривать как сложную экономическую категорию. Цена инновации – это многосторонняя, многопрофильная категория. Данная особенность этой цены обусловлена разнохарактерностью самой инновации. Инновация, выступая в качестве рыночного товара, включает в себя имущество (вещь), имущественные права, материализованные услуги и неосязаемые операции. Поэтому цена инновации включает в себя цену вещи, курс валюты или ценной бумаги, процентные ставки по банковским операциям, тарифы различных взносов.
Внешние ценообразующие факторы отражают влияние внешней среды по отношению к продуценту или продавцу инновации. К этим факторам относятся оптимальный (наиболее реально реализуемый) спрос покупателей на конкретную инновацию, платежеспособность покупателей, что дает возможность установить максимальный уровень спроса на эту инновацию и учесть его при изменении различных характеристик инновации и др.
Внутренние ценообразующие факторы отражают, прежде всего, финансовую и производственную деятельность производителя инновации или продающего эту инновацию. К этим факторам относятся себестоимость отдельных видов продукта, имеющих вещную форму, затраты продавца на продажу инновации, объем выручки (прибыли), который необходимо получить от реализации инновации.
Предприятия
должны серьезно заниматься ценовой
политикой, которая представляет собой
систему основных принципов и
правил, используемых для установления
цен. Ценовая политика предприятия
играет чрезвычайно важную роль при
продвижении и диффузии инновации.
Она определяет цель, которую продуцент
(продавец) инновации хочет достичь с помощью
механизма цен.
2.7 Принципы
ценообразования на инновационную продукцию
Продвижение нового продукта на рынок предполагает особую ценовую политику по поводу этого продукта. Если рассматривать ценовую политику по новому продукту саму по себе (считая планирование объема выпуска новшества на рынок по определенной цене как производного параметра, совместное же планирование цены и объема выпуска рассматривается ниже в связи с так называемым "анализом безубыточности"), то можно выделить следующие основные варианты этой политики
Наиболее распространенным является ценообразование, называемое иногда "зонтичным ценообразованием". Смысл этого варианта ценового продвижения на рынок нового для него товара заключается в том, чтобы:
Вторым
вариантом ценовой политики по выводимому
на рынок новому продукту является
вариант, основывающийся на жесткой
патентной (при капиталоемком
При этом варианте, наоборот, характерно выведение на рынок удовлетворяющего актуальную потребность нового товара по изначально завышенной цене — с последующим замедленным (по мере запаздывающего появления на рынке конкурентов, предпринявших повторную разработку и параллельное патентование продукта) снижением цены.
Третьим
вариантом служит разновидность
только что описанной политики, когда
инновационная монополия
Ценовая политика при продвижении на рынок нового для него продукта должна быть дополнена политикой по увязыванию цены продукта с объемом его выпуска при определенном соотношении переменных и постоянных (зависящих и не зависящих от объема выпуска) издержек ИП.
Для обоснования указанной политики используется так называемый "анализ безубыточности". Ядром этого анализа служит максимизация покрытия выручкой от продаж продукта постоянных расходов фирмы (в отличие от максимизации прибыли по данному товару).
Максимизируется
при этом следующее выражение:
max(P-Cv)·Q-Cf, . (1)
где Р — цена единицы нового продукта; Cv — прямые переменные материальные и трудовые расходы на единицу нового продукта; Q — объем выпуска продукта; Cf — постоянные (фиксированные) издержки ИП. не зависящие от объема выпуска рассматриваемого товара (в первом приближении — накладные расходы).
К числу переменных расходов относятся: расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оплата сдельных расценок по труду, технологические (в соответствии с данными счетчиков, установленных на технологическом оборудовании) затраты энергии и топлива, услуги контрагентов по производству и сбыту товара.
Информация о работе Ценовая политика предприятия – производителя инновации