Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель данной работы исследование состояния научно-технической политики РФ и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Задачи, поставленные, для достижения цели:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- изучение теоретических аспектов, касающихся научной-технической политики РФ;
- знакомство с состоянием научной политики в других странах, сравнение с Россией;
- формирование и закрепление навыков использования теоретических знаний при разработке рекомендаций;
- разработка рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................................................... 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики……………….6
1.2. Инструменты реализации научно-технической политики. Состояние научной политики в разных странах……………………..……….......................................8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ.
2.1 Общая характеристика состояния научно- технической
политики в РФ ………………........………………………………………………………………………………11
2.2.Сравнительная характеристика научно-технической политики РФ и других стран……………………………………………………………………………………………………………………..29
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………..………..……………….…............................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...................................46
2. Научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности и опираться на имеющийся научно-технический потенциал. Государство должно четко определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической и информационной базе науки и т.п. По сути дела речь идет о формировании социального заказа научному комплексу, который бы обеспечил соответствие между наукой, инновационной сферой и структурной реорганизацией экономики и требованиями диктуемыми современной цивилизацией.
3. Определяющую роль в сохранении и развитии научно-технического комплекса России играет решение проблемы его финансирования. В этой связи чрезвычайно актуальным является обеспечение в соответствии с Законом о науке и другими принятыми Правительством документами увеличения расходов на науку в бюджете 2006 г. и последующих годов как минимум до 4% от расходной части, при этом научные затраты должны быть защищены статьей бюджета России. Эти средства остро необходимы для реанимации активной научно-технической деятельности.
4. Однако будущее отечественной науки зависит не столько от объема прямых бюджетных ассигнований на развитие науки, сколько от платежеспособного спроса на результаты НИОКР, поэтому повышение заинтересованности предпринимательского сектора в развитии науки и привлечение частного капитала в научные исследования - одна из важнейших задач государственной научно-технической политики. Для практической реализации такого подхода требуются нетривиальные решения, которые способны стать толчком для запуска инновационного механизма в экономике, выражающиеся в разработке соответствующих преференций для науки и техники.
5. Исходным элементом инновационной политики должна стать выработка селективной инновационно-инвестиционной стратегии, в рамках которой будет избран определяющий народнохозяйственный комплекс для вывода его на современный уровень по постиндустриальным критериям. Выбранные приоритеты должны лечь в основу системы федеральных, региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получать первоочередную государственную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот и т.д.
6. Важнейшим инструментом повышения инновационной активности предприятий является развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере. Решение этих задач может быть успешным при формировании принципиально новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные венчурные фонды, консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки.
7. Для создания соответствующего
механизма реализации государственной
научно-технической и инновационной политики
представляется необходимым разработать
комплекс мер организационно-правового,
социально-экономического и пропагандистско-
8. Экономический блок системы мероприятий государственной научно-технической и инновационной политики России должен включать в себя соответствующий механизм стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, обеспечивающий заинтересованность отдельных ученых и специалистов, научных коллективов, производственных предприятий (независимо от форм собственности) в создании и внедрении новой техники и технологии. Следовало бы предусмотреть соответствующие нормы льготного текущего, средне- и долгосрочного кредитования НИОКР из средств как государственных, так и коммерческих учреждений, а также проводить рациональную налоговую политику, предусматривающую соответствующие льготы для организаций и предприятий, создающих и внедряющих новою технику и технологию. В решении этих проблем целесообразно использовать богатейший опыт, накопленный промышленно развитыми странами и отдельными постсоциалистическими странами ЦВЕ, в области формирования механизма финансово-экономической поддержки процессов нововведений и передачи технологий.
9. Одной из возможных мер по стимулированию инвестиций в научно-технические разработки может стать решение о направлении 0.5-1% выручки предприятий от реализации товаров и услуг на финансирование НИОКР и инноваций. Такая система в течение ряда лет действует у нас на добровольной основе, но ей целесообразно придать обязательный характер на переходный период в 3-5 лет. При этом, в соответствии с принципами либеральной экономики предприятия смогли бы расходовать указанные средства по собственному усмотрению, исходя из интересов обеспечения прибыли и повышения конкурентоспособности своей продукции на рынке. У них появятся возможность и необходимость размещать заказы на фундаментальные и прикладные исследования в РАН, вузах или проводить собственные «фирменные» разработки. В любом случае будут поддерживаться работы, которые необходимы рынку, а не только те, что запланированы сверху директивными органами.
10. В целях широкого распространения инноваций в промышленности целесообразно создать национальный информационный фонд инновационных проектов в виде структурированного по отраслям, регионам, формам собственности и постоянно пополняемого общероссийского банка технологий, пользователями которого на коммерческой основе могли бы быть организации, учреждения и предприятия всех форм собственности. Практическая реализация этой идеи выдвигает проблему создания эффективного механизма включения банка технологий в процесс распространения инноваций внутри страны и за рубежом, а также воспроизводства научно-технического потенциала России.
11. Субсидировать и поддерживать в качестве необходимого мобилизационного резерва лучшие военные НИИ, а не пустующие производственные мощности;
12. Разделять бремя финансовой поддержки НИОКР с местными бюджетами (по примеру ФРГ);
13. При приватизации и акционирования ряда предприятий обязательным условием должно быть сохранение в их составе научного подразделения (то же и при привлечении иностранных инвесторов в Индии);
14. Предприятиям, размещающим исследовательские заказы во "внешней среде", компенсировать из госбюджета до 50% их стоимости;
15. всеми доступными средствами поддерживать малые наукоемкие предприятия.
Следует также критически
относиться к возможностям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим фактором экономического
роста является научно-технический
прогресс. Однако развитие науки, использование
ее достижений не может быть обеспечено
рыночным механизмом. Здесь необходима
всесторонняя государственная поддержка,
ибо исследования, продиктованные сугубо
коммерческими интересами отдельных
частных предприятий, редко соответствуют
общенациональным экономическим интересам,
да и ведутся в более узких
областях. К тому же частные фирмы,
предприятия не всегда располагают
достаточным капиталом для
Меры государства в
сфере НИОКР выступают как
государственная научно-
Для полноценного функционирования
этих образований требуется активное
участие государства в их создании
и поддержании. Необходимо образование
специальных фондов, кредитующих
рискованные научно-
В настоящее время
В заключении нужно отметить, что необходима разработка современной инновационной политики, ориентированной на построение экономики знаний, составными частями которой являются научно-техническая политика, политика, ориентированная на выпуск наукоемкой продукции и политика в области образования. Основой принятия новой политики должен стать консенсус между государством, бизнесом и научным сообществом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон “О
науке и государственной
2. Об одобрении госпрограммы
«Создание в Российской
3. Об основных направлениях
государственной
4. Об утверждении концепции
федеральной целевой программы
«Исследования и разработки по
приоритетным направлениям
5. О совете при президенте РФ по науке технологиям и образованию: указ президента РФ от 30.08.2004г. № 1131
6. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010: руководящий документ правительства РФ от 05.08.2005г.
7. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2008. Электронный ресурс
8. Барышева А.В. Инновационный
менеджмент (учебное пособие), – М.: ИНФРА-М,
2007. – 154 с. [Электронный ресурс].- режим
доступа: http://anybook4free.ru/book/
10. Инновационный менеджмент.// Под ред. В.Г. Медынский М., 2009г. 294с.
9. Государственное регулирование
рыночной экономики/ Под ред. В.И. Кушлина.
М., 2008 [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://studyspace.ru/
11. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]: http://rudocs.exdat.html
12. Научные конференции. [Электронный
ресурс]: http://otherreferats.allbest.
13. Экономика мира. [Электронный ресурс]: http://economuch.com
14. Википедия. [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/
15. Экономический анализ. [Электронный ресурс]: http://educom.su