Анализ государственной научно-технической политики РФ а так же в сравнении с другими странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследование состояния научно-технической политики РФ и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Задачи, поставленные, для достижения цели:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- изучение теоретических аспектов, касающихся научной-технической политики РФ;
- знакомство с состоянием научной политики в других странах, сравнение с Россией;
- формирование и закрепление навыков использования теоретических знаний при разработке рекомендаций;
- разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................................................... 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики……………….6
1.2. Инструменты реализации научно-технической политики. Состояние научной политики в разных странах……………………..……….......................................8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ.
2.1 Общая характеристика состояния научно- технической
политики в РФ ………………........………………………………………………………………………………11
2.2.Сравнительная характеристика научно-технической политики РФ и других стран……………………………………………………………………………………………………………………..29
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………..………..……………….…............................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...................................46

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

Второй уровень — предприятия  стремятся использовать у себя все  те технические средства, технологии, методы организации производства, что  и конкуренты.

Третий уровень — усиление функций управления, которые воздействуют на производственные системы, содействуют  их развитию и совершенствованию. Это  обеспечивается за счет более эко  комичного аппарата управления и  более высокой оперативности  в принятии решения, лучшей мотивации  работников и других методов оптимизации.

Четвертый уровень — особое внимание уделяется инновациям. Такие  предприятия являются более быстрорастущими  и высокоприбыльными, чем их основные соперники. Примером этих форм Научно-технической кооперации являются научно-исследовательские консорциумы, Финансово-промышленные группы и венчурные фирмы, осваивающие инновационные проекты. После завершения совместного проекта каждые из его участников имеют возможность самостоятельно использовать полученные результаты при разработке конкурентной продукции.

Изучение товара на рынке  идет по двум направлениям: первое предполагает определение соответствия технико-экономических  показателей и качества товара запросам и требованиям потребителей, второе — проведение сравнительного анализа  его конкурентоспособности.

Разработка научно обоснованной концепции маркетинговой деятельности в сфере инноваций должна быть положена в основу функционирования фирмы, стремящейся к созданию конкурентных преимуществ. Маркетинговая стратегия  должна быть нацелена на создание спроса, которым управляют скрытые мотивы как выражение потребностей. Особое внимание следует уделять скрытым  потребностям, как предвосхищаемым  до нововведения, так и проявляющимся  после его появления. Должна осуществляться разработка прогнозов с техническими характеристиками будущих систем. При  изучении конъюнктуры рынка необходимо учитывать ее нестабильность, частые колебания, наличие противоположных  тенденций. Одним из важных элементов  товарной стратегии является учет периода  рыночной устойчивости продукции (жизненный  цикл).

В соответствии с жизненным  циклом инноваций должны быть обеспечены деятельность маркетинговых служб  и исследование технологического трансфера  — передвижение информации в рамках инновационной цепи, и прежде всего  процесса своевременного ее распространения  за пределами предприятия или  организации о нововведении и  получения обратной информации от потребителя.

Необходимо создать инфраструктуру обращения информации с классификацией всех источников возникновения и  каналов получения и передачи информации о нововведениях для  принятия конкретных мер, обеспечивающих коммерческий успех. Конкурентоспособность товара оценивается по ряду признаков: технических (назначение, характеристика, дизайн, эстетика); организационных (гарантия, варианты комплектации, условия оплаты, система скидок при оптовой торговле); экономических (продажная цена, цена потребления); нормативных (соответствие стандартам, нормам, правилам).

Основные принципы маркетинга — это учет потребностей и конъюнктуры  рынка, а также максимальное приспособление производства к рынку, исходя из долгосрочной перспективы и воздействия на потребителя.

В инновационном маркетинге должны использоваться все известные  типы маркетинга: конверсионный (при  негативном спросе на инновации необходим  принципиально новый маркетинг, который способствует зарождению спроса); стимулирующий (при безразличии  потребителей раскрыть возможность  инновации); развивающийся (при наличии  потребности в продукции, которая  пока не существует в форме конкретного  товара); ремаркетинг (оживление спроса на основе придания товару рыночных свойств); синхромаркетинг (стабилизация сбыта в условиях колеблющегося сезонного спроса); поддерживающий (цены не должны быть выше цен конкурента при совпадении спроса и предложения); демаркетинг (ограничение рекламы при резком превышении спроса над предложением); противодействующий (снижение спроса с точки зрения общества).

Общая стратегическая ориентация предприятия оказывает непосредственное влияние на формирование системы  инновационных стратегий, которая  должна учитывать различные варианты маркетинга в инновационной деятельности предприятия и факторы, ко-торые оказывают на нее влияние. К таким факторам следует отнести: Научно-технический и кадровый потенциал; уровень развития опытно-экспериментальной базы; состояние нематериальных активов и наличие результатов уже выполненных НИОКР; структуру выпускаемой продукции с учетом долей рынка и стадий жизненного цикла, угрозу технологического и функционального замещения.

- улучшение экологической  обстановки;

- защита информационных  ресурсов государства;

- укрепление обороноспособности  страны и безопасности личности, общества и государства;

- упрочение взаимосвязи  науки и образования. 

Научной деятельностью называется работа, направленная на получение  и применение новых знаний. К научной  деятельности относятся:

- фундаментальные научные  исследования, состоящие из экспериментальной  и теоретической деятельности, направленной  на получение новых знаний  о природе, включая основные  закономерности строения, функционирования  и развития человека и общества;

- прикладные научные исследования, направленные преимущественно на  применение новых знаний для  достижения практических целей  и решения конкретных задач.

Экспериментальной инновационной  разработкой называется научная  деятельность, направленная на опытное  подтверждение гипотез, связанных  с созданием нового товара, услуги или технологии, а также с сохранением  жизни и здоровья человека и с  защитой окружающей среды.

Научной организацией называется юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее научную и Научно-техническую  деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной  организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации; научные организации образовательных  учреждений высшего профессионального  образования; опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и Научно-техническую деятельность.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации организуют государственную  аккредитацию научных организаций  и выдают им соответствующие свидетельства. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством РФ.

К ведению органов государственной  власти Российской Федерации относятся:

- разработка и проведение  единой государственной Научно-технической  политики;

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

- формирование и реализация  федеральных научных и Научно-технических  программ и проектов, а также  определение федеральных органов  исполнительной власти, ответственных  за их выполнение;

- финансирование научной и Научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

- установление системы  экономических и иных льгот  в целях стимулирования научной  и Научно-технической деятельности  и использование ее результатов;

- содействие развитию  научной, Научно-технической и  инновационной деятельности субъектов  Российской Федерации;

- управление государственными  научными организациями федерального  значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

- реализация обязательств  по научным и Научно-техническим  программам и проектам, предусмотренным  международными договорами Российской  Федерации;

- охрана прав интеллектуальной  собственности;

Право автора на изобретение, научную идею, разработки, новое  изделие или новую технологию является интеллектуальной собственностью, которая охраняется государством. Механизм защиты интеллектуальной собственности  предусматривает систему экономических, социальных, правовых методов и средств  поддержки инноваций.

Вопросы охраны и использования  интеллектуальной собственности в  современных условиях начинают играть все более важную роль в инновационной, коммерческой, предпринимательской, производственной и внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. По этой причине  всем тем, кто занимается подобного  рода деятельностью либо готовится к ней, необходимо достаточно четко представлять себе, что такое интеллектуальная собственность, в чем ее сущность, как она охраняется и к каким серьезным материальным.

Таким образом, интеллектуальная собственность включает в себя две  основные сферы прав:

- промышленную собственность,  под которой понимаются главным  образом права на изобретения,  промышленные образцы, товарные  знаки и наименования мест  происхождения товара;

- авторское право, под  которым понимаются главным образом  права на литературные, музыкальные,  художественные, фотографические и  аудиовизуальные произведения.

Следовательно, интеллектуальная собственность — это материально  выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами — патентами  или свидетельствами (промышленная собственность), либо законодательно установленными нормами авторского права. Характерно, что в самое последнее время понятие «интеллектуальная собственность» все чаще упоминается не только в средствах массовой информации, но и в официальных документах и законодательных актах, например в Гражданском кодексе Российской Федерации, (ст. 138 «Интеллектуальная собственность»).

Формы охраны интеллектуальной собственности могут быть самыми различными: патенты исключительного  права (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.), регистрации (программы для  ЭВМ, базы данных, наименование мест происхождения  товара) и даже сам факт выпуска  в свет литературных произведений, картин и т.п. Во всех случаях создатель  признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом (вступившим в силу охранным документом, регистрацией, выпуском в свет и т.п.), приобретает тем самым исключительное право на его использование, реализацию в любой форме, передачу по договору (например, по лицензии) и т.д.

Этому в большой степени  способствуют принятые в России законы по охране интеллектуальной собственности:

- Патентный закон Российской  Федерации, который охраняет изобретения,  полезные модели и промышленные  образцы (вступил в силу 14 октября  1992 г.);

- Закон о правовой охране  товарных знаков, знаков обслуживания  и наименований мест происхождения  товаров (вступил в силу 17 октября  1992 г.);

- Закон о правовой охране  программ для электронно-вычислительных  машин и баз данных (вступил  в силу 20 октября 1992 г.);

- Закон о правовой охране  топологий интегральных полупроводниковых  микросхем (вступил в силу 21 октября  1992 г.);

- Закон Российской Федерации  «Об авторском праве и смежных  правах» (вступил в силу 3 августа  1993 г.). .

- формирование единых  систем стандартизации, обеспечения  единства измерений, сертификации, Научно-технической информации, патентно-лицензионного  дела и управление ими;

- установление государственной  системы аттестации научных и  Научно-технических работников.

Направления государственной  Научно-технической политики на среднесрочный  и долгосрочный периоды определяются Президентом РФ на основе специального доклада Правительства РФ, формируемого с учетом предложений субъектов  Российской Федерации.

Государственная Дума Российской Федерации ежегодно определяет при  утверждении федерального бюджета  годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных Научно-технических  программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные  фонды поддержки научной и  Научно-технической деятельности, а  также систему экономических  льгот, стимулирующих такую деятельность. Эти объемы средств определяются на основе послания Президента РФ о  положении в Российской Федерации  и предложений Правительства  РФ.

Финансовое обеспечение  научной и Научно-технической  деятельности основывается на его целевой  ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов  и их объединений, а также средств  заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ организует составление и исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и Научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и государственными фондами.

Информация о работе Анализ государственной научно-технической политики РФ а так же в сравнении с другими странами