Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель данной работы исследование состояния научно-технической политики РФ и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Задачи, поставленные, для достижения цели:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- изучение теоретических аспектов, касающихся научной-технической политики РФ;
- знакомство с состоянием научной политики в других странах, сравнение с Россией;
- формирование и закрепление навыков использования теоретических знаний при разработке рекомендаций;
- разработка рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................................................... 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики……………….6
1.2. Инструменты реализации научно-технической политики. Состояние научной политики в разных странах……………………..……….......................................8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ.
2.1 Общая характеристика состояния научно- технической
политики в РФ ………………........………………………………………………………………………………11
2.2.Сравнительная характеристика научно-технической политики РФ и других стран……………………………………………………………………………………………………………………..29
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………..………..……………….…............................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...................................46
Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Инициативные проекты фундаментальных научных исследований отбираются на основе конкурса в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Для финансирования этих проектов создаются фонды поддержки научной и Научно-технической деятельности.
Для финансирования научной
деятельности используются также гранты
— денежные и иные средства, передаваемые
безвозмездно и безвозвратно на проведение
конкретных научных исследований на
условиях, предусмотренных
Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание Научно-технической политики и результаты ее реализации.
По мере продвижения в инновационном цикле от идеи до ее воплощения бизнесмен-инноватор сталкивается с проблемой сбыта. В случае отсутствия маркетинга на инновационном предприятии (ИП) он вынужден выходить на рынок на свой страх и риск и ждать, пока потребитель оценит и примет инновации. При этом риск неприятия потребителем нового продукта очень велик, тем более что время работает против предпринимателя и его товара. Если инноватор включает маркетинг инноваций в качестве основной составляющей менеджмента и ИП, прогнозируя соответствующие сегменты рынка, планируя потребительские свойства инноваций, цену на него, каналы распределения, расходы на рекламу, то за счет функции маркетинга удается существенно снизить рыночную неопределенность и риск потребительского неприятия инноваций.
Маркетинговое исследование
имеет дело с конкретно определенным
сегментом рынка, т.е. с такой частью
товарного рынка, на котором группа
покупателей ориентируется на конкретно
определенную модификацию изделия.
Сегментация рынка может идти
по двум направлениям по группам потребителей
и по параметрам продукции. В первом
случае определяется, для каких групп
пользователей предназначено
Несмотря на то что потребность в инновации в наибольшей степени определяется на последнем этапе жизненного цикла товара, создание инновационного задела и постоянное внедрение новых разработок являются стержнем успеха фирмы. Поэтому регулярное осуществление инновационного маркетинга становится главным условием высокой конкурентоспособности фирмы, в особенности малых.
Инновационную монополию
ИП-производитель может
Маркетинговое исследование
по новому продукту нацеливается на оценку
существующего и прогноз
Налаживание адекватной системы сбыта инновации предполагает выбор из следующих альтернатив:
- сбыт непосредственно потребителям нового товара по прямым договорам синими или через собственную розничную торговлю фирмы;
- продажи оптово-торговым фирмам;
- сбыт в независимую розничную торговую сеть;
- приобретение франшизой
лицензии на сбыт под
- любой из четырех перечисленных вариантов, но с привлечением посредников (не занимающих собственной позиции на рынке товара, т.е. не осуществляющих с ним операций одновременно от своего имени и за свой счет), в частности брокеров, торговых агентов и др.
Первая система сбыта наиболее подходит к новым продуктовым линиям, ориентированным на узкий сегмент рынка, т.е. на небольшое количество конечных потребителей, работу с которыми имеет смысл проводить напрямую (работа с клиентом). Это характерно для наукоемких отраслей со специфическим и (или) дорогостоящим товаром, который может быть приобретен ограниченным числом потребителей, нуждающихся в специфических компонентах для своего финального продукта (машиностроение с производством по индивидуальным заказам или мелкими сериями). Продвижение на рынок подобных продуктов в рамках данной системы сбыта не требует какой-либо широкой рекламы, вывоза нового продукта на выставки и ярмарки и т.п. Скорее требуется однажды выяснить, кто из потенциальных покупателей инноваций может в них нуждаться и какова платежеспособность данного клиента. Вторая система сбыта адекватна продукту массового спроса. Третья система сбыта целесообразна, когда новы продукт ориентирован на массовый спрос, но не настолько широкий, чтобы сделать необходимым реализацию в оптовую сеть. Достаточно продавать его мелким оптом розничным торговцам, работающим с фирмой, независимым дистрибьюторам или дилерам. Четвертая система сбыта осуществляется посредством приобретения франшизой лицензии специфическим способом — организации сбыта такого нового продукта, который предприятие создало в порядке диверсификации или изменения своей специализации, когда рынки продукции подобного потребительского назначения уже основательно заняты конкурентами, планирующими уход с этих рынков по ряду причин.
Пятая система сбыта предполагает усиление четырех предыдущих схем с использованием для этого посредников.
Продвижение на рынок «товаров-новинок»
требует использования таких
каналов, как вывоз новшества
на специализированные выставки (с
экспонированием его
По новым товарам длительного пользования (особенно тем, которые относятся к категориям наукоемких «товаров доверия» и «товаров опыта») еще одним крайне существенным аспектом конкурентоспособности способа сбыта являются предлагаемые и обеспечиваемые той или иной системой сбыта условия технического обслуживания подобных продуктов (профилактика, ремонт, поставка запасных частей). Важным здесь являются максимально широкий круг, а также минимальные (без «накруток») стоимость и срок предоставления потребителю услуг гарантийного и послегарантийного технического обслуживания указанных товаров.
Обеспечение прочной доли рынка при освоении нового продукта осуществляется либо посредством скорейшего формирования постоянной клиентуры, либо созданием условий для надежной (воспроизводимой) инновационной монополии.
Инновационную монополию поставщик нового продукта способен обеспечить:
- регистрацией и активной
защитой (мониторинг за
- сохранением в коммерческой
тайне (охраняемой специально
объявляемым и соблюдаемым
Инновационная монополия
в связи с выпуском на рынок
принципиально нового для рынка
продукта, отвечающего вновь появившимся
либо существовавшим ранее, но не удовлетворявшим
потребности (а также потребностям,
возбужденным специальными приемами работы
с общественностью — от рекламы
до семинаров по распространению
новых Научно-технических
Продвижение нового продукта на рынок предполагает особую ценовую политику в отношении этого продукта. Считая планирование объема выпуска новшества на рынок по определенной цене производным параметром, можно выделить несколько основных вариантов этой политики.
Наиболее распространенным является так называемое «зонтичное ценообразование». Смысл этого варианта ценового продвижения на рынок нового для него товара заключается в следующем:
- во время освоения
продаж нового продукта
- выйти на цену реализации
нового продукта, которая обеспечит
требуемую рентабельность
- в течение достаточно
длительного времени
- откликаясь на требования
появившейся ценовой
Вторым является вариант,
основывающийся на жестко патентной
защите инноваций (при капиталоемком
патентовании многих составляющих технической
новизны продукта) либо на защите их
режимом коммерческих секретов по поводу
соответствующего Ноу-хау, сопровождающейся
изоляцией от конкурентов носителей
Ноу-хау. При этом характерно выведение
на рынок удовлетворяющего актуальную
потребность нового товара по изначально
завышенной цене с последующим замедленным
ее снижением (по мере запаздывающего
появления на рынке конкурентов,
предпринявших повторную
Третьим вариантом служит разновидность только что описанной политики, когда инновационная монополия используется не для получения монопольной сверхприбыли, а в целях закрепления покупателей и формирования таким образом особо ценного нематериального актива фирмы в виде постоянной клиентуры. Это важнейшая часть гудвилла (goodwill) ИП, оцениваемого посредством капитализации его избыточных прибылей, т.е. сверх среднеотраслевых, приходящихся на тот же собственный капитал.
Инновационный маркетинг
может иметь предметом не только
продвижение на рынок новых продуктов
или дополнительного количества
прежнего продукта, которое может
быть выпущено при использовании
более производительных технологий,
но и продвижение на рынок самих
новых технологий, имеется в виду
в первую очередь продажа лицензий
на изобретения и Ноу-хау, заложенные
в новый продукт или в
Помимо этого новые технологии могут продаваться в форме:
- командирования работников-
- выполнения с использованием
имеющегося Научно-
- оказания инжиниринго-
- продажи образовательных
услуг, подразумевающих
- допущения представителей
покупателей новой технологии
к стажировке на действующих
производствах, реализующих
Маркетинг новых технологий, однако, сводится к маркетингу продукции, которая может быть выпущена с их использованием. Так, наилучшим способом убедить потенциального покупателя лицензии приобрести ее является проведение маркетингового исследования спроса на продукт по новой технологии и предоставление предположительных документированных результатов покупателю. Маркетинг новых технологий предполагает также заявляемую и подтверждаемую собственным опытом ранее освоенного производства готовность оказывать услуги по освоению новшества (в лицензиях на изобретения и Ноу-хау — услуги по монтажу, наладке и пуску технологического оборудования, а также по комплектации выпускаемого готового высокотехнологичного продукта). .