Анализ государственной научно-технической политики РФ а так же в сравнении с другими странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы исследование состояния научно-технической политики РФ и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Задачи, поставленные, для достижения цели:
- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- изучение теоретических аспектов, касающихся научной-технической политики РФ;
- знакомство с состоянием научной политики в других странах, сравнение с Россией;
- формирование и закрепление навыков использования теоретических знаний при разработке рекомендаций;
- разработка рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................................................... 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики……………….6
1.2. Инструменты реализации научно-технической политики. Состояние научной политики в разных странах……………………..……….......................................8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ.
2.1 Общая характеристика состояния научно- технической
политики в РФ ………………........………………………………………………………………………………11
2.2.Сравнительная характеристика научно-технической политики РФ и других стран……………………………………………………………………………………………………………………..29
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………..………..……………….…............................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...................................46

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 73.43 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................................................... 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики……………….6

1.2. Инструменты реализации научно-технической политики. Состояние научной политики в разных странах……………………..……….......................................8

2 АНАЛИЗ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ.

2.1 Общая характеристика состояния научно- технической

политики  в РФ ………………........………………………………………………………………………………11

2.2.Сравнительная  характеристика научно-технической  политики РФ и других стран……………………………………………………………………………………………………………………..29

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………..………..……………….…............................................................37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….....................................44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Социально-экономическое  развитие страны невозможно представить  без тесного взаимодействия отраслей промышленности с научным сектором. Именно за счёт данного взаимодействия обеспечивается экономический рост и увеличивается благосостояние членов общества. Здесь на первое место  выходит вопрос о государственной  научно-технической политике, о методах  и способах её разработки, степени  участия общественных институтов в  данном процессе, а также о реализации данной политики и оценке её эффективности. Именно в этом заключается актуальность данной темы.

Эта работа посвящена исследованию государственной научно-технической политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния  системы России. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная научно-техническая политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство, в рамках проводимой им политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования научно-технической деятельности. Для более ясного понимания текущего положения научной среды в России, надо провести сравнительный анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США. Понять наше место в глобальном масштабе. Что в свою очередь позволяет отразить перспективы и направления развития нашей экономики и оценить роль науки.

Для более наглядного представления  о том, как собственно правительство  РФ воплощает в жизнь инновационную  политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной  политики.

 Итак, государственная научно-техническая политика представляет собой часть социально-экономической политики страны, выражающую отношение государства к научно-технической и научной деятельности, определяющую цели, задачи, формы, направления деятельности органов государственной власти в сфере науки, техники, а также реализации достижений в данных областях.

Цель данной работы исследование состояния научно-технической политики РФ и разработка мероприятий по повышению  ее эффективности.

Задачи, поставленные, для  достижения цели:

- исследовать порядок,  принципы формирования государственной  научно-технической политики;

- определить основные  направления научно-технического  развития в России;

- изучение теоретических  аспектов, касающихся научной-технической политики РФ;

- знакомство с состоянием  научной политики в других  странах, сравнение с Россией;

- формирование и закрепление  навыков использования теоретических  знаний при разработке рекомендаций;

- разработка рекомендаций.

В качестве объекта исследования используется страна- Российская Федерация, а так же другие страны, для сравнительной характеристики.

Предметом исследования явилось  состояние научно-технической политики в данных странах.

При написании курсовой работы использовались учебные пособия и сайты.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Сущность и цели государственной научно-технической политики.

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический  прогресс. Однако развитие науки, использование  ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных  частных предприятий, редко соответствуют  общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких  областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают  достаточным капиталом для проведения научных исследований.

Меры государства в  сфере НИОКР выступают как  государственная научно-техническая  политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.

Целями научно-технической  политики являются:

- государственная поддержка национальной науки;

- стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение;

- обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

Конечной целью научно-технической  политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической  безопасности.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят  от многих факторов:

- стадии экономического развития;

- социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Итак, выделим основные определения, раскрывающие тему.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения  технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Государственная научно-техническая  политика - составная часть социально-экономической  политики, которая выражает отношение  государства к научной и научно-технической  деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной  власти Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения  и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научно-техническая продукция - научно-технический результат, в  том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для  реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации  в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

 

1.2. Инструменты реализации научно-технической политики.

Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран  законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных  исследований, заботились о росте  научных кадров. В современных  условиях, когда углубляется международное  разделение труда, происходит интернационализация  хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка  в сфере НИОКР становится одним  из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без  соответствующей государственной  поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным  испытаниям в таких областях, как  вычислительная техника особо высокой  мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и  т.д.

В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной  является политика ЕС в области фундаментальных  исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

Государственная научно-техническая  политика может выступать как:

- активная, умеренная или  пассивная; 

- сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

- протекционистская по  отношению к отечественному научному  комплексу или предельно открытая  для зарубежной науки и техники; 

- с опорой на собственный  научный потенциал или на заимствование  иностранных идей и технологий;

- высокоселективная или  фронтальная, всеохватывающая; 

- с выраженным приоритетом  фундаментальных и стратегических  прикладных исследований или  с приоритетом прикладных НИОКР  и внедренческих работ. 

Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (технополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.

Развитие научной сферы  невозможно без высококвалифицированных  кадров. Поэтому нацеленность на повышение  интеллектуального уровня всей науки  и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное  финансирование в большинстве развитых стран.

В последнее время формой государственной поддержки НИР  в промышленно развитых странах  является ряд организационных мер  в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа “кооперация - на стадии НИОКР и  внедрения идей и разработок в  производство, конкуренция - при сбыте  и гарантийном обслуживании потребителей продукции”.

Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных  законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в  национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые  антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности  американской промышленности. Тем самым  сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.

Примером подобного венчура может служить корпорация МСС (микроэлектронная и компьютерная технологическая корпорация), созданная 20 ведущими американскими корпорациями компьютерной и электронной промышленности для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований.

Подобные венчурные объединения  создаются в странах Европы и  Японии.

Таковы сущность и основные меры реализации государственной научно-технической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФУДУРАЦИИ

2.1 Общая  характеристика состояния научно- технической политики в РФ

В России государственная Научно-техническая  политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений  Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации  от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и  государственной Научно-технической  политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами. Этот Закон регулирует отношения между  субъектами научной и Научно-технической  деятельности, органами государственной  власти и потребителями научной  и Научно-технической продукции (работ, услуг).

Государственная Научно-техническая  политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства  к научной и Научно-технической  деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной  власти Российской Федерации в области  науки, техники и их реализации.

Основные цели государственной  Научно-технической политики:

- развитие, рациональное  размещение и эффективное использование  Научно-технического потенциала;

- увеличение вклада науки  и техники в развитие экономики  государства;

- реализация важнейших  социальных задач;

- обеспечение прогрессивных  структурных преобразований в  области материального производства;

- повышение эффективности  и конкурентоспособности продукции  материального производства;

В целом можно выделить следующие основные уровни конкурентоспособности  предприятия.

Первый уровень — руководство  предприятия уверено в том, что  технический уровень их продукции  настолько высок по сравнению  с конкурентами, что они надолго  будут удовлетворять существующие потребности и сумеют найти на рынке нишу, которая обеспечит преимущество в конкурентной борьбе. С увеличением масштабов производства таким предприятиям предстоит вступить в конкуренцию на других сегментах рынка. В данном случае нужно позаботиться о получении сравнительных преимуществ, т.е. превзойти конкурентов в области цен, издержек производства, качества, уровня обслуживания, точности поставок и т.п.

Информация о работе Анализ государственной научно-технической политики РФ а так же в сравнении с другими странами