Влияние компьютерно-дидактических игр на развитие познавательных процессов подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства “быть умнее” и передает их новым поколениям. Таковы новые информационные технологии (НИТ). Ребенок может владеть ими уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Но для успеха этого приобщения нужно, чтобы компьютерные средства НИТ стали средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, художественной деятельности, конструирования и др.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Развитие познавательных процессов подростков

§ 1 Характеристика развития познавательного процесса
6

§ 2
Условия и средства развития познавательных процессов подростков
9

§ 3
Компьютерная дидактическая игра как средство развития познавательных процессов
11
Глава 2 ПУТИ развития познавательных процессов учащихся 5 класса


§ 1
Диагностика изучения познавательных процессов подростков

19
§ 2 Разработка конспектов уроков с использованием компьютерно дидактических игр 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38

Работа содержит 1 файл

Влияние компьютерно-дидактических игр на развитие познавательных процессов подростков.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

     Новые требования учебный материал предъявляет  и к процессам восприятия. Подростку  необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в  них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия,  развивается способность  выделять главное, существенное.

     Поэтому  наилучшим средством развития познавательных процессов подростков выступает  компьютерная дидактическая игра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3 Компьютерная дидактическая  игра, как средство развития познавательных процессов

 
 

       В настоящее время не только  педагогов, но и школьников  не устраивают традиционные формы  и методы организации учебно-воспитательного  процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и нравственно-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде школьников (культ денег, жажда наживы, пренебрежение к знаниям и нормам морали, стремление жить только сегодняшним днем и т. п.). Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Все это возможно при систематическом использовании игры с современным содержанием. Известно, что особенное влияние на все содержание развития психологических процессов ребенка оказывает ведущая детская деятельность – игра и ей необходимо уделять внимание в любом возрасте. 

     Игра  – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления  ребенка об окружающей его природе  и социальной действительности. Благодаря  особенностям игровых средств отображения  действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению. [2. c 45].

     Существует  несколько групп  игр, развивающих  интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа –  предметные игры, как манипуляции  с игрушками и предметами.

II группа –  игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные  игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

III группа игр,  которая используется как средство  развития познавательной

активности детей  – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые

дидактическими.

IV  группа  игр – строительные, трудовые, технические,  конструкторские.

V группа игр,  интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,

воздействующие  на психическую сферу.

     Дети  уже к четвертому году жизни обнаруживают способность наделять предмет или действие игровым значением в смысловом поле игры, обозначая это значение словом. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера, как игрового средства.

     Компьютерные  дидактические игры - игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер.  Представленные в нескольких видах:

  • абстрактно-логические
  • сюжетные
  • ролевые

     Компьютерные  игры – новый вид развивающего обучения. Они расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию.[2. с 51]

     Так же,  компьютерные дидактические  игры требуют активной мыслительной деятельности, через них учащийся может применить ранее приобретенные навыки и умения. В игровой деятельности ребенок находит область самовыражения, проявления личностных качеств. Особенность компьютерной дидактической игры - в возможности превращения ее (игры) в тренажер (причем дидактический материал можно постоянно обновлять).

     При работе с компьютером учебно-игровыми программами решаются определенные воспитательные и образовательные  задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия.

     Опыт использования компьютерных дидактических игр в учебном процессе показывает, что они могут либо предварять изложение нового материала, "помогая озадачить" учащихся и подготовить их к решению нужной задачи, либо использоваться как тренажеры, параллельно с традиционными формами обучения способствуя выработке навыков грамотного письма и позволяя оценить результаты процесса обучения.

     В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяются структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации.

     Особенностями компьютерного обучения является пошаговость  в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль над деятельностью учащегося на каждом этапе его обучения. Важным компонентом такой организации учебного процесса является управление обучением с помощью компьютера, что приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся, выработке у них высокой культуры умственного труда, обеспечивающей, в конечном счете, их развитие, желание и умение самостоятельно овладеть знаниями.

     В чем же польза от компьютерных игр  и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него.

     Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить  их измениться, появиться или пропасть, т.е. он чувствует их реальность, как  и реальность окружающих его вещей. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать.

     Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить  себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление  обо всех похожих ситуациях или  предметах.

     Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции как мышления, обобщение и классификация. Компьютерные занятия способствуют развитию логического мышления детей. Не менее важно и то, что в этих играх ребенок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей.

     В различных играх эти знаки  или символы реальных предметов  усложняются, становятся все более  и более обобщенными и все  меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей  очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным идеальным уровнем действительности. Их нельзя увидеть, потрогать, хотя они так же реальны, как и стоящий перед ребенком грузовик или написанные на экране буквы.

     “Знаковая функция сознания” не только дает возможность осознать наличие в  природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы.

     Компьютерные  игры дают возможность облегчить  этот процесс интериоризации. Это  происходит потому, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание детьми. В процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. [1]

     Детская память непроизвольна, т.е. дети не могут  сознательно обращать внимание на тот  или иной материал и стараться  его запомнить. Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи и детали. При этом сама значимость запомненного служит основой ее сохранения в памяти на длительное время, поэтому мы и говорим о хорошей памяти детей.

     Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психологические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, который уже есть у ребенка, ускоряя темпы формирования новых психических операций. Компьютер, делает значимым ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.

     Компьютерные  игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для  развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. [3. с 213]

     Стремление  ребенка к игре или как психологи  говорят “игровая мотивация, помогает ребенку усвоить те знания, которые  несут в себе компьютерные игры.

     Ребенок постепенно начинает интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

     Существуют  различные виды компьютерных игр. Так, например, есть  игры направленные на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные игры, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Задания можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Так как во многих вариантах в процессе работы осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

     Следует обращать внимание ребят  на исходную картинку, которую  надо внимательно рассмотреть  и запомнить, так как без  этого не возможно собрать  ее из частей. Так мы формируем у своих детей основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития.

       Рекомендуются также разнообразные  игры, в которых при помощи  курсора можно нарисовать любую  фигуру или даже картину. Возможными  вариантами таких игр являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики.

     Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей. Учитель  сам может варьировать задания. Рисуя вместе с детьми или давая  им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные программы, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

     В процессе таких игр - драматизаций происходит развитие речи. Учителю следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки, необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера. В следующий раз можно поменяться ролями, т.е. ребенок будет рассказывать, а учитель помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов, дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками.

       В процессе этих игр формируется зрительно-моторная координация. Однако существуют и специальные игры для обработки такой координации, а также для развития ориентации ребенка в пространстве. Это всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также программы, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место. Существуют и специальные модификации, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т.е. исправления недостатков зрительной моторной или пространственной координации.

     Большое значение для развития детей имеют  и конструкторские игры, в процессе которых детям надо либо сложить  из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся  фигуру на заданные части. Эти игры развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей.

Информация о работе Влияние компьютерно-дидактических игр на развитие познавательных процессов подростков