Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:18, дипломная работа
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства “быть умнее” и передает их новым поколениям. Таковы новые информационные технологии (НИТ). Ребенок может владеть ими уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Но для успеха этого приобщения нужно, чтобы компьютерные средства НИТ стали средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, художественной деятельности, конструирования и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Развитие познавательных процессов подростков
§ 1 Характеристика развития познавательного процесса
6
§ 2
Условия и средства развития познавательных процессов подростков
9
§ 3
Компьютерная дидактическая игра как средство развития познавательных процессов
11
Глава 2 ПУТИ развития познавательных процессов учащихся 5 класса
§ 1
Диагностика изучения познавательных процессов подростков
19
§ 2 Разработка конспектов уроков с использованием компьютерно дидактических игр 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ОГЛАВЛЕНИЕ | |||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
Глава 1 | Развитие познавательных процессов подростков | | |
§ 1 | Характеристика развития познавательного процесса | 6 | |
§ 2 |
Условия и средства развития познавательных процессов подростков |
9 | |
§ 3 |
Компьютерная дидактическая игра как средство развития познавательных процессов |
11 | |
Глава 2 | ПУТИ развития познавательных процессов учащихся 5 класса | | |
§ 1 |
Диагностика изучения познавательных процессов подростков |
19 | |
§ 2 | Разработка конспектов уроков с использованием компьютерно дидактических игр | 23 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 36 | ||
ЛИТЕРАТУРА | 38 | ||
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства “быть умнее” и передает их новым поколениям. Таковы новые информационные технологии (НИТ). Ребенок может владеть ими уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Но для успеха этого приобщения нужно, чтобы компьютерные средства НИТ стали средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, художественной деятельности, конструирования и др. Для этого НИТ в школьной системе должны отвечать определенными условиями, быть составной частью школьной дидактики, составлять основу развития новых форм традиционных видов детской деятельности.
Цель внедрения НИТ в школьное образование – формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности к использованию НИТ в своей деятельности.
Главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе. Этот ориентир обязывает к разработке на основе учета особенностей психологических закономерностей развития личности в детстве, метода и условий использования компьютерных средств, адекватных этим закономерностям и обогащающих систему дидактики. Происходит обогащение не только внешней деятельности, но и умственного мира ребенка. Известно, что особенное влияние на все содержание развития психологических процессов ребенка оказывает ведущая детская деятельность – игра.
Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природе и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.
Дети уже к четвертому году жизни обнаруживают способность наделять предмет или действие игровым значением в смысловом поле игры, обозначая это значение словом. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера, как игрового средства.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми.
Данная проблема послужила выбором темы исследования: «Влияние компьютерных дидактических игр на развитие познавательных процессов подростков».
Цель: разработать конспекты уроков
информатики с использованием
компьютерно-дидактических игр,
Объект: процесс развития познавательных процессов у учащихся 5 класса.
Предмет: компьютерно-
Гипотеза:
Если на уроках информатики использовать
компьютерно-дидактические
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования в теоретической части:
Методы:
Теоретические:
анализ педагогической, методической
литературы; проектирование.
ГЛАВА
I. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ПОДРОСТКОВ
В
старших классах школы развитие
познавательных процессов детей
достигает такого уровня, что они
оказываются практически
С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.
В
подростковом возрасте активно идет
процесс познавательного
В это время подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е способность к индукции и дедукции. Интеллектуальное важнейшее приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами.
Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого, углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. А с возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяются его памятью: мыслить – значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить – значит мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Существенное изменение в подростковом возрасте претерпевают не только память и мышление, но и внимание. Развитие идет по пути усиления произвольности.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.
Поэтому, лучший способ организовать, внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Познавательные процессы - мышление, память, внимание, речь, сознание можно формировать через развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Логические игры, дидактические, сюжетно-ролевые, а так же деловые игры. [3. 125]
Мы в нашем исследовании будем
использовать компьютерные
Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей.
Следующее понятие психологической теории детского развития – движущие силы развития. Под ними понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Лучшее условия для развития, сточки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.
Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Конечно, развитие познавательных процессов во многом связано с качеством преподавания. Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. [4. c 312]
Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные процессы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью.
Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.