Виртуальное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:38, доклад

Описание работы

Дистанционное обучение как одна из форм системы образования стало развиваться еще до появления компьютерной сети Интернет, постепенно наращивая комплекс используемых технологий. Сначала на вооружение была взята так называемая кейс-технология:четко структурированные учебно-методические материалы комплектовались в специальный набор (“кейс”), который затем отправлялся студенту для самостоятельного изучения. Со временем бумажные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CD-ROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии.

Работа содержит 1 файл

1 Технологии виртуального обучения.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

     Системы дистанционного обучения

     Внедрение технологий дистанционного обучения в учебный процесс требует построения эффективной высокотехнологичной инфраструктуры. Инфраструктура дистанционного обучения включает в себя большое количество различных элементов, при этом центральным является система дистанционного обучения, решающая основные задачи, возникающие при построении обучения с использованием технологий дистанционного обучения. Перечень основных функциональных возможностей, которые должны предоставлять современные системы дистанционного обучения в настоящее время сформировался и мало отличается в различных системах. К основным можно отнести: - предоставление учащимся доступа к учебному контенту (дистанционные курсы, тесты, учебная литература и т.д.);

     - предоставление пользователям удобных  средств администрирования (регистрация  пользователей, формирование структуры учащихся, назначение дистанционных курсов слушателям и т.д.);

       - возможность формирования учебных планов на основе различных моделей управления компетенциями;

       - предоставление средств коммуникации слушателей и преподавателей (видео и аудио конференции, чаты, форумы и т.д.);

       - предоставление средств для формирования различных отчетов, аналитические возможности;

       - возможность формирования сложных распределенных систем;

       - возможность интеграции систем с различными информационными системами.

     Доступ  к учебному контенту

     В рамках данной задачи система дистанционного обучения обеспечивает управление правами  пользователей, механизм авторизации  и контроль за доступам к материалам, размещенным в системе дистанционного обучения.

     Администрирование системы дистанционного обучения

     В рамках данной задачи предоставляется  типовой набор функциональных возможностей. Вот некоторые из них:

     - управление пользователями;

       - управление дистанционными курсами и тестами;

       - автоматическое извещение пользователей;

       - интерфейс технической и методической поддержки пользователей;

       - и т.д.

     Взаимодействие  пользователей системы дистанционного обучения

     Существует  большой набор средств коммуникации между пользователями. Различные  системы предлагают свой набор, который чаще всего включает:

     - электронную почту;

     - чат;

     - видеоконференции;

     - аудиоконференции;

       - форум;

       - блог;

       - доску объявлений; - и т.д.

       Управление компетенциями

     Использование при формировании учебных планов моделей управления компетенциями является одним наиболее из эффективных направлений построения эффетивного управления обучением. К сожалению, можно констатировать, что на сегодняшний день, данный подход не нашел широкого применения, в первую очередь из-за необходимости высоких затрат. Однако, очевидно, что в ближайшее время из-за постоянно повышающихся требований к компетенции сотрудников компаний он станет одним из ключевых. В целом данный подход сводится к следующему: для определения кого чему учить в системе дистанционного обучения строятся модели, которые содержат в том или ином виде следующую связь: должность - роль – компетенция – дистанционные курсы, тесты. Таким образом, для каждой должности определен набор ролей, а для каждой роли набор компетенций, которыми должен обладать специалист, выполняющий данную роль. Соответственно для каждой компетенции определен набор дистанционных курсов, которые необходимо изучить и набор тестов, которые необходимо сдать. На основании построенной модели Система дистанционного обучения автоматически формирует учебные планы для каждого сотрудника. В зависимости от используемой системы дистанционного обучения схема может меняться, но общая суть остается одинаковой.

     Формирование  отчетов

     Наличие удобного инструментария формирования отчетов является одним из важнейших элементов хорошей системы дистанционного обучения. Важно, чтобы система дистанционного обучения была гибкой и позволяла пользователю сформировать форму отчета по своему усмотрению. Распределенные системы

     Пользователи  получают доступ к системе дистанционного обучения через Интернет или корпоративные сети передачи данных и часто сталкиваются с проблемой узкого канала. Поэтому важно иметь возможность построить систему дистанционного обучения с несколькими узлами, чтобы упростить слушателям доступ к учебному контенту. Важным моментом является наличие автономного клиента, позволяющего слушателю проходить обучение, не имея постоянного доступа к системе дистанционного обучения. Интеграция с информационными системами

     Во  многих случаях изолированное состояние  системы является нежелательным, так  как часто системы дистанционного обучения работают в среде, где уже  есть много различных информационных систем. Например, очень часто пользователи, которым предполагается дать доступ к системе дистанционного обучения, уже имеют логины с паролями для входа в Windows и соответственно целесообразно, чтобы они не вводили их повторно при заходе в систему дистанционного обучения, если они уже один раз прошли авторизацию. Также довольно часто ставится задача интеграции системы дистанционного обучения с системами управления персоналом.

     Современные технологии дистанционного обучения

     Последнее время, внедрение технологий дистанционного обучения в учебный процесс получает все большее и большее распространение. Этому способствует быстрое развитие информационных технологий, являющихся основой технологий дистанционного обучения. Наиболее широкое применение технологии дистанционного обучения нашли в области повышения квалификации, где данный метод наиболее востребован. Ключевым элементом построения дистанционного обучения сегодня являются интерактивные мультимедийные учебные курсы, размещенные на специализированных сайтах или порталах, обеспечивающих нормальную поддержку, как учебного процесса, так и контроля за процессом обучения. Альтернативой специализированным сайтам и порталам является использование технологий обучения, базирующихся на основе обычных почтовых рассылок печатных материалов, рассылки дисков с текстовой и мультимедийной информацией, видеокассет и видеодисков с записью учебного материала. Перечисленные подходы к доставке учебного контента обучаемому можно объединить в одну группу технологий, в большей мере ориентированной на процесс самообразования. При этом "дистанционность" присутствует, но разнесенность по времени обучения и оценки результатов проводимого обучения предъявляет существенные требования к организованности самих обучаемых. Важнейшим аспектом проведения дистанционного обучения является обеспечение методической поддержки слушателей. Современное дистанционное обучения предоставляет ряд инструментов, которые могут быть использованы при проведении обучения:    - видеоконференции;    - форумы;    - чаты;    - блоги. Перечисленные инструменты могут использовать не только для организации общения преподавателя с обучаемыми, но и для общения обучаемых между собой. Одним из наиболее эффективных средств, использующихся при проведении дистанционного обучения является - виртуальная классная комната. По сути имитируется полноценная работа в учебном классе со всеми необходимыми атрибутами. Например, доской на которой могут писать учащиеся. Также есть набор возможностей, которые значительно расширяют диапазон применения виртуальных классных комнат. В первую очередь возможность удаленной работы с программными продуктами, что делает виртуальную классную комнату незаменимой при проведении обучения пользователей ПК. Также при проведении обучения с использование технологий дистанционного обучения крайне важным является предоставления доступа учащимся к различным необходимым им для обучения материалам. С этой целью часто разворачиваются специализированные электронные библиотеки, которые позволяют обучаемым получить доступ к материалам в любое удобное для них время. Применение многих технологий дистанционного обучения сегодня во многом ограничено несовершенством инфраструктуры информационных технологий. В первую очередь низкой пропускной способностью каналов передачи данных. Например, такой эффективный инструмент, как виртуальная классная комната, практически не применяется сегодня в России в первую очередь из-за его высоких требований к каналам передачи данных. Мы все время ищем компромисс между online и offline технологиями. С одной стороны проведение обучения с использованием, например, электронной почты по которой направляется необходимый материал значительно дешевле использования дистанционных курсов, размещенных в Системе дистанционного обучения. Однако, обучение с использованием таких технологий не будет достаточно эффективно. В тоже время, сфера применения технологий обучения, требующих активного и постоянного участия высококвалифицированного преподавателя, в условиях ограниченного бюджета тоже будет сужаться. Какие же методы и средства дистанционного обучения в таких условиях являются наиболее оптимальными? На наш взгляд, наиболее подходящей технологией является организация обучения на основе специально подготовленных дистанционных курсов, объединенных в единую систему на учебном портале, на котором организовано не только обучение, в форме передачи учебного и методического материала обучаемому для усвоения, но и в режиме он-лайн проводится контроль и оценка полученных знаний, анализ качества прохождения учебного материала. Несмотря на необходимость начальных высоких инвестиций в построение инфраструктуры дистанционного обучения, в дальнейшем их использование обеспечит снижение затрат на проведение обучения. Технология построения учебных курсов на базе тех возможностей, которые предоставляют в настоящее время сети Интернет/Интранет, позволяет создавать высокоэффективные системы, отвечающие самым строгим требованиям к обучению. Эффективность обучения обеспечивается в первую очередь теми интерактивными мультимедийными средствами, которые используются в этих системах, а эффективность контроля над процессом обучения обеспечивается высокотехнологичными средствами сбора, хранения и анализа результатов прохождения обучаемыми назначенных им курсов. Таким образом, удается совместить все плюсы заочного образования и самообучения при помощи мультимедийных компьютерных программ с плюсами очного образования, особенно в плане организации контроля, который является существенным фактором, работающим на результат процесса обучения.

 

     

     3 Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет

     Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо  без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей  жизни и образовании. В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным. В тоже время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного обучения появились новые возможности . В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения.

     Интересные  цифры:

  • Бюджет Открытого Университета Великобритании – 400 млн.фунтов.
  • В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны.
  • Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1млн. студентов.
  • 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения.
  • 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития.
  • «На сегодня мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий объем рынка в 2003 году составил 5 млрд. долларов, из них 3,5 млрд. приходится на Европу» сообщила управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур в прошлом году на 1-ой международной конференции по е-образованию в Москве.

     Достоинства дистанционного обучения    

     Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. (Образовательные учреждения США предлагали дистанционные курсы на следующей технической базе (в процентах от общего числа):

  • двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) -57%;
  • односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) -24%;
  • обычная видео трансляция (one way live video) -9%;
  • видеокассеты (one way prerecorded video) -52%;
  • аудио графика (audio-graphic) -3%;
  • аудио конференции (two way audio) -11%;
  • аудио кассеты (one way audio) -10%;
  • two way online interactions -14%;
  • Internet -36%.).
 

    Сравнение эффективности  дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57% преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни. Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. В вашем городе, где Вы живите, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения. На лицо легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения. При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы. Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов(не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.). Так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. На настоящий момент можно отметить следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза - с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз.    Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию

Информация о работе Виртуальное обучение