Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:38, доклад
Дистанционное обучение как одна из форм системы образования стало развиваться еще до появления компьютерной сети Интернет, постепенно наращивая комплекс используемых технологий. Сначала на вооружение была взята так называемая кейс-технология:четко структурированные учебно-методические материалы комплектовались в специальный набор (“кейс”), который затем отправлялся студенту для самостоятельного изучения. Со временем бумажные проспекты и учебники были дополнены записями на магнитных носителях и CD-ROM, а для проведения занятий и чтения лекций стали применять телевизионные технологии.
Виртуальному
образованию более всего
Отсутствует и общее для всех направление образования, каждый осуществляет движение в отдельных частях своей сферы. Состав образовательной сферы - это образовательные области, которые определяет сам человек. Развитие (расширение) образовательной сферы происходит неравномерно, но в идеале сферическая форма задаёт направления для образовательного движения. Заметим, что понятия “сфера”, “траектория”, “пространство” и т.п. используются нами не в строгом математическом смысле, а в качестве педагогических модельных представлений, помогающих визуализировать модель виртуального образования.
Пространственная
модель образования подразумевает
возможность создания самых разных
образовательных сфер, в которых
будет происходить
Построение пространственной модели виртуального образования ведёт к представлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных и других. Все они тесно связаны, подвижны и образуют в совокупности то, что можно назвать виртуальным образовательным пространством человека. Это пространство способно расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы.
Процесс расширения происходит посредством деятельности ученика, использующего свои физические органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности. Физическое зрение, например, помогает человеку проникать всюду, куда он может направить свой взгляд, взаимодействовать любым видимым реальным объектом. "Полет мысли" или чувственные ощущения также увеличивают возможности человека во взаимодействии с объектами, невидимыми физическим зрением. Совокупность расширяющихся, взаимодействующих, взаимопересекающихся виртуальных сфер - таков образ человека познающего, постепенно заполняющего собой весь видимый и доступный его познанию мир.
К
познанию человеком сфер внешнего мира
следует добавить его самопознание,
то есть рефлексивную деятельность по
выявлению собственных
"Работая" над смыслами окружающих и находящихся внутри него объектов, человек заполняет предназначенное ему пространство, как бы вселяется в него. Внутренний мир обогащается внешним, внешний - наполняется внутренним. Человек становится миром, мир заполняется человеком. Предназначение человека - выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит обратный процесс: внешнее пространство наделяется (одухотворяется, осмысливается, прочувствуется) внутренней развивающейся сущностью человека.
Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, - это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.
В настоящее время в образовании очень часто используется термин “виртуальный”, который происходит от латинского слова virtualis - возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях.
Применение этого термина в образовании рассмотрено в работе Хуторского А.В.. Следует отметить, что в технической литературе он применяется очень широко: виртуальные частицы (теория элементарных частиц), виртуальная температура (метеорология), виртуальные перемещения (теоретическая механика), виртуальная память (электроника).
Большую популярность сегодня приобрел термин “виртуальная реальность” - взаимодействие человека с искусственной трехмерной визуальной или какой-либо сенсорной средой, производя в ней действия. В учебных целях широко используется с 80-х годов в США для решения задач подготовки военного персонала.
Отсюда следует, что виртуальное образование - это изменение и приращение внутренних качеств реальных субъектов (ученика, преподавателя), возникающие в результате их деятельностного взаимодействия (виртуального процесса).
Ключевыми признаками виртуального процесса являются:
Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации преподавателей, учеников и образовательных объектов невозможно. Основная цель виртуального образования - выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, сочетаемом с его виртуальными и другими возможностями. Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, можно отнести к ситуативной.
Хуторской А.В. показывает, что философия русского космизма (Н.В. Федоров, С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев и др.) содержит предпосылки для выявления смыслов и целевых ориентиров виртуального образования.
Виртуальное образование - это процесс движения человека к новому, непознанному, неизвестному, происходящий в результате его взаимодействия с реальным миром.
Целью такого образования является не столько изучение реальности, сколько освобождение от нее, создание нового образовательного результата как творческого продукта.
Смысл виртуального образования человека - расширение его внутреннего мира до внешнего, взаимопроникновение микро- и макрокосма.
Виртуальному
образованию более всего
Пространственная модель образования подразумевает возможность создания самых разнообразных образовательных сфер (виртуальных университетов), в которых будет происходить индивидуальное для каждого развитие. Человек сам определяет свой виртуальный университет, выстраивает в нем различные структуры и ценности, наполняет его содержанием, с помощью которого ориентируется при своем внутреннем и внешнем познании различных образовательных областей.
Построение пространственной модели виртуального образования ведет к представлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных и других. Все они тесно связаны, подвижны и образуют в совокупности, так называемое виртуальное образовательное пространство. Это пространство способно расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы.
К познанию человеком сфер внешнего мира следует добавить его самопознание, т.е. рефлексивную деятельность по выявлению собственных действий, состояний и изменений. Таким образом, сбывается завет древних: познавая себя, ты познаешь весь мир.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии)...
Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.
При
дистанционном обучении могут использоваться
разнообразные методы донесения
учебной информации. Уже сменилось
несколько поколений
Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.
Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.