Служебная тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.

Объект исследования - служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.

Содержание

Введение ……………………………………………………2
Основные источники права о служебной тайне………….3
Объекты и субъекты права на служебную тайну………...4
Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5
Требование к информации как к служебной тайне…...…12
Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13
Заключение………………………………………………...16
Список литературы…………………………………….….17
Приложение………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

реферат служебной тайны.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

Другая группа составов предусматривает уголовную  ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном  виде. Это преступления в сфере  компьютерной информации. Неправомерный  доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны  их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в  базу (банк) данных, в программное  обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного  аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в  отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП1 РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

    Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому  регулированию вопросов технической  и криптографической информации, функционирующей в режиме служебной  тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций  исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы  информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной  власти. 

Требования  к информации как  к служебной тайне. 

   Информация  может быть отнесена к служебной  тайне, если она отвечает следующим  требованиям:

   1. Отнесена  федеральным законом (пока такого  закона нет) к служебной информации  о деятельности государственных  органов, доступ к которой ограничен  по закону или в силу служебной  необходимости.

   2. Является  конфиденциальной информацией другого  лица (коммерческая тайна, банковская  тайна, тайна частной жизни).

   3. Не  является государственной тайной  и не попадает под перечень  информации, составляющей государственную  тайну.

   4. Получена  представителем государственного  органа или органа местного  самоуправления только в силу  исполнения обязанностей по службе  в случаях и в порядке, установленных  федеральным законодательством,  и имеет действительную или  потенциальную ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам. 

Правовое  регулирование права  на служебную тайну, правовая охрана права  на служебную тайну (специальный  режим хранения и  доступа) и его  защита (уголовная  ответственность  за разглашение сведений, составляющих служебную  тайну) 

    Правовое  обеспечение безопасности информации должно осуществляться закреплением в  федеральном законодательстве правовых режимов ограничения доступа  к информации. Отсутствие закона может  привести как к нежелательному доступу  к охраняемой информации, так и  к необоснованному отказу в доступе  к информации, не требующей охраны.

    В отношении информации ограниченного  доступа могут действовать различные  правовые режимы тайн.

    В настоящее время нет единого  подхода к определению содержания понятия тайны в юридической  науке и его легального закрепления.

    В науке информационного права  одним из наиболее распространенных является представление о том, что  при получении информации ограниченного  доступа соответствующий ей режим  тайны трансформируется в режим  служебной тайны.

    В настоящее время законодательство о служебной тайне состоит  всего из двух правовых актов: Постановления  Правительства Российской Федерации  от 3 ноября 1994 г. № 1233 "О порядке  обращения со служебной информацией  ограниченного распространения  в федеральных органах исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального  характера".

    В соответствии с Положением о порядке  обращения со служебной информацией  ограниченного распространения  в федеральных органах исполнительной власти к служебной информации ограниченного  распространения относится несекретная  информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение  которой диктуется служебной  необходимостью. Положение предписывает руководителям федеральных органов  исполнительной власти в пределах своей  компетенции определять категорию  должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду  ограниченного распространения  и обеспечивать ее защиту.

    Служебная тайна носит публично – правовой характер. Это связано с тем, что  информация, составляющая служебную  тайну, является объектом информационных правоотношений, возникающих на основе власти и подчинения, одной из сторон которых является орган публичной  власти. Поэтому служебная тайна  относится к административно-правовым режимам информации ограниченного  доступа.

    Современное законодательство не закрывает в  полной мере существующий правовой пробел по ограничению доступа к информации, составляющей служебную тайну. На повестке дня остро стоит вопрос о принятии Федерального закона "О служебной тайне", в котором законодатель должен закрепить понятие служебной тайны, определить перечень сведений, составляющих служебную тайну, определить права и обязанности субъектов по предоставлению указанных сведений и охране их конфиденциальности, а также установить виды и случаи наступления юридической ответственности за нарушение соответствующего законодательства.

    Согласно  ст. 139 ГК РФ, информация, которая составляет служебную и коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

    Основной  способ гражданско-правовой защиты предполагает возмещение причиненных правообладателю  убытков. Согласно ст. 139 ГК РФ, лица, незаконными  методами получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные  убытки. При определении их размера  может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

    Обязанность возместить причиненные убытки возлагается  и на работника, разгласившего служебную  и коммерческую тайну вопреки  трудовому договору. Распространение  гражданско-правовой ответственности  на работников позволяет работодателю более полно компенсировать потери, чем при использовании материальной ответственности. Кроме того, такой  работник может быть уволен в соответствии с подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ — за разглашение охраняемой законом  тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной  работнику в связи с исполнением  им трудовых обязанностей. Это основание  увольнения является новым, КЗоТ РСФСР  его не предусматривал. Работодатель может уволить работника за однократный  проступок подобного рода, соблюдая при этом установленные правила  увольнения за трудовые нарушения.

    Возместить  убытки обязаны также участники  сделок — контрагенты по гражданско-правовым договорам. Для этого в договор  включается соглашение о конфиденциальности, в котором четко оговаривается, какая информация является конфиденциальной. Но следует признать, что собирание  доказательств по факту разглашения  коммерческой или служебной тайны  представляет собой определенные трудности.

    Законодательством предусмотрена также и уголовная  ответственность за незаконное получение и разглашение коммерческой тайны (ст. 183 УК РФ).

    Ответственность за утрату конфиденциальной информации (через неправомерные действия работников) может наступить и для работодателя, если эта информация относится к  какому-либо виду служебной тайны. Если, допустив утечку коммерческой тайны, работодатель рискует лишь своим бизнесом, то при незаконном распространении  персональных данных, тайны банковского  вклада, врачебных данных и др. охраняемых законом сведений, последствиями  для фирмы может быть возмещение убытков и морального вреда пострадавшим лицам, а для ее должностных лиц (не исключая и руководителя) — административная или уголовная ответственность.     Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.

    В отношении собственной служебной  тайны федеральные государственные  органы и их руководители должны иметь  следующие права:

  1. устанавливать режимы охраны служебной тайны и сроки их действия для сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (в том числе постановка и снятие грифа "служебная тайна") и для сведений, доступ к которым может быть ограничен должностными лицами в силу служебной необходимости (в том числе постановка и снятие грифа "Для служебного пользования");
  2. разрешать допуск (прекращать допуск) граждан (в том числе должностных лиц) и организаций к этим сведениям, если иное не указано в федеральном законе;
  3. распоряжаться сведениями, составляющими служебную тайну(передавать другим государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам и другим государствам);
  4. требовать защиты сведений, составляющих служебную тайну, в силу положений закона от всех лиц, кому эта информация стала известна на законных основаниях;
  5. добиваться сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты для сведений, составляющих служебную тайну;
  6. ставить вопрос о привлечении лиц, виновных в разглашении служебной тайны, к дисциплинарной или административной, либо уголовной ответственности.

    Наряду  с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в  неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать  установленный порядок работы с  такой информацией.

    В заключение отметим, что обязательство  о неразглашении сведений после  увольнения носит характер гражданско-правового  обязательства, поэтому после увольнения работника к нему можно предъявить только гражданский иск в суде. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Главная проблема, на наш взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный  Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и  нестыковки в формулировках, также  имеют место нечёткие, расплывчатые определения.

    Также проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. Мы не имеем ни чёткого  определения понятия «служебная тайна», ни федерального закона. Таким  образом, происходит разглашение служебной  тайны. А из-за отсутствия понятийного  аппарата служащие могут и не догадываться, что информация, которую они распространяют, является служебной тайной.

    Таким образом, Правительству РФ надо доработать некоторые нормативно-правовые акты, принять новые законы, дать конкретные определения, установить меру ответственности  за разглашение той или иной тайны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации  от 3 ноября 1994 г. № 1233 "О порядке  обращения со служебной информацией  ограниченного распространения  в федеральных органах исполнительной власти";
  2. Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право. 1999. №4. С. 14-22.
  3. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право
  4. Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  5. О.Говорухин «Служба кадров и персонал» №4, 2006.- 46С.
  6. Лопатин В.Н. «Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации», 1998г.
  7. Статья «На страже служебной таны» http://www.itsec.ru/articles2/pravo/na-strazhe-sluzhebnoi-taini.
  8. Статья «Защита коммерческой и служебной тайн»  http://www.mybizz.ru/view_post_pol.php?id=17.
  9. Статья «Охрана коммерческой и служебной тайн в рамках трудовых отношений» http://www.hr-portal.ru/article/okhrana-kommercheskoi-i-sluzhebnoi-tain-v-ramkakh-trudovykh-otnoshenii.
  10. В.Ф.Матвеев «Основы медицинской психологии, этики и дентологии»,

Информация о работе Служебная тайна