Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:53, курсовая работа
Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.
Объект исследования - служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.
Введение ……………………………………………………2
Основные источники права о служебной тайне………….3
Объекты и субъекты права на служебную тайну………...4
Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5
Требование к информации как к служебной тайне…...…12
Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13
Заключение………………………………………………...16
Список литературы…………………………………….….17
Приложение………………………………………………..18
Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.
Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП1 РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.
Таким
образом, приходится констатировать: законодатель,
уделяя значительное внимание правовому
регулированию вопросов технической
и криптографической
Требования
к информации как
к служебной тайне.
Информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:
1. Отнесена
федеральным законом (пока
2. Является
конфиденциальной информацией
3. Не
является государственной
4. Получена
представителем
Правовое
регулирование права
на служебную тайну,
правовая охрана права
на служебную тайну (специальный
режим хранения и
доступа) и его
защита (уголовная
ответственность
за разглашение сведений,
составляющих служебную
тайну)
Правовое обеспечение безопасности информации должно осуществляться закреплением в федеральном законодательстве правовых режимов ограничения доступа к информации. Отсутствие закона может привести как к нежелательному доступу к охраняемой информации, так и к необоснованному отказу в доступе к информации, не требующей охраны.
В
отношении информации ограниченного
доступа могут действовать
В
настоящее время нет единого
подхода к определению
В науке информационного права одним из наиболее распространенных является представление о том, что при получении информации ограниченного доступа соответствующий ей режим тайны трансформируется в режим служебной тайны.
В
настоящее время
В
соответствии с Положением о порядке
обращения со служебной информацией
ограниченного распространения
в федеральных органах
Служебная
тайна носит публично – правовой
характер. Это связано с тем, что
информация, составляющая служебную
тайну, является объектом информационных
правоотношений, возникающих на основе
власти и подчинения, одной из сторон
которых является орган публичной
власти. Поэтому служебная тайна
относится к административно-
Современное
законодательство не закрывает в
полной мере существующий правовой пробел
по ограничению доступа к
Согласно ст. 139 ГК РФ, информация, которая составляет служебную и коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.
Основной способ гражданско-правовой защиты предполагает возмещение причиненных правообладателю убытков. Согласно ст. 139 ГК РФ, лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Обязанность
возместить причиненные убытки возлагается
и на работника, разгласившего служебную
и коммерческую тайну вопреки
трудовому договору. Распространение
гражданско-правовой ответственности
на работников позволяет работодателю
более полно компенсировать потери,
чем при использовании
Возместить убытки обязаны также участники сделок — контрагенты по гражданско-правовым договорам. Для этого в договор включается соглашение о конфиденциальности, в котором четко оговаривается, какая информация является конфиденциальной. Но следует признать, что собирание доказательств по факту разглашения коммерческой или служебной тайны представляет собой определенные трудности.
Законодательством
предусмотрена также и
Ответственность
за утрату конфиденциальной информации
(через неправомерные действия работников)
может наступить и для
В
отношении собственной
Наряду с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать установленный порядок работы с такой информацией.
В
заключение отметим, что обязательство
о неразглашении сведений после
увольнения носит характер гражданско-правового
обязательства, поэтому после увольнения
работника к нему можно предъявить
только гражданский иск в суде.
Заключение.
Главная проблема, на наш взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения.
Также проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. Мы не имеем ни чёткого определения понятия «служебная тайна», ни федерального закона. Таким образом, происходит разглашение служебной тайны. А из-за отсутствия понятийного аппарата служащие могут и не догадываться, что информация, которую они распространяют, является служебной тайной.
Таким
образом, Правительству РФ надо доработать
некоторые нормативно-правовые акты,
принять новые законы, дать конкретные
определения, установить меру ответственности
за разглашение той или иной тайны.
Список
литературы: