Служебная тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.

Объект исследования - служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.

Содержание

Введение ……………………………………………………2
Основные источники права о служебной тайне………….3
Объекты и субъекты права на служебную тайну………...4
Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5
Требование к информации как к служебной тайне…...…12
Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13
Заключение………………………………………………...16
Список литературы…………………………………….….17
Приложение………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

реферат служебной тайны.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

2) охраноспособную  конфиденциальную информацию, ставшую  известной в силу исполнения  служебных обязанностей должностным  лицам государственных органов  и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну,  профессиональную тайну, врачебную тайну, налоговая тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.

   Некоторые примеры служебной тайны.

   Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

      В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:

  • документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги за последние три года);
  • документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);
  • налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

       Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация:

  • об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);
  • о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения).

      Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией, представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.

       В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения:

1) разглашенные  налогоплательщиком самостоятельно  или с его согласия;

2) об идентификационном  номере налогоплательщика; 

3) об уставном  фонде (уставном капитале) организации; 

4) о нарушениях  законодательства о налогах и  сборах и мерах ответственности  за эти нарушения; 

5) предоставляемые  налоговым или правоохранительным  органам других государств в  соответствии с международными  договорами (соглашениями), одной из  сторон которых является Российская  Федерация, о взаимном сотрудничестве  между налоговыми или правоохранительными  органами (в части предоставления  этим органам).

      Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

   К разглашению  налоговой тайны относится, в  частности, использование или передача другому лицу производственной или  коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному  специалисту или эксперту при  исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну  можно отнести к коммерческой тайне.

   Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный  режим хранения и доступа и  соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют  должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой  России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения  о Федеральной налоговой службе».

       Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

       Для охраны сведений, составляющих налоговую тайну, наряду с режимом служебной тайны используется также специальный правовой институт - идентификационный номер налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.

       Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.  

   Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

   В соответствии с Законом, ст. 3, государственной  регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация  актов граждан России, проживающих  за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также  признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время  войны оккупационными властями.

   Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что  усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать  причины, побудившие его просить  об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

   Руководитель  ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

   Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести  и к служебной тайне, и к  личной тайне - персональным данным. 

   Врачебная тайна. В силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.

   Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной  тайны. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  определили объём врачебной тайны  и субъектов ответственности  за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.

   Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает  право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна, являясь  личной тайной, доверенной врачу, относится  к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной  тайны принадлежит к числу  основных конституционных прав человека и гражданина. 

   Тайна совещания судей предусматривает, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещаются доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать, кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

   Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной  власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон  «О служебной тайне».

      В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.

    К служебной информации ограниченного  распространения относится несекретная  информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение  которой диктуются служебной  необходимостью.

        В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):

  • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;
  • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Правовая  защита информации в режиме служебной  тайны основана на системе уголовных  и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых  оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов  противоправных действий. Так, в Уголовном  кодексе РФ имеются составы, которые  устанавливают уголовную ответственность  за непредоставление информации, в  том числе и сведений, функционирующих  в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения  ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую  законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может  проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или  заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную  ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная  сторона может выражаться в неправомерном  отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Информация о работе Служебная тайна