Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:53, курсовая работа
Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.
Объект исследования - служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.
Введение ……………………………………………………2
Основные источники права о служебной тайне………….3
Объекты и субъекты права на служебную тайну………...4
Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5
Требование к информации как к служебной тайне…...…12
Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13
Заключение………………………………………………...16
Список литературы…………………………………….….17
Приложение………………………………………………..18
2) охраноспособную
конфиденциальную информацию, ставшую
известной в силу исполнения
служебных обязанностей
Некоторые примеры служебной тайны.
Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:
Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация:
Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией, представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения:
1) разглашенные
налогоплательщиком
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;
4) о нарушениях
законодательства о налогах и
сборах и мерах
5) предоставляемые
налоговым или
Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.
Поступившая
в налоговые органы информация, составляющая
налоговую тайну, имеет специальный
режим хранения и доступа и
соответственно организационно-
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Для охраны сведений, составляющих налоговую тайну, наряду с режимом служебной тайны используется также специальный правовой институт - идентификационный номер налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный
номер налогоплательщика во всех направляемых
ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик
указывает свой идентификационный номер
в подаваемых в налоговый орган декларации,
отчете, заявлении или ином документе,
а также в иных случаях, предусмотренных
законодательством.
Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.
Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).
Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Как мы
видим, тайну записи актов гражданского
состояния также можно отнести
и к служебной тайне, и к
личной тайне - персональным данным.
Врачебная тайна. В силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.
Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили объём врачебной тайны и субъектов ответственности за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
Часть
1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает
право каждого гражданина на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную
тайну. Врачебная тайна, являясь
личной тайной, доверенной врачу, относится
к так называемым профессиональным
тайнам. Право на неразглашение врачебной
тайны принадлежит к числу
основных конституционных прав человека
и гражданина.
Тайна совещания судей предусматривает, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещаются доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать, кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.
Понятие
«служебная тайна» должно распространяться
на всю конфиденциальную информацию,
циркулирующую в органах
В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.
К
служебной информации ограниченного
распространения относится
В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):
Правовая
защита информации в режиме служебной
тайны основана на системе уголовных
и административных санкций за преступления
и правонарушения, объектом которых
оказывается обращение с этой
информацией. Это касается не только
распространения, но и других видов
противоправных действий. Так, в Уголовном
кодексе РФ имеются составы, которые
устанавливают уголовную