Шпаргалка по "Информатике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа содержит 1 файл

ИБ,Шпора.docx

— 255.87 Кб (Скачать)

угрозы развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции  и выходу этой продукции на мировой  рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования  отечественных информационных ресурсов;

угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств  и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и  информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут  являться:

принятие федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы  граждан в области духовной жизни  и информационной деятельности;

создание монополий на формирование, получение и распространение  информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

противодействие, в том числе  со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных  прав на личную и семейную тайну, тайну  переписки, телефонных переговоров  и иных сообщений;

нерациональное, чрезмерное ограничение  доступа к общественно необходимой  информации;

противоправное применение специальных  средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями  и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения  в информационной сфере;

неправомерное ограничение доступа  граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к  открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

дезорганизация и разрушение системы  накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

нарушение конституционных прав и  свобод человека и гражданина в области  массовой информации;

вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного  рынка и усиление зависимости  духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

снижение духовного, нравственного  и творческого потенциала населения  России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения  и использования новейших технологий, в том числе информационных;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозами информационному обеспечению  государственной политики Российской Федерации могут являться:

монополизация информационного рынка  России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными  структурами;

блокирование деятельности государственных  средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

низкая эффективность информационного  обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Угрозами развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции  и выходу этой продукции на мировой  рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования  отечественных информационных ресурсов могут являться:

противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и  равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для  усиления технологической зависимости  России в области современных  информационных технологий;

закупка органами государственной  власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при  наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам  зарубежным образцам;

вытеснение с отечественного рынка  российских производителей средств  информатизации, телекоммуникации и  связи;

увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств  и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:

противоправные сбор и использование  информации;

нарушения технологии обработки информации;

внедрение в аппаратные и программные  изделия компонентов, реализующих  функции, не предусмотренные документацией  на эти изделия;

разработка и распространение  программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно - телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств  и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

воздействие на парольно - ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

утечка информации по техническим  каналам;

внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

перехват информации в сетях  передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание  ложной информации;

использование несертифицированных  отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах  данных;

нарушение законных ограничений на распространение информации.

 

5 Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации  в информационной сфере;

стремление ряда стран к доминированию  и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего  информационных рынков;

обострение международной конкуренции  за обладание информационными технологиями и ресурсами;

деятельность международных террористических организаций;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание  их возможностей по противодействию  созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических  и иных средств (видов) разведки иностранных  государств;

разработка рядом государств концепций  информационных войн, предусматривающих  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

критическое состояние отечественных  отраслей промышленности;

неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  по формированию и реализации единой государственной политики в области  обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

недостаточная разработанность нормативной  правовой базы, регулирующей отношения  в информационной сфере, а также  недостаточная правоприменительная  практика;

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный  контроль за развитием информационного рынка России;

недостаточное финансирование мероприятий  по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

недостаточная экономическая мощь государства;

снижение эффективности системы  образования и воспитания, недостаточное  количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

недостаточная активность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в информировании общества о своей  деятельности, в разъяснении принимаемых  решений, в формировании открытых государственных  ресурсов и развитии системы доступа  к ним граждан;

отставание России от ведущих стран  мира по уровню информатизации федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, кредитно - финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и  быта граждан.

 

16 Источники ПЭМИН.

 Побочные электромагнитные излучения и наводки

Угрозу хищения информации путем  ее утечки создают сигналы, случайно возникающие в результате побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН). Если эти сигналы содержат защищаемую информацию, то они относятся  к опасным.

Источниками опасных сигналов являются радио- и электротехнические элементы и устройства в принципе любых радиоэлектронных и электрических устройств и приборов. В некоторых средствах звукозаписи, звуковоспроизведения и передачи информации предусматриваются дополнительные меры по безопасности информации, исключающие появление опасных сигналов. Однако технические меры по защите информации существенно повышают стоимость этих радиоэлектронных средств и делают их неконкурентными на рынке. Поэтому основной тенденцией предотвращения утечки информации из незащищенных радиоэлектронных средств является применение дополнительных средств защиты информации.

Радиоэлектронные и электрические  средства и системы, содержащие потенциальные  источники опасных сигналов, разделяют  на основные и вспомогательные. Основные технические средства и системы (ОТСС) обеспечивают обработку, хранение и передачу защищаемой информации, вспомогательные технические средства и системы (ВТСС) – остальной информации.

Наиболее широко применяются следующие  радиоэлектронные электрические средства и системы, являющиеся потенциальными источниками опасных сигналов:

-средства (телефонные аппараты, коммутационные щиты, кабели и провода) городской телефонной сети;

- внутриобъектовая автоматическая телефонная станция (АТС);

-система оперативной телефонной связи руководства со структурными подразделениями;

- система диспетчерской связи для оперативного проведения совещаний;

- система громкоговорящей связи;

- вычислительная техника (ПЭВМ, принтеры, сканеры, серверы);

- аппаратура передачи данных;

- система городской и внутриобъектовой радиотрансляции;

-система звукоусиления, звуковоспроизведения залов заседаний и помещений для совещаний;

Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"