Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка
Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Средства радио- и радиотехнических систем представляют наиболее многочисленную и разнообразную группу объектов, излучающих сигналы с семантической и признаковой информацией. К системам и средствам связи относятся системы и средства радиосвязи (радиорелейной, ионосферной, тропосферной и т.п.), проводной и оптической связи. Они предназначены для обеспечения коммуникаций между людьми, а также техническими средствами и занимают ведущее место в обеспечении информационного обмена во всех сферах общественно-производственной деятельности и личной жизни граждан.
Учитывая широкое применение средств связи и большие дальности распространения сигналов, добывание информации путем перехвата сигналов средств связи представляет один из эффективных и широко распространенных методов. Сигналы средств связи содержат не только семантическую информацию, но и информацию о собственных признаках сигналов. Такая информация характеризует технические решения новых средств и их возможности, что представляет интерес как для внутреннего, так и для внешнего (зарубежного) конкурента. Среди радиотехнических систем и средств значительную долю занимают радиолокационные станции, предназначенные для наблюдения воздушного пространства и земной поверхности в радиодиапазоне.
К радиотехническим системам и средствам относятся средства радиолокации, радионавигации, радиотелеметрии, радиотелеуправления, а также радиопротиводействия (РЭБ).
Возможности радиолокаторов по добыванию информации определяются в основном характеристиками сигналов и распределением их энергии в пространстве (диаграммой направленности).
Так как радио- и гидролокация являются основой для противоракетной, противовоздушной и противолодочной обороны, то признаки новейших локаторов вызывают большой интерес для разведки других государств. Очевидно, что сигнальные признаки разрабатываемых радио и акустических средств интересуют также фирмы - конкуренты в России и других государств, создающих подобную технику.
К радиотехническим системам и средствам, характеристики сигналов которых интересуют органы добывания разведки, относятся также системы и средства радиопротиводействия (радиоэлектронной борьбы), предназначенные для нарушения системы управления войсками и оружием противника в военное время. В последнее время для передачи информации и подсветки объектов в качестве источников излучения применяются также лазеры. Уступая радиосигналам по дальности распространения, в особенности при неблагоприятных климатических условиях, лазерные системы имеют значительно лучшие параметры по полосе пропускания, помехоустойчивости и разрешению на местности.
8Система обеспечения информационной безопасности РФ.
Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни
Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер.
В каждой из них имеются свои особенности
обеспечения информационной безопасности,
связанные со спецификой объектов обеспечения
безопасности, степенью их уязвимости
в отношении угроз
В сфере экономики. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики наиболее подвержены:
система государственной статистики;
кредитно - финансовая система;
информационные и учетные
системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
системы сбора, обработки, хранения и
передачи финансовой, биржевой, налоговой,
таможенной информации и информации
о внешнеэкономической
Переход к рыночным отношениям в
экономике вызвал появление на внутреннем
российском рынке товаров и услуг
множества отечественных и
Критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств.
Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций.
Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются:
организация и осуществление
коренная перестройка системы
государственной статистической отчетности
в целях обеспечения
разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
разработка и внедрение
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.
В сфере внутренней политики. Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:
конституционные права и свободы человека и гражданина;
конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;
открытые информационные ресурсы
федеральных органов
Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:
нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;
недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;
распространение дезинформации о
политике Российской Федерации, деятельности
федеральных органов
деятельность общественных объединений,
направленная на насильственное изменение
основ конституционного строя и
нарушение целостности
Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:
создание системы
активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
В сфере внешней политики. К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики относятся:
информационные ресурсы
информационные ресурсы
информационные ресурсы
блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.
Из внешних угроз
информационное воздействие
распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
нарушение прав российских граждан
и юридических лиц в
попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.
Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
информационно - пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;