Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:30, шпаргалка
Даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену
1 Сущность и понятие информационной безопасности.
Словосочетание «информационная безопасность» в разных контекстах может иметь различный смысл.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации термин «информационная безопасность» используется в широком смысле. Имеется в виду состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» информационная безопасность (ИБ) определяется аналогичным образом - как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
В данном курсе наше внимание будет сосредоточено на хранении, обработке и передаче информации вне зависимости от того, на каком языке (русском или каком-либо ином) она закодирована, кто или что является ее источником и какое психологическое воздействие она оказывает на людей. Поэтому термин «информационная безопасность» будет использоваться в узком смысле, так, как это принято, например, в англоязычной литературе.
Под информационной безопасностью мы будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе, владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. (Далее будет пояснено, что следует понимать под поддерживающей инфраструктурой.)
Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Таким образом, правильный с методологической
точки зрения подход к проблемам
информационной безопасности начинается
с выявления субъектов
Из этого положения можно вывести два важных следствия:
Возвращаясь к вопросам терминологии, отметим, что термин «компьютерная безопасность» (как эквивалент или заменитель ИБ) представляется слишком узким. Компьютеры - только одна из составляющих информационных систем, и хотя наше внимание будет далее сосредоточено в первую очередь на информации, которая хранится, обрабатывается и передается с помощью компьютеров, ее безопасность определяется всей совокупностью составляющих и, в первую очередь, самым слабым звеном, которым в подавляющем большинстве случаев оказывается человек (записавший, например, свой пароль на «горчичнике», прилепленном к монитору).
Согласно определению информаци
Обратим внимание, что в определении ИБ перед существительным «ущерб» стоит прилагательное «неприемлемый». Очевидно, застраховаться от всех видов ущерба невозможно, тем более, невозможно сделать это экономически целесообразным способом, когда стоимость защитных средств и мероприятий не превышает размер ожидаемого ущерба. Значит, с чем-то приходится мириться и защищаться следует только от того, с чем смириться никак нельзя. Иногда таким недопустимым ущербом является нанесение вреда здоровью людей или состоянию окружающей среды, но чаще порог неприемлемости имеет материальное (денежное) выражение, а целью защиты информации становится уменьшение размеров ущерба до допустимых значений.
3 Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной
сфере заключаются в
Интересы государства в
На основе национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере формируются
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для достижения этого требуется:
повысить эффективность
усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно - технического и духовного потенциала Российской Федерации;
обеспечить конституционные
обеспечить конституционные
укрепить механизмы правового
регулирования отношений в
гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
обеспечить запрет на сбор, хранение,
использование и
Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Для достижения этого требуется:
укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
Третья составляющая национальных
интересов Российской Федерации
в информационной сфере включает
в себя развитие современных информационных
технологий, отечественной индустрии
информации, в том числе индустрии
средств информатизации, телекоммуникации
и связи, обеспечение потребностей
внутреннего рынка ее продукцией
и выход этой продукции на мировой
рынок, а также обеспечение
Для достижения этого требуется:
развивать и совершенствовать инфраструктуру
единого информационного
развивать отечественную индустрию
информационных услуг и повышать
эффективность использования
развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
обеспечить государственную
Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
В этих целях необходимо:
повысить безопасность информационных
систем, включая сети связи, прежде
всего безопасность первичных сетей
связи и информационных систем федеральных
органов государственной
интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
4 Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
угрозы информационному