Развитие мышления учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:57, реферат

Описание работы

Целью обобщения опыта является повышение качества знаний через создание условий в ходе урока, способствующих развитию творческих способностей учащихся в средней школе.
Педагогические приемы и методы, описанные в опыте позволяют решать следующие задачи:
повышение творческой активности: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
развитие познавательных процессов, влияющих в целом на учебную успешность;
развитие произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности;
развитие навыков рефлексии;

Работа содержит 1 файл

Копия Титульный.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      По  характеру и целям электронные  игры можно   разделить на несколько  типов:

  • проводимые перед объяснением новой темы с целью заинтересовать, активизировать ребят, подготовить их к восприятию нового материала;
  • организуемые сразу же после объяснения нового материала для закрепления полученных знаний;
  • проводимые после изучения темы,  с целью обобщения, систематизации или контроля;
  • на факультативных занятиях с целью углубления знаний и овладения информационными технологиями;
  • в виде проектных заданий.

     Для подготовки электронных игр наиболее подходящими являются среды визуального  программирования: Delphi и Visual Basic. Изучение интерфейсов не составит труда пользователю, имеющему элементарные навыки работы с Windows-приложениями. Также, для работы в необходимо хотя бы элементарное знание языка программирования Pascal и Basic. Интерфейсы сред состоит из среды проектирования,  системы программирования и общих управляющих команд среды, как и в любом Windows-приложении.

      Этапы подготовки электронных игр:

      1.  Выбор проекта. Анализ и составление  алгоритма проекта.

      2. Проектирование формы.

      3. Создание формы проекта.

      4. Обработка событий (создание программы или написание кода).

      5. Проверка работоспособности программы и сохранение проекта в файле с расширением exe.

      Работа  с учащимися, с уже готовым проектом, может включать следующие виды:

  1. Демонстрация (актуализация).
  2. Выделение входных и выходных данных.
  3. Установление связей между данными и ожидаемым результатом из условия игры (фокуса).
  4. Разгадка секрета фокуса или стратегии игры.
  5. Составление алгоритма.
  6. Составление блок-схемы.
  7. Выделение объектов и их свойства.
  8. Воссоздание формы проекта.
  9. Написание кода программы.
  10. Проверка работоспособности и сохранение проекта.
  11. Самостоятельная реализация учащимися аналогичного проекта. 
 

   Важной  задачей в обучении информатики  является развитие творческих способностей учащихся. Ведь творчество будит в  детях открыть, что-то новое, для  ребенка пока неизведанное, освоив новую программу – поэкспериментировать в ней, создать что-то свое, изменить уже созданное и просто удивить всех.

   Когда дети только приходят к нам на первые уроки информатики, только начинают осваивать компьютер, его различные  возможности, как разбудить в  них полет творчества, как заставить их видеть в увиденном, прочитанном, пусть для них в этот момент не волнующем душу, произведении всю красоту, которую хотел донести автор? Как заставить мыслить неординарно, необыденно, смотреть на вещи по-своему, представлять окружающим свой взгляд на мир...

   При знакомстве с детьми на первых уроках информатики желательно выяснить, что уже они умеют делать на компьютере, с какими программами работают, что ждут от уроков. Такие опросники, проведенные в форме диалога, написания сочинений, дают для нас возможность увидеть на что обратить внимание и как строить уроки, какие задания подбирать для каждого, чтобы каждому было на уроке интересно и познавательно, чтобы ученики жили ожиданием следующего урока.

   Многие  дети становятся опорой, помощниками, консультантами не только на уроке, но и при подготовке к урокам. Эти ученики, уже хорошо владеющие определенными практическими навыками, получают оценку за то, что обучают своих товарищей. Это ответственно, престижно, интересно, эффективно. Такие ребята помогают при подборе и выполнении творческих заданий разного уровня.

   При изучении каждого раздела, темы практические задания можно разделить так: первый уровень – обязательный минимум, главное свойство этих заданий: оно  должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику; второй уровень – тренировочный (или свободного владения материалом), его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; и третий уровень – уровень творчества, обычно эти задания выполняются на добровольных началах. Работа на третьем уровне выполняется не всеми учащимися, но каждый раз она обязательно отмечается отметкой, которая дает возможность ребенку подрасти, подняться хоть на одну ступеньку, но выше в изучении предмета, освоении определенных разделов информатики. Здесь широко используются разные формы поощрения: выполненные самими ребятами – миниграмоты, открытки, дипломы, эмоциональная словесная похвала… 

Чтобы подтолкнуть ребят к творчеству, использовались следующие приемы: 

  • игровой момент на уроке;
 
  • соревновательный  или конкурсный момент;
 
  • музыкальное сопровождение, или музыкальное  задание, когда рисуем на компьютере;
 
  • поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления;
 
  • отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания;
 
  • работа  на уроке в роли консультанта, учителя.
 

   Дети, имеющие способности выше средних, на уроках требуют не меньшего внимания, чем слабые ученики. Предлагаем им дополнительные задания повышенной сложности, над которыми они должны подумать в классе или дома. Такая работа часто связывает различные школьные предметы и информатику.

     Творческий  характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой  задаче. На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий: 

  • работа  по маршрутной карте (этапное конструирование), когда прописывается каждый шаг  выполнения задания;
 
  • «Выбор  из массива», когда предлагается множество  заданий примерно одного уровня, а учащиеся могут выбрать то, что им ближе;
 
  • составление заданий самими учащимися;
 
  • коллективный  коллаж на определенную тему, когда  каждый ребенок создает свой фрагмент, а потом соединяют все работы в одно целое;
 
  • конкурсы  «Лучший рисунок, плакат на определенную тему»;
 
  • «Совместная работа над темой»;
 
  • «Необычное  в обычном»;
 
  • «Фантазии на ПК»;
 
  • «Начало есть – додумай сам»;
 
  • задания «Лови  ошибку»;
 
  • «Найди  отличия и измени»;
 
  • «Создай эскиз  памятника»;
 
  • «Догадайся, нарисуй»;
 
  • «Передам  музыку», когда прослушивается отрывок музыкального произведения и ребята рисуют на компьютере, пытаясь выразить смысл услышанного, используя свое воображение;
 
  • создание  иллюстрации к произведению, сборнику, стенгазете;
 
  • нарисуй свое видение героя произведения, придумай сказку и иллюстрацию к ней;
 
  • составление кроссвордов по теме «Графические редакторы»;
 
  • составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики;
 
  • составление рисунков и графических работ  по различным предметам, а также  по заказу школы;
 
  • создание  поздравительной открытки, грамоты, подарочного сертификата;
 
  • плакат-аннотация  на статью, фильм и т.д.
 

     Почти все задания подбираются в  соответствии с определенными критериями. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными  для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей; заданиям должно быть найдено (по возможности) применение.

     Развитие  творческих способностей учащихся и  воздействие на процесс творческого  саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста.

     Творческая  деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, совершенствованием уже полученного раннее на уроке. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний, как на уроке, так и вне урока. А различные творческие задания только помогают в этом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Таким образом, развитие творческих способностей у учащихся имеет важнейшее значение для дальнейшей их успешной учёбы и жизни. К сожалению, не все уроки имеют творческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

     На  уроках информатики изучается достаточное  количество тем, где учащиеся могут  проявить свое творчество. Несомненный  интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены во многих формах и видах деятельности.

     Анализ  степени усвоения нового материала учащимися класса, основанном на использовании разработанных творческих задач, показал, что повышается уровень усвоения знаний учащимися, их заинтересованность к изучаемой теме, развитие творческого мышления.

     Оценки  за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании  можно устроить коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также могут быть учтены и мнения учащихся. Как показали экспериментальные уроки с использованием творческого подхода к урокам информатики при изучении темы «Творческая работа с использованием информационных технологий», существуют весьма серьезные перспективы в этом направлении. Потому возможно предположить, что этот подход окажется востребованным в современной школе.

     Анализ  научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что творческие работы являются важнейшим условием реализации личности учащихся на уроках информатики.

     Они развивают творческие способности  учеников, воспитывают активную творческую личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают интерес и качество обученности по информатике.

     В процессе обобщения опыта была собрана коллекция творческих задач, использование которых на уроках информатики делает уроки более эффективными, позволяет оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насыщать его большим количеством информации.

     Таким образом, можно говорить об эффективности развития творческих способностей учащихся на уроках информатики. 
 
 

Библиография 

1.  Андреев,  В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст]: Метод. пособие / В.И. Андреев.- М.: Высш. школа, 1981.- 240 с.: ил. 

Информация о работе Развитие мышления учащихся на уроках информатики