Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:57, реферат
Целью обобщения опыта является повышение качества знаний через создание условий в ходе урока, способствующих развитию творческих способностей учащихся в средней школе.
Педагогические приемы и методы, описанные в опыте позволяют решать следующие задачи:
повышение творческой активности: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
развитие познавательных процессов, влияющих в целом на учебную успешность;
развитие произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности;
развитие навыков рефлексии;
3. Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть совершенствоваться и реализовываться».
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. Важно поставить перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы творчество было искренним, идущим из глубины души.
В творчестве для создателя важна личная заинтересованность в результате проделанной работы и ее практическая реализация. Поэтому актуальным будет проведение каких-либо конкурсов, соревнований, например в рамках недели информатики. Здесь можно предложить ученикам создать символ класса или школы. В художественно-графических классах рисование орнаментов и витражей станет полезной в плане дальнейшей их реализации на других специальных предметах. Творчество – это также и умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Например, дав пример какого-либо объекта, можно попросить трансформировать его, проиллюстрировав тем самым различные сферы и способы применения данного объекта. Использовать графический редактор можно и для разработки стенгазет, поздравлений, объявлений, что часто необходимо в общеобразовательном заведении.
Обобщая опыт, попытаемся взглянуть на раздел «Творческая работа с использованием средств информационных технологий» с точки зрения использования новых возможностей, которые стали доступными с развитием современных информационных технологий. Педагогические функции информатики, как образовательной области, определяются в первую очередь спецификой ее вклада в разрешение основных задач общего образования человека, а именно:
При подготовке молодого поколения к жизни в условиях информационного общества особенное внимание следует уделять именно развитию творческой способности, а не познавательной способности по воссозданию ограниченного набора определенных знаний. В связи с этим, мы считаем, что главной целью изучения творческих работ в школе является развитие творческого мышления учеников, а также формирование типа творчества, которое направлено на выбор оптимального решения определенной поставленной задачи с нескольких возможных. Развитие видов творческих работ делает весомый вклад в развитие творческих способностей личности. Важно, что при изучении творческих работ в средней школе основное внимание в первую очередь должно уделяться:
Формы
организации обучения представляют
собой внешнее выражение
Чаще всего проводится комбинированный урок, который содержит в себе следующие структурные элементы:
1. Организационный
момент.
2. Проверка
домашнего задания.
3. Всесторонняя
проверка знаний.
4. Подготовка
учащихся к активному и
5. Усвоение
нового материала.
6. Первичное
закрепление нового материала.
7. Информирование
учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
8. Подведение
итогов и оценивание учащихся.
Для
изложения теоретических основ
курса предлагается традиционную форму
– индивидуальный практикум. Для выполнения
различных заданий учащимися лучше использовать
групповую форму обучения, а при выполнении
работы за компьютером – лучше использовать
индивидуальную форму обучения. Во время
урока стоит активно применять технологии
мультимедиа: использование презентации
при объяснении нового материала или даже
при закреплении изученного материала,
работа с компьютером – при закреплении
нового материала. Такая форма работы
является результатом поиска новых возможностей,
позволяющих реализовывать принцип наглядности.
Ссылаясь на психолого-педагогические исследования А.А. Вербицкого, отметим, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и «позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений. Изучение закономерностей визуального мышления показывает его связь с творческими процессами принятия решений, утверждает регулирующую роль образа в деятельности человека... Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая различные виды информации, в наглядный образ,... будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и творческих практических действий».
Основными формами практических занятий, используемых в курсе творческих работ, является практикум.
Практикум – выполнение протяженной самостоятельной работы по индивидуальному заданию. Работа требует синтеза знаний и умений по всему курсу. При этом преподаватель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся и при необходимости оперативную консультацию. Такая форма организации обучения хорошо подходит для реализации проектного метода в обучении, когда школьники длительное время работают над выполнением собственного проекта.
Самостоятельная работа. Во время обучения учеников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы. Для этого ученик должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому, в процессе обучения важна организация эффективной самостоятельной работы учащихся.
Поскольку
многообразие существующих классификаций
видов самостоятельной
Творческие самостоятельные работы. Познавательная самостоятельная деятельность ученика проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в поиске способов выполнении заданий, формирование умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Данного рода самостоятельные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными преподавателем информационными ресурсами, конспектом лекций по отбору и систематизации учебного материала.
Эвристические самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от ученика анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой информации. При выполнении работ эвристического типа творческая познавательная активность и самостоятельность ученика выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий ученики приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.
Творческие
(исследовательские) самостоятельные
работы. Самостоятельные работы этого
типа предполагают непосредственного
участие ученика в производстве новых
для него знаний. Ученик должен самостоятельно
осуществлять выбор средств и методов
решения, стоящих пред ним задач, определить
и отобрать необходимые для выполнения
задания знания.
Методы
обучения
Метод (от греч. Methodos) – путь, способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В дидактике процесс обучения рассматривается как двусторонний, диалектически сочетающий обучающую деятельность учителя (преподавателя) и учебную деятельность учащихся (учение).
Под методами обучения в школе будем понимать способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение задач обучения, воспитания и развития.
Какие методы можно использовать для развития творческих способностей школьников? Естественно, основной – это когда учитель сообщает информацию разными методами, используя, в том числе, информационные технологии – например, показ слайдов, демонстрация программ, и в то же время учитель всё это объясняет словами, поясняет на примерах.
Наряду
с традиционными методами, используются
другие методы творческих работ – это
метод проектов. Охарактеризуем этот метод.
Метод
проектов
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную творческую деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Исследования зарубежных авторов показали, что парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Учащиеся в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в творческую деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).
В
педагогической практике особо значимыми
являются методы организации познавательной
деятельности учащихся, обеспечивающие
усвоение определенных знаний, формирование
умений и навыков, в том числе и таких,
которые позволяют обучающимся применять
полученные знания, умения и навыки на
практике при решении конкретных жизненных
проблем. Одним из методов творческого
развития личности является метод учебных
проектов.
Основные
требования к использованию метода
проекта:
Метод
проектов всегда предполагает решение
какой-то проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование
разнообразных методов, с другой
– интегрирование знаний, умений из
различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей. Работа по методу
проекта предполагает не только наличие
и осознание какой-то проблемы, но и процесс
ее раскрытия.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Конкретизируя определение творческого проекта, применяя его к сфере образования, под учебным проектом будем понимать самостоятельную практическую деятельность учащихся, имеющую социально значимую цель и направленную на достижение конкретного результата.
Метод учебных игр. Поиск средств активизации учебного процесса всегда был и остается актуальным. Одно из направлений такого поиска связано с разработкой и внедрением учебных игр.
Какие же электронные игры можно предложить? Это фокусы, игры-задачи, в основе которых лежат уравнения, системы уравнений, проектирование электронных версий уже существующих игр, решение игр головоломок.
Информация о работе Развитие мышления учащихся на уроках информатики