Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:48, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является разработка информационной системы для предприятия гостиничного комплекса.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные понятия технологии проектирования информационных систем;
2. Разработать информационную систему для гостиницы.
Введение 3
1. Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС) 5
1.1. Роль и место информационных систем в деятельности предприятия 5
1.2. Классификация информационных систем 6
1.3. Методология проектирования информационных систем 18
2. Разработка информационной системы 21
2.1. Описание предметной области 21
2.2. Проектирование программного обеспечения. Логическое представление 26
2.3. Инструкция пользователю 34
2.4. Контрольный пример 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложение 1 41
Таблица 4 – Структура таблицы «Архив выбывших постояльцев» (Arhiv.db)
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля |
Код постояльца | K_post | Short | |
Фамилия | Fam | Alpha | 20 |
Имя | Im | Alpha | 15 |
Отчество | Otch | Alpha | 20 |
Номер удостоверения | Nom_ydost | Alpha | 7 |
Номер комнаты | Nom_kom | Short | |
Срок проживания | Srok_proj | Short |
Таблица
5 – Структура таблицы «
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля |
Код услуги | K_ysl | Short | |
Наименование услуги | Naim | Alpha | 20 |
Цена | Cena | Long integer |
Таблица 6 – Структура таблицы «Оказание дополнительных услуг» (Okaz_dy.db)
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля |
Код услуги | K_ysl | Short | |
Номер комнаты | Nom_kom | Short | |
Дата оказания | Data_okaz | Date | |
Код занятости | K_zan | Short |
В каждой таблице определен первичный ключ – поле, однозначно идентифицирующее запись и облегчающее установление связи между таблицами. Первичными ключами являются все первые поля в каждой таблице.
Также были определены индексы. Индексы отличаются от первичных ключей тем, что не требуют непременной уникальности значений входящих в их состав полей. Они устанавливаются по полям, которые часто используются при поиске и сортировке данных: индексы помогут системе значительно быстрее найти нужные данные или отсортировать их в нужной последовательности.
На рисунке 2 приводится алгоритм основной работы информационной системы «Гостиница».
На рисунках 3 и 4 отображены соответственно процессы фильтрации таблиц и поиска записей в таблицах.
Рисунок 2 – Блок-схема процесса заселения-выселения постояльца
Рисунок 3 – Блок-схема процесса фильтрации таблиц
Рисунок 4 – Блок-схема процесса поиска записей в таблицах
Реализация данной задачи проводится в системе программирования Delphi 7.0.
Среда
Delphi — это среда быстрой
В
основе систем быстрой разработки лежит
технология визуального проектирования
и событийного
Delphi 7.0. располагает широкими возможностями по созданию приложений баз данных, необходимым набором драйверов для доступа к самым известным форматам баз данных, удобными и развитыми средствами для доступа к информации, расположенной как на локальном диске, так и на удаленном сервере, а также большим коллекцией визуальных компонент для построения отображаемых на экране окон, что необходимо для создания удобного интерфейса между пользователем и исполняемым кодом.
Листинг
информационной системы представлен
в приложении 1.
Создайте дерево каталогов c:\STUDENT\БИС-01.
Скопируйте папку Курсовая в папку БИС-01. Откройте её.
Запустите программу, нажав на значок . В появившемся окне нажмите кнопку «Войти».
В появившейся форме «Пароль» необходимо ввести код «123» и нажать кнопку «Вход».
Теперь форма «Информационная система «Гостиница» стала доступной для пользователя.
Путем выбора меню «Файл», который содержит команды «Открыть» и «Выход», можно активизировать любую из трех вкладок:
«Номера»;
«Постояльцы»;
«Дополнительные услуги»,
а также выйти из программы.
При выборе меню «Редактирование таблицы» можно выбрать одну из трех таблиц («Занятость номеров», «Постояльцы» или «Оказание дополнительных услуг») для редактирования.
При этом открывается подвкладка «Правка» на одной из следующих вкладок:
«Номера» для редактирования таблицы «Занятость номеров»;
«Постояльцы» для редактирования таблицы «Постояльцы»;
«Дополнительные услуги для редактирования таблицы «Оказание дополнительных услуг».
Для ввода новых данных необходимо сначала нажать кнопку «Очистить», затем ввести данные в каждую из ячеек и нажать кнопку «Добавить».
Для
редактирования существующих записей
нужно выбрать требуемую
Для удаления какой-либо записи необходимо выбрать требуемую запись и нажать кнопку «Удалить».
Внимание! При удалении будьте внимательны, так как удаленные записи нельзя автоматически вернуть.
Также на подвкладке «Правка» на вкладке «Постояльцы»:
- можно определить срок проживания каждого постояльца. Для этого выберите необходимую запись и нажмите кнопку «Срок проживания»;
- можно автоматически рассчитать стоимость проживания с учетом оказанных услуг (кнопка «Счет»);
- при нажатии кнопки «Выселение» постоялец автоматически удаляется из таблиц «Постоялец» и «Занятость номеров» и перемещается в таблицу «Архив выбывших постояльцев», а комната, закрепленная за ним, становится свободной.
На подвкладке «Сведения» вкладки «Номера»:
- можно определить срок проживания постояльца;
- получить список номеров (мест), освобождающихся на определенную дату, которую необходимо ввести в специально отведенную для этого ячейку «Дата выселения»;
- отфильтровать таблицу «Номера».
Таблицу «Номера» можно отфильтровать по:
- классу – для этого в ячейку «Условие фильтрации» вводим название требуемого класса номера, например, Люкс;
- номеру комнаты – для этого в ячейку «Условие фильтрации» вводим номер комнаты, например, 103;
- количеству мест в номере – для этого в ячейку «Условие фильтрации» вводим требуемое количество мест, например, 2;
- цене номера – для этого в ячейку «Условие фильтрации» вводим цену, например, 1200;
- свободным номерам.
После выбора критерия фильтрации необходимо нажать кнопку «Фильтровать».
Список свободных номеров отображается в окошке под кнопкой «Фильтровать».
При выборе критерия фильтра «Нет» необходимо также нажать кнопку «Фильтровать». Таблица станет отображать все записи.
Аналогично можно отфильтровать таблицу «Постояльцы» и произвести поиск по таблицам «Номера», «Архив выбывших постояльцев» и «Оказание дополнительных услуг».
Таблицы создавались в Database Desktop, входящей в комплект поставки Delphi, с использованием типа таблиц Paradox 7. Таблицы Paradox 7 по сравнению с другими поддерживают самый богатый набор разных типов полей, что позволяет автоматически следить за правильностью вводимых данных (пункт Validity Checks в списке Table properties). Также можно выбирать данные из другой таблицы (Lookup Table), строить вторичные индексы, в том числе составные (Secondary Indexes), следить за ссылочной целостностью БД (Referential Integrity), защищать таблицу от несанкционированного доступа (Password Security), выбирать языковой драйвер (Table Language).
Контрольный пример осуществлялся при занесении в каждую таблицу по 15-20 записей.
Таблицы «Номера» и «Дополнительные услуги» заполняются непосредственно в Database Desktop, так как данные в этих таблицах не должны быть доступны для служащих отеля.
В таблицу «Архив выбывших постояльцев» данные поступают автоматически при нажатии кнопки «Выселение». При этом данные соответственно удаляются из таблиц «Занятость номеров» и «Оказание дополнительных услуг». При использовании фильтров и при поиске записей информация не искажалась, выдавалась точно по определенным критериям. Таким образом, при использовании демонстрационной БД наглядно показано, что информационная система «Гостиница» обеспечивает:
- быстрый доступ к среде хранения данных;
- качественную обработку информации (поиск, сортировку, фильтрацию);
- удобство пользователя, так как приложение обладает простым интерфейсом, который предоставляет возможность конечному пользователю выполнять все необходимые для работы функции, но в то же время не дает ему выполнять лишние действия.
В ходе выполнения данной курсовой работы была разработана информационная система «Гостиница», которая обеспечивает информационную поддержку деятельности отеля.
Преимущество
использования
Приложение выполняет следующий перечень требований:
- представление данных в удобном для пользователя виде;
- добавление и удаление данных;
- фильтрация и сортировка данных;
- навигация по набору данных.
Разработанная система позволяет выполнять следующие задачи:
- ведение списка постояльцев;
- ведение архива выбывших постояльцев за последний год.