Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:48, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является разработка информационной системы для предприятия гостиничного комплекса.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить основные понятия технологии проектирования информационных систем;
2. Разработать информационную систему для гостиницы.
Введение 3
1. Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС) 5
1.1. Роль и место информационных систем в деятельности предприятия 5
1.2. Классификация информационных систем 6
1.3. Методология проектирования информационных систем 18
2. Разработка информационной системы 21
2.1. Описание предметной области 21
2.2. Проектирование программного обеспечения. Логическое представление 26
2.3. Инструкция пользователю 34
2.4. Контрольный пример 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложение 1 41
Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени.
После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:
- обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);
- соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).
После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.
Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.
Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.
Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.
Необходимость
контролировать процесс создания ИС, гарантировать
достижение целей разработки и соблюдение
различных ограничений (бюджетных, временных
и пр.) привело к широкому использованию
в этой сфере методов и средств программной
инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного
моделирования, CASE-систем.
Любую
сложную систему необходимо проектировать.
Это связано с нашей
Основой для проектирования любой сложной системы служит ее концептуальная модель.
Определение. Концептуальную модель можно определить как результат абстрагирования части реального мира, которую моделируют ИС. Для обозначения «части реального мира» используют термин «предметная область»
Методологии, которые используют для абстрагирования предметной области, отражают специфику применения ИС. Одни из них – OLTP-системы (Online Transaction Processing) предназначены для хранения данных в реальном масштабе времени– OLAP(OnLine Analitical processing)используют в процессе управления бизнесом.
Выделяют два типа ИС. Одни из них сопровождают операционные (OLTP), а другие – аналитические (OLAP) базы данных.
OLTP – базы хранят данные в реальном масштабе времени, т.е. мгновенно фиксируют события (отгрузку товара со склада).
OLAP хранят «историю» изменения БД. Т.е. в них сохраняют данные OLTP – базы с какой-то конкретной периодичностью.
Состояние OLTP-базы следующего месяца можно изображать в виде куба. Если провести некий кросстабличный анализ, например, построить график изменения значений какой-то комплектующей по одной позиции, то можно предсказать тенденцию ее сбыта. А значит предсказать прибыль от реализации товара в будущем или принять решение о прекращении его поставок. Это не единственный вариант анализа. Можно сравнивать кривые сбыта разных товаров, чтобы определить. Какой из товаров дает большую прибыль, оптимизировать затраты на рекламу с целью получения максимальной прибыли от реализации товара и т.д.
Эти задачи решают с помощью систем поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS) на основе данных OLAP-баз. Этот тип ИС ориентирован на решение стратегических вопросов типа прогнозирования сбыта. Поэтому OLAP-системы никогда не оперируют данными реального времени.
К системам поддержки принятия решений относят, например, Excel. Большинство средств разработки ИС содержат библиотеки классов или компонентов. Так в Borland Delphi есть компоненты DecisionCube.
Системы поддержки решений масштаба предприятия строят на серверных OLAP-средствах: Oracle Express Server, MS SQL Server 2000 Analysis Services, Hyperion Essbase и др.
В дальнейшем мы будем рассматривать OLTP-базы данных (OLTP-системы).
Кратко охарактеризовать OLTP-базы данных можно так – это большие объемы структурированной информации.
Несмотря на упрощенность определения, следует подчеркнуть два аспекта:
Регулярная однородность данных (структурированность)
Большие объемы информации
Второй аспект определяет область применения БД – относительно развитые бизнес-структуры, или автоматизация бизнеса с небольшим оборотом и узкой номенклатурой товара нецелесообразна.
Для моделирования систем и сопровождаемых ими БД используют методологии IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling) DFD и (Data Flow Diagrams).
Выбор
методологии проектирования зависит
от степени сложности
Выводы:
Методологической основой управления организационными системами является использование обобщенной модели анализируемой системы как совокупности структурной, функциональной и информационной моделей, обеспечивающей анализ и выработку обоснованных организационно-экономических решений по оценке потребностей в методах, ресурсах и средствах управления ими.
Применение
новых информационных технологий на
базе обобщенной модели позволит оптимизировать
работу организационных структур в рамках
методов современного системного подхода.
Необходимо построить информационную систему «Гостиница». База данных должна решать следующие задачи:
- ведение списка постояльцев;
- ведение архива выбывших постояльцев за последний год.
Необходимо также предусмотреть:
- получение списка свободных номеров (по количеству мест и классу);
- получение списка номеров (мест), освобождающихся в ближайшее время;
- выдачу информации по конкретному номеру;
- автоматизацию выдачи счетов на оплату номера и услуг.
Данные в базу заносятся на основании первичных документов. Основанием для ввода информации является удостоверение личности или паспорт. Входная информация в данной информационной системе формируется в виде списка постояльцев. Обязательными полями являются:
- фамилия;
- имя;
- отчество постояльцев;
- номера удостоверения постояльца;
- номер комнаты, в которую заселяется постоялец.
В результате эксплуатации данного программного продукта может быть получена следующая выходная информация:
- отчеты, то есть выдача информации по конкретному номеру (номеру комнаты или классу);
- чеки оплаты.
Построение модели информационной системы.
Для всякой системы, разработанной с чистого листа, на первом этапе необходимо создание концептуальной модели, основанной на требованиях заказчика, с учетом специфики предприятия. Модель информационной системы разработана при помощи визуального языка моделирования общего назначения, который используется для спецификации, визуализации, конструирования и документирования, называемого UML.
UML (унифицированный язык моделирования) – это визуальный язык моделирования общего назначения, который используется для спецификации, визуализации конструирования и документирования программной системы.
Язык UML поддерживает объектно-ориентированный подход к созданию программного обеспечения.
Конструкции языка UML позволяют смоделировать статику (структуру) и динамику (поведение) системы. Система представляется в виде взаимодействующих программных модулей, которые реагируют на внешние события. Взятые в комплексе модели обеспечивают полное описание системы. Модели создаваемые с помощью UML делятся на три группы:
- статические;
- модели поведения;
- модели изменения состояния.
Модель будущей информационной системы представляется в виде диаграмм.
Для
описания функционального назначения
системы постоим диаграмму
Диаграмма
вариантов использования
Разработка
диаграммы вариантов
- определить общие границы и контекст моделируемой области на начальных этапах проектирования системы;
- сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы;
- разработать исходную концептуальную модель системы для её последующей детализации;
- подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с её заказчиками и пользователями.
Суть
данной диаграммы состоит в следующем:
проектируемая система
В контексте системы «Гостиница» могут быть получены следующие данные:
служащий отеля:
а) вводит список постояльцев,
б) выдает информацию по конкретному номеру;
в) ведет учет дополнительных услуг;
г) выдает чеки оплаты;
постоялец:
а) заказывает места и дополнительные услуги,
б) оплачивает номер и услуги,
в) запрашивает информацию по конкретному номеру.
На
основании перечисленного легко
перечислить следующие
- «Служащий гостиницы»,
- «Постоялец».
- Система должна удовлетворять следующим требованиям:
- ведение списка постояльцев;
- ведение архива выбывших постояльцев за последний год;
- ведение списка свободных номеров;
- ведение списка освободившихся номеров;