Разработка информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является разработка информационной системы для предприятия гостиничного комплекса.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить основные понятия технологии проектирования информационных систем;

2. Разработать информационную систему для гостиницы.

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС) 5
1.1. Роль и место информационных систем в деятельности предприятия 5
1.2. Классификация информационных систем 6
1.3. Методология проектирования информационных систем 18
2. Разработка информационной системы 21
2.1. Описание предметной области 21
2.2. Проектирование программного обеспечения. Логическое представление 26
2.3. Инструкция пользователю 34
2.4. Контрольный пример 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложение 1 41

Работа содержит 1 файл

Разработка информационной системы.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

     - автоматически рассчитывать оплату номера и услуг.

     Исходя  из этих требований, в системе будут  следующие варианты использования:

     - ввод списка постояльцев;

     - выдача информации по конкретному номеру;

     - учет дополнительных услуг;

     - выписка чеков;

     - заказ места;

     - заказ дополнительных услуг;

     - оплата счета;

     - запрос информации по конкретному номеру.

     Спецификация  варианта использования «Выдача  информации по конкретному номеру»  для системы «Гостиница».

     1.0 Наименование варианта использования:  «Выдача информации по конкретному  номеру».

     1.1 Вариант использования инициируется  актером «Сотрудник отеля» и  выдает информацию о конкретном  номере (или нескольким номерам)  по запросу актера «Постоялец»  или используется для отчета.

     2.0 Потоки событий:

     2.1 Функции варианта использования  начинают выполняться с задания пароля актером «Сотрудник отеля». Система проверяет пароль на достоверность (если пароль неверен, то активизируется альтернативный поток 2.2.1). Далее система позволяет сотруднику запросить информацию по конкретному номеру или по отелю в целом и предлагает указать одну из следующих опций:

     - запрос информации;

     - просмотр;

     - печать;

     - выход.

     Если  выбрана опция «Запрос информации», то система отображает окно с полями ввода «Номер комнаты», «Класс». Запрос выполняется по одному из полей или  по нескольким полям.

     Если  выбрана опция «Просмотр», то система  отображает всю имеющуюся информацию.

     Опция «Печать» позволяет вывести полученную информацию на печать (если информация не может быть распечатана, то выполняется  альтернативный поток 2.2.2).

     2.2. Альтернативные потоки:

     2.2.1 Неверный пароль: актеру «Сотрудник  отеля» предоставляется возможность  повторить ввод пароля или  завершить вариант использования.

     2.2.2 Ошибка печати: система сообщает  «Сотруднику отеля» о том, что  в данный момент функция недоступна; вариант использования активизируется сначала.

     3.0 Специальные требования: специальные  требования не определены.

     4.0 Предусловие:

     4.1 Перед активизацией варианта  использования может быть выполнен  один из следующих потоков:

     «Запрашивает  информацию по конкретному номеру»;

     «Выдача отчета».

     5.0 Постусловия: постусловия не определены.

     6.0 Дополнительные замечания: дополнительных  замечаний нет.

     Для моделирования поведения системы  в языке UML используются диаграммы деятельности и состояния.

     Диаграмма деятельности отображает динамические характеристики системы. Состояние действия является специальным случаем состояния с некоторым входным действием и выходящим из него переходом. Фактически состояние действия моделирует один шаг алгоритма или потока управления.

     В языке UML под состоянием понимается абстрактный класс, используемый для моделирования отдельной ситуации. Диаграмма состояний описывает процесс изменения состояний для одного класса. Главное предназначение этой диаграммы – описать возможные последовательности состояний и переходов, которые в совокупности характеризуют поведение элемента модели. 

     2.2. Проектирование программного обеспечения. Логическое представление

     Спецификации  требований. Построение диаграммы классов.

     Центральное место в проектировании модели информационной системы занимает разработка логической модели статического представления моделируемой системы в виде диаграммы классов.

     Диаграмма классов служит для представления  статической структуры модели системы  в терминологии классов объектно-ориентированного программирования.

     Объектно-ориентированное  программирование – это новый  подход к созданию программ. По мере развития вычислительной техники возникали  разные методики программирования. На каждом этапе создавался новый подход, который помогал программистам справляться с растущим усложнением программ. Первые программы создавались посредством ключевых переключателей на передней панели компьютера. Очевидно, что такой способ подходит только для очень небольших программ. Затем был изобретен язык ассемблера, который позволял писать длинные программы. Следующий шаг был сделан в 1950 году, когда был создан первый язык высокого уровня Фортран.

     Используя язык высокого уровня, программисты могли  писать программы до нескольких тысяч  строк длинной. Для того времени указанный подход к программированию был наиболее перспективным. Однако язык программирования, легко понимаемый в коротких программах, когда дело касалось больших программ, становился нечитабельным (и неуправляемым). Избавление от таких неструктурированных программ пришло после изобретения в 1960 году языков структурного программирования (structured programming language). К ним относятся языки Алгол, Паскаль и С. Структурное программирование подразумевает точно обозначенные управляющие структуры, программные блоки, отсутствие (или, по крайней мере, минимальное использование) инструкций GOTO, автономные подпрограммы, в которых поддерживается рекурсия и локальные переменные. Сутью структурного программирования является возможность разбиения программы на составляющие ее элементы. Используя структурное программирование, средний программист может создавать и поддерживать программы свыше 50000 строк длиной.

     Хотя  структурное программирование, при  его использовании для написания  умеренно сложных программ, принесло выдающиеся результаты, даже оно оказывалось несостоятельным тогда, когда программа достигала определенной длины. Чтобы написать более сложную программу, необходим был новый подход к программированию. В итоге были разработаны принципы объектно-ориентированного программирования. OOP (Object Oriented Programming) аккумулирует лучшие идеи, воплощенные в структурном программировании, и сочетает их с мощными новыми концепциями, которые позволяют оптимально организовывать ваши программы. Объектно-ориентированное программирование позволяет вам разложить проблему на составные части. Каждая составляющая становится самостоятельным объектом, содержащим свои собственные коды и данные, которые относятся к этому объекту. В этом случае вся процедура в целом упрощается, и программист получает возможность оперировать с гораздо большими по объему программами.

     Объектно-ориентированное  программирование основано на объектах. Под объектом понимается фрагмент кода, который обеспечивает выполнение некоторых  операций, объединяет переменные и методы управления ими. Все элементы управления интерфейса (кнопки, панели, и т.д.) являются объектами.

     Можно также определить объект как совокупность свойств и методов, а также  событий, на которые он может реагировать. Внешнее управление объектом осуществляется через обработчики событий. Эти обработчики обращаются к свойствам и методам объекта. Начальные значения объекта могут задаваться также в процессе проектирования установкой различных свойств. В результате выполнения методов объекта могут генерироваться новые события, воспринимаемые другими объектами программы или пользователем.

     Таким образом, объектно-ориентированное  программирование основано также и  на событиях. Приложение отслеживает  события и реагирует на необходимые.

     Включать  объекты в программу можно вручную, через соответствующие операторы (это делается нечасто), или путем визуального программирования, используя заготовки — компоненты. Диаграмма классов отражает различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений.

     Диаграмма классов является дальнейшим развитием  концептуальной модели проектируемой  системы.

 

     

    Nomer
    Nomer_mesta: Integer

    Klass: String

    Kolichestvo_mest: Integer

    Opisanie: String

    Stoimost: Integer

 
         Postoyalec
         Imya_postoyalca: String

         Nomer_mesta: Integer

         Data_zaseleniya: String

         Data_vuseleniya: String

         Nomer_ydostovereniya_postoyalca: Integer

         Dopolnitelnue_yslygi
         Naimenovanie: String

         Cena: Integer

 

     Рисунок 1 – Диаграмма классов

     После построения модели, необходимо определить, в какой базе данных её строить: локальной  или клиент-серверной.

     Автономные (локальные) базы данных хранят все  данные на том ПК, на котором установлены, при этом вся сеть не используется.

     В данном случае это применимо, так как информационная система разрабатывается для АРМ администратора небольшой отеля. Поэтому, основываясь на специфике информационной системы, решено использовать локальную базу данных. Клиент-серверную модель базы данных можно построить при дальнейшем усовершенствовании этой системы. Например, при добавлении АРМ бухгалтера, АРМ администратора кафе при отелю и так далее. Единицей хранящейся в БД информации является таблица. Каждая таблица представляет совокупность строк и столбцов. Строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению, а столбцы – атрибутам (признакам, характеристикам, параметрам) этого объекта, события, явления.

     Теперь  определим состав таблиц и их поля и связи. В данной базе данных используется шесть таблиц. 

     Таблица 1 – Структура таблицы «Номера» (Nomera.db)

Наименование  поля Поле Тип поля Ширина поля
Номер комнаты Nom_kom Short  
Класс Klass Alpha 20
Количество  мест Kolvo_mest Short  
Стоимость Stoimost $  
Описание Opisanie Alpha 255
 

     Таблица 2 – Структура таблицы «Постояльцы» (Post.db)

Наименование  поля Поле Тип поля Ширина поля
Код постояльца K_post Short  
Фамилия Fam Alpha 20
Имя Im Alpha 15
Отчество Otch Alpha 20
Название  организации Nazv_org Alpha 20
Номер удостоверения Nom_ydost Alpha 7
 

     Таблица 3 – Структура таблицы «Занятость номеров» (Zan_nom.db)

Наименование  поля Поле Тип поля Ширина поля
Номер комнаты Nom_kom Short  
Код постояльца K_post Short  
Дата  заселения Data_zas Date  
Дата  выселения Data_vus Date  
Код занятости K_zan Short  

Информация о работе Разработка информационной системы