Обучение информатике в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть виды уроков информатики в начальной школе.
Задачи: 1) Изучить литературу по данной теме.
2) Разработать систему упражнений для проведения уроков информатики для младших школьников.

Содержание

Введение
Глава I. Обучение информатике в начальной школе
1.1. Роль уроков информатики в начальной школе
1.2. Цели и задачи обучение информатике в начальной школе
1. 3. Особенности проведения уроков информатики для младших школьников
Глава II. Методика проведения уроков информатики в начальной школе
2. 1. Типы уроков информатики в начальной школе
2. 2. Система упражнений для проведения уроков информатики
Глава III. Опытно- экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Итоговый эксперимент
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная Маши.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

  1. Измени записи  в отдельных ячейках заполненной таблицы, чтобы она приобрела следующий вид:

 Число 28

  больше

  Числа 14

   В 2 раза

     50

  больше

     25

     На 25

    100

  меньше

    150

     На 50


  1. Внизу, под таблицей напиши: «Работу выполнил (выполнила)», поставь двоеточие и набери свои имя и фамилию.
  2. Сохрани свою таблицу в памяти компьютера или закрой файл, не сохраняя его в памяти.
  3. Закрой текстовый процессор.
  4. Действуй по указанию учителя.

Глава 3. Опытно – экспериментальная работа

                            3. 1. Констатирующий эксперимент

 

 

 

Цель: выявить уровень развития мышления обучающихся на уроках информатики.                      

Методы исследования: 1: Педагогическое наблюдение.

                                           2: Анализ учебной документации.

                                           3: Обобщение опыта работы.

                                           4: Рефлексия.

Место проведения: АСОШ

Дата проведения: 26.11.2008.

Участники эксперимента: 1. Запевалова Юля

                                                  2. Морковкин Витя

                                                  3. Рябинина Кристина

                                                  4. Колычева Алена

                                                  5. Юлдашев Анвар

                                                  6. Пожидаев Денис

                                                  7. Исакаев Максим

                                                  8. Деменев Андрей

                                                  9. Жанахов Альмир

                                                  10.Елышев Ильдар

                                                  11. Волегов Ваня

                                                  12. Каримова Кристина

                                                  13. Хасанов Марат

                                                  14. Гребенюк Кирилл

                                                  15. Софьин Никита

 Учащимся были предложены  карточки с заданиями.

 

Карточка

Задания 1. У вас в  карточках расположено 6 ракет разных направлений и разных цветов: нужно  продолжить ряд, и определить цвет.

 Задания 2. У вас на столах лежат чистые листочки, на этих листочках мы с вами будем проводить по клеточный диктант. Нашли самую левую точку на листочки, поставили кончик карандаша и не отрывая карандаш от листочка проводим за мной линии, незабываем что одно направление составляет одну сторону клетки.


 

Результаты этой проверочной  работы в % отношении выглядят так:

 

          

Оценки

         

Кол-во уч-ся

           

Проценты

                5

                   0

                  0

                4

                   6

                  40%

                3

                   8

                  53%

                2

                   0

                  7%


 

                                        

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №1

 

Таким образом, у 40 % учащихся сформировано логическое мышление, а у 60 % учащихся мышление сформировано недостаточно.

 Работы учащихся  вставлены в приложение.  

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

3.2. Формирующий  эксперимент

 

 

 

Цель: Разнообразить приемы организации продуктивной деятельности, способствующих развитию мышления на уроках.

Место проведения: АСОШ 2 «Б» класс

Дата проведения: с 12.01.2009 по 07.02.2009.

Участники эксперимента: 1. Морковкин Витя

                                                 2. Жанахов Альмир

                                                 3. Исакаев Максим

                                                 4. Гребенюк Кирилл

                                                 5. Остроук Милена

                                                 6. Елышев Ильдар

                                                 7. Зарипов Максим

                                                 8. Софьин Никита

                                                 9. Волегов Ваня

                                                10. Темирова Эльвира

                                                 11. Колычева Алена

                                                12. Запевалова Юля

                                                13. Деменев Андрей

                                                 14. Магасумов Радик

                                                 15. Матвеев Ваня

                                                 16. Шарапов Дима

                                                 17. Хасанов Марат

                                                18. Рябинина Кристина

                                                 19. Юлдашев Анвар

                                                20. Пожидаев Денис

                                                21.Каримова Карина

                                                22. Шакирова Диана                              

 

Ниже приведены фрагменты  уроков информатики, проведенные в  таблицы.

                   Тема

                    Цель

                Дата

Множество. Элементы множества.

1. Познакомить детей  с  понятием множество.

2.Развивать логическое мышление детей, внимание, память, математическую речь.

            13.01.2009.

Способы задания множества.

1.Изучить различные способы заданий множеств: перечисление и задание общего свойства его элементов.

2.Развивать логическое мышление, внимание, память.

             20.01.2009.

Повторение

1.Закрепить знания понятий « Множество» и « Элементы множества».

2.Повторить различные способы задание общего свойства его элементов.

           27.01.2009

     Сравнение  множеств

1.Научить сравнивать   множества по числу элементов в них.

2.Развитие понятия

« равенства множеств» 

              03.02.2009


 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый эксперимент

 

 

 

 

Цель: Проверить, как повлияла продуктивная деятельность учащихся на развитие их мышления.

Дата проведения: 7.04.2009

Место проведения: АСОШ 2 «Б» класс

 

Карточка

Задания 1. У вас в  карточках расположено 6 ракет разных направлений и разных цветов: нужно продолжить ряд, и определить цвет.

 Задания 2. У вас  на столах лежат чистые листочки, на этих листочках мы с вами  будем проводить по клеточный  диктант. Нашли самую левую  точку на листочки, поставили  кончик карандаша и не отрывая  карандаш от листочка проводим за мной линии, незабываем что одно направление составляет одну сторону клетки.

 

Результаты этой проверочной  работы в % отношении выглядят так:

 

          

Оценки

         

Кол-во уч-ся

           

Проценты

                5

                   0

                  0

                4

                   6

                  40%

                3

                   8

                  53%

                2

                   0

                  7%


 

                                       

Диаграмма 2

 

 Сравним результаты констатирующего и итогового эксперимента.

Вид эксперимента.

Оценки

Констатирующий

Итоговый

«5»

0 %

36 %

«4»

40 %

36%

«3»

53%

23%

«2»

7%

5%


         

                                            

 

Таким образом, благодаря разнообразным методическим приемам организации урока информатики, удалось увеличить уровень развития мышления школьников. Разнообразные реализованные задания на уроках оказались эффективными.

Цель исследования работы достигнута.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Роль информатики в сфере общего образования очень велика.

Изучение информатики  в общеобразовательной школе  помогает разрешать основные проблемы всей системы образования: фундаментальность  образования, опережающий характер всей системы образования, доступность  образования. Школьная информатика способствует формированию и развитию правильного мировоззрения, практических навыков, так необходимых современному человеку.

На уроках информатики  формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики широко используются разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин как математика, природоведение, английский язык и т.д., раскрываются межпредметные связи.

На каждом уроке выполняются  задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Стимулируется самостоятельность и активность при решении задач. Привлечение компьютера рассматривается как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, создают обучающую среду, в которой обеспечивается обратная связь в процессе решения задач.

Сейчас школы оснащаются вычислительной техникой. Невозможно представить завтрашний день без  компьютера, как массового инструмента  обработки информации. Информатика  занимает прочное место в ряду учебных дисциплин, а новые технологии, связанные с использованием ЭВМ, успешно внедряются как в содержание школьного образования, так и в организацию учебного процесса, управление школой.

Преподаватели и учителя школ осознают необходимость, целесообразность, выгоду, результативность использования современной вычислительной техники в учебном процессе. Использование компьютерных технологий создает новые возможности не только в получении учащимися новых знаний, но и в совершенствовании его чувственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Авербух, А. В. Изучение основ информатики и вычислительной техники/ А. В. Авербух. – М.: Просвещение, 2001. – 136 с.
  2. Ажгиреев, О. В. Методика работы с алгоритмическими этюдами «Ро-ботландии» // Информатика и образование. – 1999. - № 10.
  3. Бардр, М. С., Коцик Б. Я., Лишин А. Н. Аннотированный каталог программных средств //Информатика и образование № 14/ М. С. Бардр, Б. Я. Коцик, А. Н. Лишни. – М.: Издательский центр Академии, 2002.
  4. Бочкин, А. И. Методика преподавания информатики/А. И. Бочкин. – Минск: Выш. Шк., 2000. – 431 с.
  5. Вершинин, О. Е. За страницами учебника информатики/О. Е. Вершинин. – М.: - Просвещение, 2000. – 244 с.
  6. Гольцман, А. М., Дуванов А. А., Зайделычан Я. Н., Персии Ю. А. Программа курсов ОИВТ// Программа для средней школы: учебное издание. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Гольцман, А.М. Программа курса ОИВТ. Программа для средней школы: учебное издание/ А. А. Дуванов, Я. Н. Зайдельман, Ю. А. Первин.- М.: Просвещение, 2001.-208с.
  8. Горячев, А. В. и др. Информатика в играх и задачах: Учебный комплект (1 – 4). – М.: Баллас, 2000.
  9. Горячев, А. В. Программа курса информатики для 1-4-х классов средней школы: Информатика и образование №7/ А. В. Горячев. А. С. Лесневский.- М.: Издательский центр Академия, 2002.-75с.
  10. Горячев, А. В., Лесневский А. С. Информатика, 1-6 классы: Пропедевтический курс (Программа) // Программно-меточеские материала: Информатика. 1-11 кл.-М.: Дрофа, 1999.
  11. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах: учебный комплект (1-4)/ А.    В. Горячев.- М.:Баллас, 2000.- 400с.
  12. Дуванов, А., Первин- Ю. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии.- М.: Педагогика- Пресс,2001.
  13. Ершов, А. П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы): Информатика и образование №9/ А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин.- М.: Издательский центр Академия, 2002.- 78с.
  14. Есипов, А. Е. Учебник по базовому курсу общеобразовательных работ/А. С. Есипов. М.: - Наука и техника, 2001. -324 с.
  15. Информационное письмо Министерство образования РФ «Об изменении структуры обучения информатики в образовательной школе» //Информатика и образование. – 2000.- №4.
  16. Кушниренко, А. Г. Методическое пособие/ А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов. - М.: Издательский Дом "Дрофа", 2002. – 137 с.
  17. Лапчик, М. П., Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К. Методика преподавания информатики/ М. П. Лапчик. – М.: ИЦ «Академия», 2001. -624 с.
  18. Лыскова, В. Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике/В. Ю. Лыскова. М.: - Лаборатория базовых знаний, 2001. – 89 с.
  19. Макарова, Н. В. Программа по информатике. 1-4 кл. Системно- информационная концепция: методические рекомендации для учителя/ Н.В. Макарова. – 2000-2003.
  20. Макарова, Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция/ Н. В. Макарова. – СПб.: 2001. – 64 с.
  21. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения/Е. И. Машбиц. – М.: Просвещение, 2003. – 115 с.
  22. Муранов, А. А. Компьютер в школе – инструмент письма: Информатика и образование № 2/ А. А. Муранов. – М.: Издательский центр Академия, 2008.
  23. Муранов, А. А. Компьютер в школе- инструмент письма// Информатика и образование.- 1999.- №2.
  24. Первин, Ю. А. Информационная культура. 1-11 классы: Экспериментальный курс (Программа)/ Ю. А. Первин.- М.: Дрофа, 1999.
  25. Первин, Ю.А. и др. Информационная культура: Учебный комплект.- М.: Дрофа,1999-2003.
  26. Перпейт, А.С. Переворот в создании: Дети компьютеры и плодотворные идеи: педагогика/ А.С. Пейперт.- М.: Издательский центр Академия, 1999.
  27. Семенов, А. Л. Информатика: Математические основы мышления и коммуникации: учебный комплект (1-4)/ А.Л. Семенов, Т. А. Рудченко, О.В. Щеглова,- М.: Институт новых технологий образования, 1997-1999.
  28. Семенов, А.Л. Учебная программа «Информатика 1-3»: Информатика и образованиеи№6/ А.Л. Семенов, Т. А. Рудченко, О. В. Щеглова.- М.: Издательский центр Академия, 2001.
  29. Щикот, С.Е. Комплексные упражнения по информатике/ С. Е. Щикот. - Д.: Феникс, 2005. – 78 с.
  30. Яковлева, Е.И. ЛогоМозайка: Сборник проектов/ Е. И. Яковлева.- М.: Институт новых технологий образования, 1997.

Информация о работе Обучение информатике в начальной школе