Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть виды уроков информатики в начальной школе.
Задачи: 1) Изучить литературу по данной теме.
2) Разработать систему упражнений для проведения уроков информатики для младших школьников.
Введение
Глава I. Обучение информатике в начальной школе
1.1. Роль уроков информатики в начальной школе
1.2. Цели и задачи обучение информатике в начальной школе
1. 3. Особенности проведения уроков информатики для младших школьников
Глава II. Методика проведения уроков информатики в начальной школе
2. 1. Типы уроков информатики в начальной школе
2. 2. Система упражнений для проведения уроков информатики
Глава III. Опытно- экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Итоговый эксперимент
Заключение
Список литературы
На втором этапе урока учитель четко и доступно объясняет материал, ставит перед учащимися новую задачу или проблемную ситуацию, решения которых осуществляется коллективно.
Так как обучения в массовой школе характеризуется комплектацией класса разноуровнего состава учеников, то на уроке желательно применять как образные, так и наглядно - действенный способ подачи материала.
Третий этап предлагают индивидуальную, парную или групповую работу учащихся на компьютере. Особое внимание необходимо уделять постановке учебной задачи, которую целесообразно сформулировать до того, как ученики сядут за компьютеры. На данном этапе урока желательно создать атмосферу сотрудничества между учениками, чтобы приобретенные на уроке знания стали для них значимыми. Важно, чтобы самостоятельно использовали новые сведения и имели право советоваться друг с другом, так как в процессе взаимопомощи они лучше усваивают изученный материал. Учитель на данном этапе контролирует и координирует работу и при необходимости консультирует учащихся по наиболее сложным вопросам.
Компьютерное обучение. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики учителя информатики для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальных классов и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для первой группы и компьютерная часть урока для второй группы соответственно, и наоборот.
Для осуществления разноуровневой работы на компьютере в одно и то же время, используется три варианта индивидуальных карточек - заданий.
Разноуровневые индивидуальные карточки - задания позволяют организовать работу с компьютерной программой таким образом, чтобы практически все учащиеся могли одновременно её закончить. Таким образом, появляется возможность организованно перейти к четвёртому этапу урока - подведение итогов, оценке работы учащихся.
Компьютер
надёжно занимает место в
Компьютер, несомненно, должен помогать процессу обучения, но в то же время он, как новое средство обучения, должен выполнять специфические функции. Их выявление и есть сущность всей научно-педагогической работы, проводимой учителями и исследователями.
Для эффективного использования компьютера как средства обучения необходимо выработать у учащегося первые навыки пользователя ЭВМ, т.е. сформировать учебные навыки работы с компьютером.
В настоящее время компьютер, в начальной школе используется в процессе (обучения) развития ребенка как источник получения знаний и формирования навыков. Обобщение на уроках с компьютером способствует развитию у ученика нестандартного мышления, памяти, реакции, сообразительности, коммуникабельности.
Компьютер может помочь детям в познавательных процессах опираться на зрительный план и одновременно способствовать активному включению речи. Это особенно важно при обучении детей задержкой речевого развития, а так же глухих. Получая знания по различным предметам, школьник одновременно обучается начальным правилам работы на машине.
В различных школах, где есть компьютерные классы, педагоги используют специальные программы - инструменты для развития у детей навыков решения практических задач с помощью современных технических средств. Так дети используют простейшие программы набора текстов не только для изучения расположения клавиш на клавиатуре, но и для сочинения, печатания рассказов, стихов, сказок, писем друзьям и т. д. Малыши с помощью несложных «детских» музыкальных программ- редакторов не только постигают основы потной грамоты (предметное обучение), но и сочиняют песенки, небольшие музыкальные фрагменты, которые могут потом слушать сами или с друзьями.
2. 2. Система упражнений для
Упражнения для
Для учащихся начальных классов наиболее доступно наглядно - словесно- пошаговое описание алгоритма.
Командами алгоритмического языка стрелок являются стрелки
обозначающие направление движения, и числа, указывающие, на какое количество клеток надо передвинуться в соответствующем направлении.
Найти ошибки в алгоритме рисования буквы Т:
3 3 3
Ответ:
3 3 3
2) Упражнения на достраивание
рисунка согласно заданному
По данному алгоритму достройте рисунок:
4 3 3 2 3 3 4 8 5
Ответ:
3) Игра «Секретные правила»
В игре предстоит угадать, какое правило было использовано при кодировании информации.
а) На вход «черного ящика» поступают числа 1, 3, 2, 5, на выходе мы получаем соответственное числа 3, 5, 4, 7. Лучше дать исходные данные в виде таблицы:
1 |
3 |
3 |
5 |
2 |
4 |
5 |
7 |
Здесь правило преобразования (кодирования) числа «черным ящиком» такое: входное число увеличивается на 2.
б) На вход поступают числа 1, 3, 8, 5, 2, на выходе соответственно числа 1,1,0,1,0.
1 |
1 |
3 |
1 |
8 |
0 |
5 |
1 |
2 |
0 |
Ответ: четное число кодируется нулем («0»), нечетное - единицей («1»).
в) На вход поступают буквы а, г, д, и, на выходе числа 1, 4, 5, 10:
а |
1 |
г |
4 |
д |
5 |
Ответ: каждая буква
заменяется ее порядковым
4) Игра «испорченный телефон»
Дети выстраиваются в линию. Ведущий (или учитель) говорит на ухо первому в линейке ученику какое - либо из изученных понятий информатики или, что лучше, дает ему карточку с новым понятием. Так, чтобы окружающие не услышали, первый на ухо сообщает это слово или словосочетание второму, тот - третьему и так далее. Последний в линейке ученик вслух произносит слово или словосочетание, которое он услышал. Оно сверяется с карточкой, которая у первого в ряду.
5) Вопросы для дискуссии
Вопрос. В чем компьютер оказывает помощь человеку? ( В вычислениях.)
Вопрос. Понимает ли компьютер смысл вводимой информации? (Нет.)
Вопрос. С какой информацией может работать компьютер? (числовой, текстовой, графической.)
Вопрос. В каком виде должна быть представлена информация для обработки на компьютере? (Закодированной в двоичном коде.)
Вопрос. Сколько символов используют для двоичного кодирования? (2.)
Вопрос. Куда поступает информация при ее вводе с клавиатуры? ( В память компьютера.)
Упражнения, используемые при работе с компьютером
Исполни
12+5= 7+3= 7+1= 4+5= |
6+5= 6+9= 6+8= 7+5= |
21+13= 26+53= 34+71= 43+11= |
92+30= 42+10= 88+20= 74+50= |
6. Выполнив упражнения на
Ответы запиши в рабочей
12-5=
91-12=
46-41=
42-15=
66-55= 71-15= 39-9= 82-39=
18-13= 99-53= 31-4= 21-12=
90-74= 44-21= 51-37= 89-14=
7. Выполни упражнения на умножение чисел с помощью калькулятора. Ответы запиши в рабочей тетради.
12*5= 14*6= 16*2= 18*4=
33*2= 31*4= 24*5= 54*3=
18*7= 42*3= 45*8= 65*2=
18*7= 42*3= 45*8= 65*2=
9*74= 6*59= 3*49= 7*99=
12:2= 22:2= 26:2= 48:2= |
21:3= 27:3= 33:3= 42:3= |
145:5= 95:5= 105:5= 120:5= |
90:10= 180:10= 120:10= 130:10= |
Исполни
|
|||
Число 34 |
больше |
Числа 20 |
На 14 |
50 |
больше |
30 |
На 20 |
50 |
меньше |
100 |
В 2 раза |