Обучение информатике в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть виды уроков информатики в начальной школе.
Задачи: 1) Изучить литературу по данной теме.
2) Разработать систему упражнений для проведения уроков информатики для младших школьников.

Содержание

Введение
Глава I. Обучение информатике в начальной школе
1.1. Роль уроков информатики в начальной школе
1.2. Цели и задачи обучение информатике в начальной школе
1. 3. Особенности проведения уроков информатики для младших школьников
Глава II. Методика проведения уроков информатики в начальной школе
2. 1. Типы уроков информатики в начальной школе
2. 2. Система упражнений для проведения уроков информатики
Глава III. Опытно- экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Итоговый эксперимент
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная Маши.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

2) понимать, на какие знания и особенности ребенка он может опираться;

3) иметь четкий, тщательно выверенный план урока и не отклоняться от него, так как времени очень мало, но иметь дополнительный дидактический материал для организации индивидуального подхода к особо одаренным и наоборот, к детям с замедленной реакцией на происходящее на уроке.

Учитель должен осознанно разработать для себя на основании конкретных условий  в данной школе четкую структуру урока, которую надо строго отслеживать из урока в урок. Это позволит ему сэкономить драгоценные минуты урока и не отвлекаться на лишние орг. моменты. Дети на первых уроках должны освоить эту структуру, понять и усвоить приемы и обозначения в учебниках.

Необходимость приучить детей к жесткому «распорядку» накладывает особую ответственность  на проведение первых уроков информатики. Дети быстро схватывают и усваивают  особенности каждого урока. Учащиеся должны знать и понимать, что урок информатики - только один в неделю и можно позволить себе один раз в неделю 30 минут прожить в напряженном режиме, если они хотят получить результат.

Опыт показывает, что дети легко принимают этот «напряженный» режим проведения урока информатики. Учитель тоже легко справляться с этим, если готов к уроку. Обычно интерес детей к уроку проявляется на самом высоком уровне, именно благодаря четкости и интеллектуально- организованной напряженности проведения урока.

На уроке  информатики, в условиях жесткого режима его проведения, явно проявляется, насколько тот или иной ребенок владеет общеучебными умениями и навыками.

Не следует  уделять на уроке особое внимание проявлению отсутствия общеучебных  умений. Ребенок сам это видит  и понимает. Доброжелательный разговор во внеурочное время необходим. Если ребенок не успел выполнить предыдущее задание, пусть оставит его, попытается включиться в следующее. Можно также предусматривать для таких детей особый режим, особые задания. Это неудобно и дополнительная забота, но это необходимо.

Жесткая структура  урока не предлагает «тупого» повторения из урока в урок одних и тех  же игр, физкультминуток и т. д. В  арсенале учителя должно быть немало вариантов различных игр и  эстафет, коротких стихотворений и  упражнений, которые отрабатываются, и используется в «цикле». Например, на одном занятии дети знакомятся с новым вариантом игры или эстафеты, с новым набором упражнений. Используют их на двух - трех уроках и затем осваивают новые. В приложении и в методических разработках уроков приведены возможные варианты игр, эстафет и физкультминуток.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Методика проведения уроков информатики  в начальной школе

                2.1. Виды уроков информатики в  начальной школе

 

 

 

Обычно в  представлении учеников и их родителей изучение информатики связано с работой за компьютером. Для старших классов это - безусловно, верно. Совсем другое дело - пропедевтика информатики в начальной школе. Дело в том, что работа за компьютером требует не ловких рук, а развитого мышления. По утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируется в возрасте 5-11 лет, а запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Некоторые учителя  начальной школы, преподающие «Информатику в играх и задачах», рассказывают детям, что компьютер - это умный инструмент, который может помогать в работе людям самых разных специальностей. Он помогает врачам определять, чем болен человек, он помогает архитекторам создавать планы новых домов, он помогает инженерам придумывать новые автомобили, он помогает летчикам управлять самолетами, он помогает капитанам кораблей прокладывать курс в океане, он помогает людям многих других профессий. Но программисты не знают, как определять, чем болен человек, как создавать планы новых домов, как придумывать новые автомобили, как управлять самолетом, как прокладывать курс в океане и многое, многое другое. Поэтому человек любой профессии должен быть готов помочь программисту научить компьютер тому, что он знает. Для этого ему придется отвечать на вопросы трех основных типов: «Что это такое?», т. е.  с какими типами объектов выполняются действия; «Как это делается?» т. е какими способами (по каким алгоритмам) выполняются действия; «Как придти к выводу?» т. е.  из каких фактов и по каким логическим правилам делается каждый вывод.

Если по ответам  на эти вопросы мы составим описания чего-либо по определенным правилам, то получим информационные модели. Именно так мы отвечаем на вопросы самых  любознательных родителей: «Чем же вы занимаетесь на уроках информатики без компьютеров?» - «Информационным моделированием».

Понятно, что  умение отвечать на вопросы «Что это  такое?», «Как это делается?» и  «Как прийти к выводу?» полезно  всегда, а особенно при обучении в школе, причем на любых уроках. Если вы спросите учителей, преподающих в своих классах «Информатику в играх и задачах», они расскажут вам, как один урок информатики в неделю в классе без компьютеров влияет на развитие детей и их успеваемость по другим предметам.

Для того чтобы  уроки информатики могли вести  учителя начальной школы, нужны  детально проработанные методические разработки с подробным поурочным  планированием. Но часто учителя, используя  предложенные варианты уроков, создают  свои уроки, внося в них свой опыт, свою фантазию и любовь к детям.

Безкомпьютерное обучение. Неисчерпаемые возможности современных информационных технологий часто остаются невостребованными из-за неготовности нашего мышления к освоению и активному использованию законов и логики мира компьютеров. Возникает противоречие между опасением передозировки компьютеров в начальной школе (или, наоборот, полным отсутствием компьютеров) и необходимостью формирования логических структур мышления, которое, по утверждению психологов, наиболее благоприятно именно в этом возрасте. Курс «Информатика в играх и задачах» становит своей задачей преодоление этого противоречия.

Каким образом? Предлагать детям играть в игры и  решать задачи, требующие приемов  и навыков,  применяемым при  работе с информационными технологиями.

Для подготовки такого курса обучения необходимо разбираться  в современных информационных технологиях, быть знакомым, как с  базовыми логическими  основами информатики, так и современными перспективными концепциями, недавно  пришедшим на смену своим предшественникам. Необходимо выделить и обобщить набор тем и направлений для предварительного (докомпьютерного) обучения и по каждой из этих подобрать цепочку игр и задач, соответствующих возрасту учеников.

Разработанный курс ни в коем случае не пытается заменить традиционные занятия информатикой на компьютерах, а предваряет, и дополняют их. Именно поэтому он не прекращается с началом работы учеников за компьютером, а, предвидя сложные задачи, которые компьютер будет постоянно ставить перед учеником, авторы курса подбирают ряд таких заданий, умение выполнения которых позволит в будущем увидеть, в возникающих проблемах, знакомые черты и легче решить их. Возникает вопрос, каким же образом авторы пытаются охватить всевозможные области применения компьютеров и к тому же не всем детям это будет нужно в реальной жизни. Отвечая на этот вопрос, авторы придерживались следующих принципов при разработке курса:

1. Расширение логического кругозора учеников, т. е. знакомство с разнообразными типами задач без углубленного их изучения;

2. Формирование набора типовых задач, обучение их решению и включения их в контрольный материал

3. По порядку, но не по важности - это формулировка выбранных тем, таким образом, чтобы знакомство с ними было полезно для развития всех учеников вне зависимости от их будущей профессии.

 Основная  цель курса, определенная узко, - это пропедевтика информатики,  а определенная более широко, - подготовка к  решению разнообразных  задач в области информационных  технологий.

Первый год  обучения по новому курсу рассчитан на 7- 8 летних детей, что соответствует детям 1 класса, работающим по программе «1-3». В течение этого года проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, работа над развитием логического мышления и сообразительности детей. При проведении занятий максимально применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала чередуется в течение одного урока.     

Дальнейшее  обучение логическим основам информатики  проводится по нескольким направлениям. Близкие направления собраны 4 группы (по числу учебных четвертей), каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

Таким образом, ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.  Занятия проходят один раз в неделю. Каждая четверть имеет свою тему:

1 четверть - Логика  и алгоритмы

2 четверть - Системы  и объекты

3 четверть - Оптимизация  и искусственный интеллект

4 четверть - Приемы  решения задач и стратегии  в играх

Материал второго  года обучения не опирается на конкретные знания первого года, поэтому преподавание курса можно начать сразу со второго  года обучения, причем это обучение можно вводить как во 2, так и в 3 классе. При этом авторы настоятельно рекомендуют при имеющейся возможности не пропускать обучение 1 классе.

Учебный курс для  каждого года обучения разделен на четыре четверти. На каждую четверть ребенку  выдается тетрадь, с которой он работает на уроке и дома. Это занимательная книжка- раскраска, в которой в игровой и занимательной форме ребенку предлагается учебный материал.

Учитель при  этом обеспечивается книжкой, содержащей полное описание уроков по данной четверти, с анализом ситуации, возникающих на уроке, и подробными рекомендациями по его ведению. При проведении занятий применяются занимательные и игровые формы обучения, которые также описаны в предлагаемых поурочных планах. Как правило, различные формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Описание урока в книжке учителя полностью соответствует материалу, изложенному по данному уроку в книжке- раскраске ученика. По каждой учебной четверти разработаны два варианта контрольных работ, которые предлагаются рабочей тетради ученика.

По содержанию методичек учителю легко составить  учебный календарный план, так  как число уроков в каждой методичке  соответствует числу учебных  недель в четверти.

Но возникает  вопрос: а как же компьютеры, если есть тетради для творческих работ? Этот курс не заменяет компьютерную информатику, а предваряет и дополняет её. Компьютер - это, прежде всего инструмент для каких- либо целей, независимо от того взрослые это цели или детские. И как всякий сложный инструмент, компьютер эффективен на столько, на сколько подготовлен к работе с ним человек. Учитель пытается вырастить личность творческую, имеющую использовать компьютер для освобождения себя от рутинных действий и многократного усиления своих творческих возможностей.

Подготовить ребёнка к использованию компьютера - вот задача учителя информатики. Причём этот процесс вовсе не заканчивается, когда ученик впервые кладёт пальчики на клавиатуру, а идёт параллельно освоению компьютера, так как глубина его бесконечна.

 Комбинированное обучение. Типичное занятие по информатике в начальной школе имеет следующую структуру, хотя это не догма, и учитель сам в праве решать, как ему строить занятие в зависимости от уровня развития и подготовки детей.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Проверка домашнего задания (3-4 мин.).

3.  Разминка. Короткие логические, математические задачи и задания на развитие внимания (3-4 мин.).

4. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов.(8 мин.).

5. Выдача домашнего задания с комментариями (3 мин.).

6. Работа на компьютере  (13 мин.).

7. Физкультминутка (3 мин.).

8. Подведение итогов урока.

Как правило, в  младших классах наиболее приемлемы  комбинированные уроки, на которых  предусматривается смена методов  обучения и деятельности обучаемых. При этом рекомендуется объяснение проводить в его первой части, а на конец урока планировать деятельность, которая более интересна для учащихся.

В комбинированном  уроке можно выделить несколько  основных этапов.

На  первом этапе урока в ходе повторения изученного и проверки домашнего задания осуществляется активизация мышления обучаемых и их подготовка к восприятию нового материала.

Для достижения этих целей реализуется проведения короткой разминки, в ходе которой  ученикам предлагается логические, математические вопросы, задачи и задания на развития сообразительности, внимания, памяти. Эффективно повысить работоспособность школьника, их внимание и собранность удается за счет проведения на первом этапе урока высоком темпе небольшой письменной работы - графического диктанта или решения логической задачи.

Информация о работе Обучение информатике в начальной школе