Лекции по "Информатики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:43, курс лекций

Описание работы

Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС).

Содержание

Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных программных пакетов.
1.1 Этапы развития информационных систем управления в России.
1.2 Классификация офисных задач.
1.3 Понятие электронного офиса.
1.4 Понятие и состав интегрированного программного пакета.
1.5 Пример интегрированного офисного пакета (Microsoft Office).
1.6 Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.
1.7 Обработка экономической информации на основе табличных процессов.
Тема 2. Базы данных и системы управления базами данных.
2.1Основные понятия и классификация систем управления базами данных.
2.2 Модели организации данных.
2.3 Понятие реляционной БД.
2.4 Основные понятия и принципы реляционной модели.
Тема 3. Компьютерные сети.
3.1 Состав и структура системы телеобработки данных.
3.2 Понятие компьютерной сети (КС).
3.3 Виды серверов.
3.4 Устройства, функционирующие в КС.
3.5 Корпоративные компьютерные сети – Интернет.
3.6 Понятие и функции Интернет.
3.7 Протоколы взаимодействия компьютеров в сети.
3.8 Понятие и структуру IP – адреса.
3.9 Понятие доменного имени.
3.10 Службы Интернета.
Тема 4. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления.
4.1 Понятие информационной системы (ИС).
4.2 Жизненный цикл ИС.
4.3 Модели жизненного цикла ИС.
4.4 Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем.
4.5 Основные концепции построения информационных систем.

Тема 5. Защита информации в автоматизированных информационных системах.
5.1 Понятие безопасности ИС.
5.2 Виды угроз информационным системам.
5.3 Естественные и искусственные угрозы.
5.4 Модель нарушителя.
5.5 Классификация нарушителей.
5.6 Методы и средства защиты информации.
5.7 Понятие брандмауэра.
5.8 Криптографическое закрытие информации.
5.9 Электронно – цифровая подпись.
5.10 Понятие компьютерного вируса.
5.11 Классификация компьютерных вирусов.
5.12 Классификация антивирусных программ.
5.13 Основные меры по защите компьютеров от вирусов.

Работа содержит 1 файл

Этапы развития информационных систем управления в России.docx

— 86.16 Кб (Скачать)

Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома. – СПб.: Изд – во БХВ – Санкт – Петербург, 1999. – 752 с. 

    Протокол передачи данных  — набор соглашений интерфейса логического уровня, которые определяют обмен данными между различными программами. Эти соглашения задают единообразный способ передачи сообщений и обработки ошибок при взаимодействии программного обеспечения разнесённой в пространстве аппаратуры, соединённой тем или иным интерфейсом. Сетево́й протоко́л — набор правил и действий (очерёдности действий), позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между двумя и более включёнными в сеть устройствами.

      Наиболее распространённой системой классификации сетевых протоколов является так называемая модель OSI, в соответствии с которой протоколы делятся на 7 уровней по своему назначению — от физического (формирование и распознавание электрических или других сигналов) до прикладного (интерфейс программирования приложений для передачи информации приложениями).                                                                       

     Сетевые протоколы предписывают правила работы компьютерам, которые подключены к сети. Они строятся по многоуровневому принципу. Протокол некоторого уровня определяет одно из технических правил связи. В настоящее время для сетевых протоколов используется модель OSI (Open System Interconnection — взаимодействие открытых систем, ВОС).

Модель OSI — это 7-уровневая  логическая модель работы сети. Модель OSI реализуется группой протоколов и правил связи, организованных в  несколько уровней:

на физическом уровне определяются физические (механические, электрические, оптические) характеристики линий связи;

на канальном уровне определяются правила использования физического  уровня узлами сети;

сетевой уровень отвечает за адресацию и доставку сообщений;

транспортный уровень  контролирует очередность прохождения  компонентов сообщения;

задача сеансового уровня — координация связи между  двумя прикладными программами, работающими на разных рабочих станциях;

уровень представления служит для преобразования данных из внутреннего  формата компьютера в формат передачи;

прикладной уровень является пограничным между прикладной программой и другими уровнями — обеспечивает удобный интерфейс связи сетевых  программ пользователя.

    Стандартизированный протокол передачи данных также позволяет разрабатывать интерфейсы (уже на физическом уровне), не привязанные к конкретной аппаратной платформе и производителю (например, USB, Bluetooth).

                                                                                                                                                                                           

3.8 Понятие и структура  IP - адреса                                                                                                                                                                            

    Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома. – СПб.: Изд – во БХВ – Санкт – Петербург, 1999. – 752 с. 

Для того, чтобы связаться с некоторым компьютером в сети Интернет, Вам надо знать его уникальный Интернет - адрес. Существуют два равноценных формата адресов, которые различаются лишь по своей форме: IP - адрес и DNS - адрес.

IP - адрес состоит из  четырех блоков цифр, разделенных  точками. Он может иметь такой  вид: 84.42.63.1

Каждый блок может содержать  число от 0 до 255. Благодаря такой  организации можно получить свыше  четырех миллиардов возможных адресов. Но так как некоторые адреса зарезервированы  для специальных целей, а блоки  конфигурируются в зависимости  от типа сети, то фактическое количество возможных адресов немного меньше. И тем ни менее, его более чем достаточно для будущего расширения Интернет.

С понятием IP - адреса тесно  связано понятие "хост". Под  хостом понимается любое устройство, использующее протокол TCP/IP для общения  с другим оборудованием. Это может  быть не только компьютер, но и маршрутизатор, концентратор и т.п. Все эти устройства, подключенные в сеть, обязаны иметь свой уникальный IP - адрес.                                                                                                              

 3.9 Понятие доменного имени                                                                                                                                                                       

   Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома. – СПб.: Изд – во БХВ – Санкт – Петербург, 1999. – 752 с. 

   Домен - это область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Домен идентифицируется именем домена.

  Доменное имя (domain name) — это адрес сетевого соединения, который идентифицирует владельца адреса.

   В общем понимании, смысл адреса состоит в том, чтобы с гарантией привести любого желающего в определенное место. Например, имея верный почтовый адрес человека, вы можете отправиться к нему в гости, не боясь при этом, что вы попадете к кому-нибудь другому. Аналогичным образом обстоит дело и с адресами в Интернете.                                                               

   Каждый из десятков миллионов компьютеров, входящих в Интернет имеет свой собственный уникальный доменный адрес (domain address), часто называемый также доменным именем (domain name) компьютера или просто именем узла (host name). Этот адрес выглядит как несколько слов, сокращений или других цепочек символов без пробелов (буквы должны быть только латинскими), идущих подряд и разделенных точками.

3.10 Службы Интернет

 Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома. – СПб.: Изд – во БХВ – Санкт – Петербург, 1999. – 752 с. 

   Службы Интернет - это подразделения и программное обеспечение, созданные для того, чтобы облегчить работу в Интернет: сделать её более простой и удобной.

 К программному обеспечению  можно отнести те программы,  которые мы непосредственно используем  при работе в сети. Такие как Internet Explorer, Natscape Navigator, а также множество других вспомогательных программ (arhivrar, AVP, DJVU и т.д.).

 К подразделениям относятся  ресурсы Интернет, такие как WWW - ресурсы, FTP - ресурсы и т.д.

 Тема 4. Основные этапы стадии создания и организации компьютерных информационных  систем управления.                                                                                                                                                           

4.1 Понятие информационной системы

   Информационные системы для руководителей / Под. Ред. Ф.И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1989.                                                                                                                         

   Информационная система представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации функции управления.

   Информационная система создается для конкретного объекта. Эффективная информационная система принимает во внимание различия между уровнями управления, сферами действия, а также внешними обстоятельствами и дает каждому уровню управления только ту информацию, которая ему необходима для эффективной реализации функции управления.

    Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т. д.), использовании современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей и т. д.                                                                                                  4.2 Жизненный цикл информационной системы 

   Информационные системы для руководителей / Под. Ред. Ф.И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1989.                                                                                                                           

   Жизненный цикл информационных систем – это период их создания и использования, охватывающий различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.

      Жизненный цикл информационных систем включает в себя четыре стадии: предпроектную, проектировочную, внедрение, функционирование. 3.4 Модели жизненного цикла информационной системы.                                                                          

    Информационные системы для руководителей / Под. Ред. Ф.И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1989.                                                                                                                         

    Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы:

     Каскадная модель – переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу.

    Поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки информационной системы и информационных технологий с циклами обратных связей между этапами. Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждый из этапов растягивается на весь период разработки.

    Спиральная модель – делается упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента информационной системы и информационной технологии. На нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Происходит последовательное углубление и конкретизация деталей проекта информационной системы, формируется его обоснованный вариант, который доводится до реализации.

   4.4 Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем                                                                                                     

   Информационные системы для руководителей / Под. Ред. Ф.И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1989.                                                                                                                         

      Жизненный цикл информационных систем включает в себя четыре стадии: предпроектную, проектировочную, внедрение, функционирование. От качества проектировочных работ зависит эффективность функционирования системы, поэтому каждая стадия разделяется на ряд этапов и предусматривает составление документации, отражающей результаты работ.

   На предпроектной стадии можно выделить следующие этапы:

1) Сбор материалов для  проектирования – предусматривает  разработку и выбор варианта  концепции системы, выявление  всех характеристик объекта и  управленческой деятельности, потоков  внутренних и внешних информационных  связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых  технологических условиях, уровень  их подготовки, как будущих пользователей  системы.

2) анализ материалов и  формирование документации –  составление задания на проектирование, утверждение технико-экономического  обоснования.

Для успешного создания управленческой информационной системы всесторонне  изучаются пути прохождения информационных потоков, как внутри предприятия, так  и во внешней среде.

Стадия проектирования делится  на:

1) Этап технического проектирования  – формируются проектные решения  по обеспечивающей и функциональной  частям информационной системы,  моделирование производственных, хозяйственных,  финансовых ситуаций, осуществляется  постановка задачи и блок-схемы  и их решение.

2) Этап рабочего проектирования  – осуществляется разработка  и доводка системы, корректировка  структуры, создание различной  документации: на поставку, на установку  технических средств, инструкции  по эксплуатации, должностные инструкции.

   Стадия внедрения информационной системы предполагает:

1) Подготовку к вводу  в эксплуатацию – на этом  этапе производится установка  технически средств, настройка  системы, обучение персонала,  пробное использование.

2) Проведение опытных  испытаний всех компонентов системы  перед запуском.

3) Сдача в промышленную  эксплуатацию, которая оформляется  актом сдачи-приемки работ.

   На этапе функционирования информационной системы в рабочем режиме не исключается корректировка функций и управляющих параметров. Также осуществляется оперативное обслуживание и администрирование.

4.5 Основные концепции  построения информационных систем                                                                                                                                      

Информация о работе Лекции по "Информатики"