Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:43, курс лекций
Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС).
Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных программных пакетов.
1.1 Этапы развития информационных систем управления в России.
1.2 Классификация офисных задач.
1.3 Понятие электронного офиса.
1.4 Понятие и состав интегрированного программного пакета.
1.5 Пример интегрированного офисного пакета (Microsoft Office).
1.6 Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.
1.7 Обработка экономической информации на основе табличных процессов.
Тема 2. Базы данных и системы управления базами данных.
2.1Основные понятия и классификация систем управления базами данных.
2.2 Модели организации данных.
2.3 Понятие реляционной БД.
2.4 Основные понятия и принципы реляционной модели.
Тема 3. Компьютерные сети.
3.1 Состав и структура системы телеобработки данных.
3.2 Понятие компьютерной сети (КС).
3.3 Виды серверов.
3.4 Устройства, функционирующие в КС.
3.5 Корпоративные компьютерные сети – Интернет.
3.6 Понятие и функции Интернет.
3.7 Протоколы взаимодействия компьютеров в сети.
3.8 Понятие и структуру IP – адреса.
3.9 Понятие доменного имени.
3.10 Службы Интернета.
Тема 4. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления.
4.1 Понятие информационной системы (ИС).
4.2 Жизненный цикл ИС.
4.3 Модели жизненного цикла ИС.
4.4 Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем.
4.5 Основные концепции построения информационных систем.
Тема 5. Защита информации в автоматизированных информационных системах.
5.1 Понятие безопасности ИС.
5.2 Виды угроз информационным системам.
5.3 Естественные и искусственные угрозы.
5.4 Модель нарушителя.
5.5 Классификация нарушителей.
5.6 Методы и средства защиты информации.
5.7 Понятие брандмауэра.
5.8 Криптографическое закрытие информации.
5.9 Электронно – цифровая подпись.
5.10 Понятие компьютерного вируса.
5.11 Классификация компьютерных вирусов.
5.12 Классификация антивирусных программ.
5.13 Основные меры по защите компьютеров от вирусов.
Кузнецов С. Д. Основы баз данных — 2-е изд. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с. — ISBN 978-5-94774-736-2.
Реляционная база данных
- это набор отношений, имена которых совпадают
с именами схем отношений в схеме БД.
Реляционная модель появилась вследствие
стремления сделать базу данных как можно
более гибкой. Данная модель предоставила
простой и эффективный механизм поддержания
связей данных.
2.4 Основные понятия и принципы реляционной модели.
Кузнецов С. Д. Основы
баз данных — 2-е изд. — М.: Интернет-Университет
Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007. — 484 с. — ISBN 978-5-94774-736-2.
Реляционная модель – единственная из всех обеспечивает единообразие представления данных. И сущности, и связи этих самых сущностей представляются в модели совершенно одинаково – таблицами. Правда, такой подход усложняет понимание смысла хранящейся в базе данных информации, и, как следствие, манипулирование этой информацией.
Избежать трудностей манипулирования позволяет второй элемент модели – реляционно-полный язык (отметим, что язык является неотъемлемой частью любой модели данных, без него модель не существует). Полнота языка в приложении к реляционной модели означает, что он должен выполнять любую операцию реляционной алгебры или реляционного исчисления (полнота последних доказана математически Э.Ф. Коддом). Более того, язык должен описывать любой запрос в виде операций с таблицами, а не с их строками. Одним из таких языков является SQL.
Третий элемент реляционной
модели требует от реляционной модели
поддержания некоторых
3.1 Состав и структура
системы телеобработки данных
Боккер П. Передача данных
(Техника связи в системах телеобработки
данных); Пер. с нем. М.; Радио и связь, 1981.
Т. 1, 2
Система телеобработки – совокупность технических и программных средств, предназначенная для обработки на ЭВМ данных, передаваемых по каналам связи. Абоненты системы (пользователи, технические объекты) подключаются к ЭВМ с помощью каналов связи. Канал связи состоит из линии связи, по которой передаются сигналы, и аппаратуры передачи данных (АПД), преобразующей данные в сигналы, соответствующие типу линии связи (канала).
Абоненты взаимодействуют с ЭВМ через абонентские пункты (АП) – терминальные устройства системы телеобработки. Абонентский пункт содержит в своем составе АПД, обслуживающую канал связи, набор периферийных устройств (ПУ), используемых для ввода – вывода данных, и обеспечивает обмен данными между каналом связи и периферийными устройствами. В общем случае для подключения абонентов к ЭВМ используется значительное число каналов связи, которые подключаются к ЭВМ через мультиплексор передачи данных (МПД), содержащий средства для обмена данными между ЭВМ и АПД каналов связи, т. е. для ввода – вывода данных по каналам связи. Функционирование технических средств системы телеобработки – мультиплексоров, каналов связи и абонентских пунктов – поддерживается программными средствами телеобработки, реализуемыми ЭВМ, абонентскими пунктами и, возможно, мультиплексорами передачи данных.
Основная цель создания систем телеобработки – обеспечить прием данных непосредственно с мест их появления и выдачу результатов обработки к местам их использования. За счет этого существенно повышается эффективность обработки данных: отпадает необходимость в промежуточных носителях данных (перфоленты, перфокарты и магнитные лепты) и повышается оперативность взаимодействия с ЭВМ. В результате этого повышается эффективность работы системы, для которой производится обработка данных. Например, только на основе телеобработки могут строиться эффективные системы управления воздушным и другими видами транспорта и системы автоматизированной продажи билетов.
Кроме того, телеобработка позволяет эффективно использовать мощные ЭВМ, на основе которых можно создавать большие базы данных, что, в свою очередь, снижает стоимость обработки данных, поскольку стоимость миллиона процессорных операций уменьшается с увеличением быстродействии ЭВМ. С помощью линий связи к таким ЭВМ подключается значительное число терминалов и, следовательно, пользователей, что обеспечивает высокий уровень загрузки ЭВМ и ее постоянство во времени. Таким образом, телеобработка расширяет сферу применения ЭВМ и позволяет повысить эффективность системы обработки данных.
Для создания систем телеобработки необходимы следующие технические средства: 1) каналы связи, в том числе и аппаратура передачи данных: 2) устройства сопряжения ЭВМ с АПД; 3) абонентские пункты; 4) удаленные мультиплексоры передачи данных.
3.2 Понятие компьютерной
сети
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / В.Л. Бройдо – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
Компьютерная сеть (Computer Network) – это множество компьютеров, соединенных линиями связи и работающих под управлением специального программного обеспечения.
Рождение компьютерных сетей
было вызвано практической потребностью
– иметь возможность для
Сетью называется группа соединенных компьютеров и других устройств. А концепция соединенных и совместно использующих ресурсы компьютеров носит название сетевого взаимодействия.
Основное назначение компьютерных сетей – совместное использование ресурсов и осуществление интерактивной связи как внутри одной фирмы так и за ее пределами. Ресурсы это данные, приложения и периферийные устройства, такие как внешний дисковод, принтер, мышь, модем и джойстик. Понятие интерактивной связи компьютеров подразумевает обмен сообщениями в реальном режиме времени.
Сеть позволяет совместно использовать ресурсы, например файлы и принтеры, а так же работать с интерактивными приложениями, например планировщиками и электронной почтой.
3.3 Виды серверов
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / В.Л. Бройдо – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
Чаще всего название сервера включает и наименование его основной функции:
• файловый сервер; сервер печати; почтовый сервер; сервер новостей; Web-сервер;
• сервер баз данных;
• факс-сервер и т. д.
Серверы также могут
классифицироваться по
выделенный сервер;
невыделенный сервер.
Выделенный сервер
в локальной сети предназначен
исключительно для
• Microsoft Windows 2000 Server;
• Microsoft Windows 2003 Server;
• Linux, FreeBSD, Sun Solaris и другие разновидности Unix;
• Novell NetWare;
Невыделенный сервер совмещает функции сервера и рабочей станции. Иными словами, это рабочая станция, некоторые ресурсы которой выделены для совместного доступа к ним по сети. На рабочей станции (не выделенном сервере) операционной системой может быть, например:
• Microsoft Windows 98/ME;
• Microsoft Windows XP Professional;
• Microsoft Windows 2000 Workstation;
Linux.
В одноранговых локальных сетях компьютеры объединены в рабочие группы (Workgroups), где они функционируют в качестве рабочих станций или невыделенных серверов, предоставляя часть своих ресурсов для использования своей рабочей группе. Одноранговые сети проще в администрировании, но не обеспечивают высокой степени защиты информации.
Локальные сети с
выделенным сервером, напротив, имеют
повышенную надежность и
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / В.Л. Бройдо – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
В современных сетях используются различные сетевые устройства. Каждое сетевое устройство выполняет специфические функции.
Сетевые устройства:
Устройства, подключенные к какому-либо сегменту сети, называют сетевыми устройствами. Их принято подразделять на 2 группы:
Устройства пользователя. В эту группу входят компьютеры, принтеры, сканеры и другие устройства, которые выполняют функции, необходимые непосредственно пользователю сети;
Сетевые устройства
позволяют осуществлять связь с другими
сетевыми устройствами или устройствами
конечного пользователя. В сети они выполняют
специфические функции.
3.5 Корпоративные компьютерные сети - Интернет
Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома. – СПб.: Изд – во БХВ – Санкт – Петербург, 1999. – 752 с.
Корпоративные сети — это
сети масштаба предприятия, корпорации.
Данные сети используют коммуникационные
возможности Интернета и
3.6 Понятие и функции
Интернета
Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома. – СПб.: Изд – во БХВ – Санкт – Петербург, 1999. – 752 с.
Интерне́т (произносится [интэрнэ́т]; англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web (WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, в обиходе иногда употребляют сокращённое наименование Ине́т.
Информационная функция
позволяет потребителям быстро получать
затребованную информацию. Это могут
быть научные знания, техническая документация,
книги, справочники, статьи, сообщения,
чертежи, схемы, рисунки, видеоматериалы,
звукозаписи и многое другое. Но у информационной
функции есть и вторая сторона. Кроме потребителя
информации есть еще ее поставщик, то есть
издатель. Коммуникационная
функция Интернета позволяет людям общаться.
Она развивается за счет создания в Интернете
служб, аналогичных традиционным средствам
общения, но превосходящих их по возможностям.
Так, например, электронная почта объединяет
возможности обычной почты и приближает
их к возможностям прямого телефонного
общения за счет скорости обмена сообщениями.