Лекции по "Информатики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:43, курс лекций

Описание работы

Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС).

Содержание

Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных программных пакетов.
1.1 Этапы развития информационных систем управления в России.
1.2 Классификация офисных задач.
1.3 Понятие электронного офиса.
1.4 Понятие и состав интегрированного программного пакета.
1.5 Пример интегрированного офисного пакета (Microsoft Office).
1.6 Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.
1.7 Обработка экономической информации на основе табличных процессов.
Тема 2. Базы данных и системы управления базами данных.
2.1Основные понятия и классификация систем управления базами данных.
2.2 Модели организации данных.
2.3 Понятие реляционной БД.
2.4 Основные понятия и принципы реляционной модели.
Тема 3. Компьютерные сети.
3.1 Состав и структура системы телеобработки данных.
3.2 Понятие компьютерной сети (КС).
3.3 Виды серверов.
3.4 Устройства, функционирующие в КС.
3.5 Корпоративные компьютерные сети – Интернет.
3.6 Понятие и функции Интернет.
3.7 Протоколы взаимодействия компьютеров в сети.
3.8 Понятие и структуру IP – адреса.
3.9 Понятие доменного имени.
3.10 Службы Интернета.
Тема 4. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления.
4.1 Понятие информационной системы (ИС).
4.2 Жизненный цикл ИС.
4.3 Модели жизненного цикла ИС.
4.4 Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем.
4.5 Основные концепции построения информационных систем.

Тема 5. Защита информации в автоматизированных информационных системах.
5.1 Понятие безопасности ИС.
5.2 Виды угроз информационным системам.
5.3 Естественные и искусственные угрозы.
5.4 Модель нарушителя.
5.5 Классификация нарушителей.
5.6 Методы и средства защиты информации.
5.7 Понятие брандмауэра.
5.8 Криптографическое закрытие информации.
5.9 Электронно – цифровая подпись.
5.10 Понятие компьютерного вируса.
5.11 Классификация компьютерных вирусов.
5.12 Классификация антивирусных программ.
5.13 Основные меры по защите компьютеров от вирусов.

Работа содержит 1 файл

Этапы развития информационных систем управления в России.docx

— 86.16 Кб (Скачать)

                                                       Содержание

   Тема 1. Организация  и средства информационных технологий  обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных  программных пакетов.                                                                                    

1.1 Этапы развития информационных систем управления в России.

     1.2 Классификация офисных задач.

     1.3 Понятие электронного офиса.

     1.4 Понятие и состав интегрированного программного пакета.

     1.5  Пример интегрированного офисного пакета (Microsoft Office).

     1.6  Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.

     1.7 Обработка экономической информации на основе табличных     процессов.

  Тема 2. Базы данных  и системы управления базами  данных.

2.1Основные понятия и классификация систем управления базами данных.

    2.2  Модели организации данных.

    2.3  Понятие реляционной БД.

2.4  Основные понятия и принципы реляционной модели.

  Тема 3. Компьютерные  сети.

 3.1 Состав и структура системы телеобработки данных.

 3.2 Понятие компьютерной сети (КС).

3.3 Виды серверов.

 3.4 Устройства, функционирующие в КС.

3.5 Корпоративные компьютерные сети – Интернет.

 3.6 Понятие и функции Интернет.

3.7 Протоколы взаимодействия компьютеров в сети.

 3.8 Понятие и структуру IP – адреса.

 3.9 Понятие доменного имени.

3.10 Службы Интернета.

  Тема 4. Основные этапы  и стадии создания и организации  компьютерных информационных систем  управления.

4.1  Понятие информационной системы (ИС).

4.2 Жизненный цикл ИС.

4.3 Модели жизненного цикла ИС.

4.4 Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем.

4.5  Основные концепции построения информационных систем.

 

Тема 5. Защита информации в  автоматизированных информационных системах.

   5.1  Понятие безопасности ИС.

   5.2  Виды угроз информационным системам.

   5.3  Естественные и искусственные угрозы.

   5.4  Модель нарушителя.

   5.5  Классификация нарушителей.

   5.6  Методы и средства защиты информации.

   5.7  Понятие брандмауэра.

   5.8  Криптографическое закрытие информации.

   5.9  Электронно – цифровая подпись.

   5.10  Понятие компьютерного вируса.

   5.11  Классификация компьютерных вирусов.

   5.12  Классификация антивирусных программ.

   5.13  Основные меры по защите компьютеров от вирусов.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                  

 

 

Ведение

   Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.

   Современный специалист - экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть информацией по построению информационных систем.

   Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС).                                        Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных программных пакетов.                                                                                    

     1.1  Этапы развития информационных систем управления в России

   Информационные технологии управления: Учебн - практическое пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: Инфа – М, 2001. – 216 с.                                                                                                                          

    1946 г. — начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Процесс записи ранее формализованных профессиональных знаний в форме, готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы, получил название программирования на ЭВМ.

     С момента появления первой ЭВМ развитие автоматизированных информационных технологий прошло ряд этапов. С конца 1950-х до начала 1960-х годов эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколения для решения отдельных расчетных (инженерных) и наиболее простых, но трудоемких экономических задач (например, материального учета). Тип используемой автоматизированной информационной технологии можно назвать частичной электронной обработкой данных.                                                                                                                                                          

      С 1960-х до начала 1970-х годов в круг работ, выполняемых с помощью ЭВМ, входила электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях. Если говорить о типе автоматизированной информационной технологии, то ее можно назвать электронная система обработки данных (ЭСОД).                                                                                                                                                                                   

     В 1970-х годах используются ЭВМ третьего поколения для обработки информации на всех этапах управления деятельностью предприятия, осуществляется переход к разработке подсистем автоматизированных систем управления (АСУ) (материально-технического снабжения, товародвижения, контроля запасов и транспортных перевозок, учета реализации готовой продукции и т. д.). Тип используемой в то время АИТУ можно назвать централизованной автоматизированной обработкой информации в условиях вычислительных центров (ВЦ) коллективного пользования.                                                                                                                                         

      В конце 1970-х годов был сконструирован персональный компьютер (ПК) — инструмент, позволивший формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно формализуемых процессов человеческой деятельности и открывший эру новой информационной технологии, отличительной чертой которой является диалоговый режим работы в масштабе реального времени.                                                                                                                                                      

      С 1980 г. наблюдается тенденция к децентрализации обработки данных, к решению задач в многопользовательском режиме и широкое применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП), систем автоматизированного проектирования (САПР), производственных, отраслевых и общегосударственных АСУ. Тип используемой АИТУ можно отнести к специализации технологических решений на базе мини-ЭВМ, персональных компьютеров и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных супер-ЭВМ.                                                 

      Совокупность научных методов и технологических приемов, ориентированных на обработку данных с помощью ЭВМ, стали называть информатикой. Появились наукоемкие изделия, в себестоимости которых затраты на научные исследования составляли до 5%, а в производстве ЭВМ — 10—20%. И хотя производство стало крупносерийным, изделия стандартизировались и темпы роста производства повышались, номенклатура выпускаемых изделий расширялась медленно.

     Последний этап (с конца 1980-х годов по настоящее время) характеризуется применением ЭВМ пятого поколения, а также широким кругом возможностей и решаемых задач.

 

1.2 Классификация  офисных задач.                                                             

   Информационные технологии  управления: Учебн - практическое пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: Инфа – М, 2001. – 216 с.                                                                                                                          

• комплексным решением экономических задач;

• объектно-ориентированным  подходом в зависимости от системных  характеристик предметной области;

• широким спектром приложений;

• сетевой организацией информационных структур;

• преобладанием интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники;

• реализацией интеллектуального  человеко-машинного интерфейса;

• реализацией систем поддержки  принятия решений и информационно-советующих систем.

      Тип АИТУ можно определить как новую информационную технологию, сочетающую средства вычислительной техники, связи и современной оргтехники для обеспечения интерактивного взаимодействия пользователя и машины.

      1.3 Понятие электронного офиса.                                                                  

   Информационные технологии управления: Учеб. пособие/ Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.

    Офисная деятельность характеризуется прежде всего используемыми информационными технологиями, а, следовательно, соответствующими средствами и методами преобразования информации. Если преобладающими информационными технологиями являются компьютерные (на основе электронных средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники), то говорят о реализации офисной деятельности в рамках электронного офиса. В условиях широкого использования возможностей глобальной информационной системы (сети) Интернет появилась возможность создания и использования особой разновидности электронного офиса — виртуального офиса, когда все необходимые функции информационного обслуживания управленческой деятельности и соответствующие ресурсы пространственно распределены в различных узлах сети, а не сосредоточены в реальном офисе с соответствующими атрибутами (помещение, оборудование, персонал и т. п.).

     1.4 Понятие и состав интегрированного программного пакета. Информационные технологии управления: Учеб. пособие/ Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.

   Интегрированные пакеты программ - по количеству наименований продуктов немногочисленная, но в вычислительном плане мощная и активно развивающаяся часть ПО. Традиционные, или полносвязанные, интегрированные программные комплексы представляют собой многофункциональный автономный пакет, в котором в одно целое соединены функции и возможности различных специализированных (проблемно-ориентированных) пакетов, родственных в смысле технологии обработки данных на отдельном рабочем месте. Представителями таких программ являются пакеты Framework, Symphony, а также пакеты нового поколения Мicrosоft Works, Lotus Works.                                                                                                                   

      В рамках интегрированного пакета обеспечивается связь между данными, однако при этом сужаются возможности каждого компонента по сравнению с аналогичным специализированным пакетом.                                                                                                                                                                                 

      В настоящее время активно реализуется другой подход к интеграции программных средств: объединение специализированных пакетов в рамках единой ресурсной базы, обеспечение взаимодействия приложений (программ пакета) на уровне объектов и единого упрощенного центра-переключателя между приложениями. Интеграция в этом случае носит объектно-связанный характер.                                                                                                                                               Типичные и наиболее мощные пакеты данного типа: Borland Office fоr Windows, Lotus, SmartSute fоr Windows, Microsoft Office. В профессиональной редакции этих пакетов присутствуют четыре приложения: текстовый редактор, СУБД, табличный процессор, программы демонстрационной графики.                                                                                                                                                          

.1.5 Пример интегрированного офисного пакета (Microsoft Office)            

   В.П. Леонтьев «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002». М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002 .

  Microsoft Office — пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows и Apple Mac OS X. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. Microsoft Office является сервером OLE объектов и его функции могут использоваться другими приложениями, а так же самими приложениями Microsoft Office. Поддерживает скрипты, написанные на VBA.                                                                                                               Microsoft Office поставляется в нескольких редакциях. Отличия редакций в составе пакета и цене. Наиболее полная из них содержит:                                                                                                                            Microsoft Office Word — текстовый процессор. Доступен под Windows и Apple Mac OS X. Позволяет подготавливать документы различной сложности. Поддерживает OLE, подключаемые модули сторонних разработчиков, шаблоны и многое другое. Основным форматом в последней версии является позиционируемый как открытый Microsoft Office Open XML, который представляет собой ZIP-архив, содержащий текст в виде XML, а так же всю необходимую графику. Наиболее распространенным остается двоичный формат файлов Microsoft Word 97—2000 с расширением .doc (расширение имени файла). Продукт занимает ведущее положение на рынке текстовых процессоров, и его форматы используются как стандарт в документообороте большинства предприятий. Word также доступен в некоторых редакциях Microsoft Works.

Информация о работе Лекции по "Информатики"