Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:43, курс лекций
Сегодня обработка экономической информации стала самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием "экономическая информационная система" (ЭИС).
Тема 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Использование интегрированных программных пакетов.
1.1 Этапы развития информационных систем управления в России.
1.2 Классификация офисных задач.
1.3 Понятие электронного офиса.
1.4 Понятие и состав интегрированного программного пакета.
1.5 Пример интегрированного офисного пакета (Microsoft Office).
1.6 Компьютерные технологии подготовки текстовых документов.
1.7 Обработка экономической информации на основе табличных процессов.
Тема 2. Базы данных и системы управления базами данных.
2.1Основные понятия и классификация систем управления базами данных.
2.2 Модели организации данных.
2.3 Понятие реляционной БД.
2.4 Основные понятия и принципы реляционной модели.
Тема 3. Компьютерные сети.
3.1 Состав и структура системы телеобработки данных.
3.2 Понятие компьютерной сети (КС).
3.3 Виды серверов.
3.4 Устройства, функционирующие в КС.
3.5 Корпоративные компьютерные сети – Интернет.
3.6 Понятие и функции Интернет.
3.7 Протоколы взаимодействия компьютеров в сети.
3.8 Понятие и структуру IP – адреса.
3.9 Понятие доменного имени.
3.10 Службы Интернета.
Тема 4. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления.
4.1 Понятие информационной системы (ИС).
4.2 Жизненный цикл ИС.
4.3 Модели жизненного цикла ИС.
4.4 Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем.
4.5 Основные концепции построения информационных систем.
Тема 5. Защита информации в автоматизированных информационных системах.
5.1 Понятие безопасности ИС.
5.2 Виды угроз информационным системам.
5.3 Естественные и искусственные угрозы.
5.4 Модель нарушителя.
5.5 Классификация нарушителей.
5.6 Методы и средства защиты информации.
5.7 Понятие брандмауэра.
5.8 Криптографическое закрытие информации.
5.9 Электронно – цифровая подпись.
5.10 Понятие компьютерного вируса.
5.11 Классификация компьютерных вирусов.
5.12 Классификация антивирусных программ.
5.13 Основные меры по защите компьютеров от вирусов.
1.6 Компьютерные технологии подготовки текстовых документов
. Информационные технологии управления: Учеб. пособие/ Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.
Системы подготовки текстовых документов можно разбить по
функциональному наполнению
на следующие классы:
* текстовые редакторы;
* текстовые процессоры;
* настольные издательские
системы.
Текстовые редакторы
обеспечивают ввод, изменение и сохранение
символьного текста, не требующего форматирования,
т. е. изменения шрифта, цвета текста и
т. д. Результатом работы текстового редактора
является текстовый ASCII-файл (ASCII – Аmerican
Standard Code for Information Interchange — Американский
стандартный код для обмена информацией).
* набирать текст, удалять
одну или несколько строк,
*вставлять группы строк
из других текстов,
* сохранять набранный
текст, печатать текст на
К этой же категории
относятся Турбо-редакторы, которые предоставляют
удобные инструментальные средства для
создания, компиляции, отладки и выполнения
программ на языках программирования
(например, Паскале).
С точки зрения удобства
для пользователя одним из важнейших
свойств текстовых процессоров
является полное соответствие твердой
копии документа его образцу
на экране.
Среди функций текстовых
процессоров можно выделить:
*форматирование текста,
при этом изменения сразу
*задание параметров структуры
будущего документа;
*возможность автоматической
проверки орфографии;
*ввод и редактирование
таблиц и формул;
*возможность объединения
документов;
*возможность автоматического
составления оглавления и указателей.
И. К. Корнеев, В. А. Машурцев
«Информационные технологии в управлении»,
изд.: Инфра-М, 2001 г. 158 с.
При решении различных
экономических, финансовых и других задач
в управленческой деятельности часто
приходится обрабатывать информацию в
табличной форме. В связи с этим диапазон
возможных применений табличных процессоров
весьма широк: от сложного финансово-экономического
анализа до бухгалтерского учета.
Табличный процессор является обязательной составляющей любого интегрированного пакета или офисной системы.
Перечислим основные функции табличных процессоров.
1. Создание совокупности электронных таблиц, расположенных на независимых рабочих листах. Такая совокупность называется рабочей КНИГОЙ (Workbook). Электронные таблицы в книге могут быть
независимы, а могут быть и связаны между собой. Такой способ группировки электронных таблиц удобен для пользователя.
2. Оформление таблиц.
Обрисовка ячеек электронной
таблицы линиями позволяет
3. Оформление печатаемой таблицы.
4. Создание шаблонов.
Табличные процессоры, как и текстовые,
позволяют создавать шаблоны
рабочих листов, которые применяются
создания бланков писем,
5. Связывание таблиц.
6. Ввод формул. В электронных таблицах при изменении данных, с которыми связаны формулы, последние автоматически пересчитываются. В формулах может использоваться широкий спектр встроенных функций - математических, статистических, финансовых, функций латы и времени, логических и др.
7. Создание деловой графики — построение диаграмм различного типа: двумерных, трехмерных, смешанных.
8. Функции системы управления базами данных (СУБД). Обеспечивается заполнение таблиц аналогично заполнению базы данных, т. е. через экранную форму, защита данных, сортировка по ключу, обработка запросов к базе данных, создание (водных таблиц.
9. Моделирование.
Подбор параметров и
10. Макропрограммирование. Для автоматизации выполнения часто повторяемых действий можно воспользоваться встроенным языком программирования макрокоманд. Разделяют макрокоманды и макро-
функции. Применяя макрокоманды, можно упростить работу с табличным процессором и расширить список его собственных команд. При помощи макрофункций можно определять собственные формулы и функции, расширив, таким образом, набор функций, предоставляемый системой. В простейшем случае макрос — это записанная последовательность нажатия клавиш, перемещений и щелчков кнопками мыши.
Эта последовательность может быть «воспроизведена», как магнитофонная запись. Ее можно обработать и каким-то образом изменить. Современные программы обработки электронных таблиц позволяют пользователю создавать и использовать диалоговые окна, которые по-своему внешнему виду и удобству работы не отличаются от существующих в системе.
Тема 2. Базы данных и системы управления базами данных.
2.1 Основные понятия
и классификация систем
Кузнецов С. Д. Основы баз данных — 2-е изд. — М.: Интернет-
Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с. — ISBN 978-5-94774-736-2.
Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием.
Классификации СУБД.
По модели данных: Примеры: Иерархические, Сетевые, Реляционные, Объектно-ориентированные, Объектно-реляционные
По степени распределённости:
Локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере)
Распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах).
По способу доступа к БД: Файл-серверные.
На данный момент файл-серверная технология считается устаревшей.
Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.
Клиент-серверные
Клиент-серверная СУБД располагается
на сервере вместе с БД и осуществляет
доступ к БД непосредственно, в монопольном
режиме. Все клиентские запросы на
обработку данных обрабатываются клиент-серверной
СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных
СУБД состоит в повышенных требованиях
к серверу. Достоинства: потенциально
более низкая загрузка локальной
сети; удобство централизованного управления;
удобство обеспечения таких важных
характеристик как высокая
Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.
Встраиваемые
Встраиваемая СУБД — СУБД, которая может поставляться как составная часть некоторого программного продукта, не требуя процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети. Физически встраиваемая СУБД чаще всего реализована в виде подключаемой библиотеки. Доступ к данным со стороны приложения может происходить через SQL либо через специальные программные интерфейсы.
Примеры: OpenEdge, SQLite, BerkeleyDB, Firebird
Embedded, Microsoft SQL Server Compact.
2.2 Модели организации баз данных
Кузнецов С. Д. Основы баз данных — 2-е изд. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 484 с. — ISBN 978-5-94774-736-2.
1. Иерархический подход
к организации баз данных. Иерархические
базы данных имеют форму
2. Сетевая модель данных. В сетевых БД наряду с вертикальными реализованы и горизонтальные связи. Однако унаследованы многие недостатки иерархической и главный из них, необходимость четко определять на физическом уровне связи данных и столь же четко следовать этой структуре связей при запросах к базе.
3. Реляционная модель. Реляционная
модель появилась вследствие
стремления сделать базу