Лекции по "Информационные системы в экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:14, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 4. Информационные ресурсы предприятий и организаций
1. Информационные ресурсы: определение, значение, влияние на развитие общества
2. Общая структура информационных ресурсов предприятия
3. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента
4. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия. Базы данных.
5. Централизованные и распределенные базы данных, их применение в экономической сфере
6. Хранилища данных и их применение для решения экономических задач
7. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений
8. Средства доступа к информационным ресурсам

Работа содержит 1 файл

inform.docx

— 512.56 Кб (Скачать)

   Ключ  таблицы – это такой атрибут, который позволяет определить значения искомых строк таблицы.

   Таблицы, входящие в реляционную модель, строятся в рамках ограничений, диктуемых операциями их обработки.:

       -                таблица должна иметь имя (например, ДЕТАЛЬ, ПОСТАВЩИК,  ПОСТАВКИ);

       -                таблица должна быть простой, то есть не содержать составных элементов, например, у поставщика должен быть только один номер телефона, указанный в одной строке;

       -                в таблице не должно быть одинаковых строк;

       -                должен быть известен первичный ключ, используемый для поиска или выполнения других логических операций.

   Таблицы реляционной модели обрабатываются с помощью операций реляционной алгебры

   Выделяют три основных операции:

   ВЫБОРКА – когда из таблицы выбирают только строки, удовлетворяющие некоторому условию  

   ПРОЕКЦИЯ – в реляционной алгебре — унарная операция, которая позволяет получить «вертикальное» подмножество таблицы. Это подмножество, которое получается выбором атрибутов с последующим исключениемизбыточных дубликатов кортежей.

   Пусть дана таблица T с атрибутами и есть некоторое подмножество атрибутов . 

   Результат проекции - новая  таблица, полученная из исходной таблицы вычеркиванием атрибутов, не входящих в выбранное подмножество, с последующим возможным удалением избыточных дубликатов кортежей.

   При осуществление проекции необходимо задать проецируемое отношение и  некий набор его атрибутов, который  станет заголовком результирующего.

   СОЕДИНЕНИЕ – объединяются таблицы

   Кратко  рассказать Вопрос 56   
 

   56. Применение реляционной  модели базы для  решения экономических  задач

   Кратко  рассказать Вопрос 55

   Существует несколько режимов взаимодействия пользователей СУБД:

   -                    режим конечного пользователя с применением конструктора баз данных и запросов;

   -                    программный режим, предполагающий знание пользователем языка СУБД и позволяющий создавать прикладные программы.

   Конечный  пользовать, как правило, пользуется конструктором, с помощью которого задается структура БД, формулы для расчетов и структура отчета.

   Достаточно  популярной СУБД для данного класса является MS Access.

   Программный режим предполагает создание программ с помощью программистов-профессионалов.

   Профессиональные (промышленные) СУБД представляют собой программную основу для создания и функционирования крупных экономических объектов. На их базе создаются комплексы управления и обработки информации на крупных предприятиях, банках или даже целых отраслей.

   Для того чтобы использовать базу данных для решения экономических задач необходимо выполнить ряд этапов, предназначенных для ее создания.

   Для этого предварительно всю управленческую документацию, имеющую непосредственное отношение к данной задаче, следует сгруппировать следующим образом:

   -                выделить входные оперативные документы, содержащие переменную информацию и отражающие текущие производственно-хозяйственные факты или финансовые операции (оперативные базы данных);

   -                выделить условно-постоянные документы, содержащие нормативно-справочные данные (условно-постоянные базы данных);

   -                разработать результирующие документы, таблицы, отчеты (результирующие базы данных);

   -                определить документы, предназначенные для корректировки условно-постоянных данных.

   Далее осуществляется описание таблиц базы данных средствами СУБД, задание связей между таблицами и разработка форм отчетов, которые также описываются средствами СУБД.

   При необходимости обеспечивается защита данных, указываются права и ограничения  по доступу к данным. Пример созданной базы данных и результатов, получаемых с ее помощью, представлен ниже.

   

   
 

   57. Схемы циркуляции  данных в централизованные  базах данных, их  применение в экономической  сфере

   С появлением и развитием локальных  и иных сетей появилась возможность  организации доступа к одним  и тем же данным из различных структурных  подразделений предприятия или  из других регионов.

   Для этого разработаны два вида баз данных:

   -         централизованные;

   -         распределенные.

   Централизованная  база данных характерна тем, что она  полностью находится на центральном компьютере,

   К ней обращаются пользователи (клиенты) с помощью своих компьютеров за информацией.

   Управление  базой данных (ее корректировка и прочие процедуры, поддерживающие ее целостность, безопасность и пр.) осуществляется централизованносмотри рисунок .

   

   Компьютер, который располагает ресурсами, называется сервером.

   Компьютер, который обращается к серверу за данными или требованием решения задачи, называется клиентом.  

   Недостатки  централизованной БД состоят в следующем:

   -                    требуется передача большого потока данных;

   -                    низкая надежность;

   -                    низкая производительность.

   Преимущества: минимальные затраты  на корректировку централизованной БД.   
 

   58. Схемы циркуляции  данных в распределенных  базах данных, их  применение в экономической  сфере

   Кратко  пересказать содержание Вопроса 57.

   Распределенная  база данных – это базы, части которой находятся в различных узлах сети.

   Их  создают для исправления недостатков централизованных баз данных.

   Предприятия сами по себе имеют распределенную структуру, поэтому данные фактически распределены по структурным подразделениям.

   Фактически  распределенная база данных есть виртуальный объект, составные части которого хранятся в разных узлах сети.

   Для пользователя они находятся в одной логической модели базы данных (это значит, что для него база едина).

   На  рисунке представлена сеть с полностью  распределенной БД.

   Стрелки указывают на направление передачи данных, необходимых для решения  задач в конкретном узле:  

   

       ·  для решения задачи 1 в отделе главного бухгалтера требуются базы данных БД1, БД3, БД4;

       ·  для решения задачи 2 в нормативном отделе требуются базы данных БД2, БД3;

       ·  для решения задачи 3 в цеху № 1 требуются базы данных БД3, БД4;

       ·  для решения задачи 4 на складе № 4 требуются базы данных БД3, БД4.

   Полностью распределенная БД создается в тех  случаях, когда частота решения  всех задач и объемы передаваемых данных для их решения примерно одинаковы.

   Если это не так, то данные должны находится там, где существует наибольшая частота обращения к ним.    
 
 

   59. Схемы доступа  к данным на  основе архитектур  файл-сервер и  клиент-сервер

   Кратко  рассказать вопросы 58 и 57

   Для решения экономических задач  в средах централизованной или распределенной базы данных можно воспользоваться одним из следующих методов доступа к данным:

           1.   Доступ на основе архитектуры сети вида "файл-сервер";

           2.   Доступ на основе архитектуры сети вида "клиент-сервер".

   Доступ  на основе архитектуры  сети вида "файл-сервер".

   Схематично  такой метод доступа можно  представить в виде рисунке ниже

   

   Имеется общая база данных на сетевом сервереОбработка данных преимущественно на рабочих местах клиентовСетевое программное обеспечение занято лишь передачей данных на рабочую станцию.

   Доступ  на основе архитектуры  сети вида "клиент-сервер". 

   В данной архитектуре возможны следующие варианты доступа 

       -  доступ к удаленным данным (ДУД);

       программа на компьютере клиента производит ввод исходных оперативных данных и осуществляет решение задач на основе дополнительных данных поступивших из сервера, а также вывод (печать) результатов.  

       

       -  доступ с помощью сервера баз данных (СБД);

       На компьютере клиента находятся программы ввода исходных данных и печатиПрограмма решения задачи находится на сервере. На компьютере клиента осуществляется лишь ввод исходных данных и печать результатов (см. рис. 5.22).  

          

       -            доступ с помощью сервера приложений (СП).

       ввод, передача, обработка и печать результатов выполняется также как и в предыдущей модели за исключением того, что прикладная программа и исходные данные находятся на одном сервере, а БД на другом. Это позволит ускорить процесс получения результата.

   

  

   60. Хранилища данных  и их применение  для решения аналитических  задач с помощью  аналитических измерений

   Хранилище данных (ХД) – это  предметно-ориентированный, многомерный, неизменяемый и поддерживающий хронологию набор  данных.

   OLAP-технологии часто реализуются с помощью хранилищ данных, являющихся дальнейшим развитием реляционных баз данных.

   Для чего они нужны?

   В отличие от баз данных, которые предназначены для обслуживания повседневной деятельности предприятия, ХД содержат собранные за много лет данные, предназначенные для оперативного многомерного анализ данных.

   Результаты  анализа используются для принятия решений.

   Базовыми  понятиями ХД являются:

       -                 аналитические измерения (реквизиты-признаки);

       -                 меры измерения (реквизиты-основания) .

   Моделью данных в ХД служат гиперкубы, т.е. многомерные базы данных, в ячейках которых находятся анализируемые данные.

   Осями многомерной системы координат служат отобранные реквизиты экономических показателей, отражающих финансово-экономическое состояние предприятия.

   Например, для продаж это могут быть товар, регион, период или время.

   Реквизиты, размещаемые по осям гиперкуба, называют аналитическими измерениями. Большинство аналитических измерений можно представить иерархической структурой.

Информация о работе Лекции по "Информационные системы в экономике"