Лекции по "Информационные системы в экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:14, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 4. Информационные ресурсы предприятий и организаций
1. Информационные ресурсы: определение, значение, влияние на развитие общества
2. Общая структура информационных ресурсов предприятия
3. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента
4. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия. Базы данных.
5. Централизованные и распределенные базы данных, их применение в экономической сфере
6. Хранилища данных и их применение для решения экономических задач
7. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений
8. Средства доступа к информационным ресурсам

Работа содержит 1 файл

inform.docx

— 512.56 Кб (Скачать)

   -                                                   Общероссийский  классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и др.  

   2.                  Классификаторы организационных структур.

   -                                 Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

   -                                 Общероссийский  классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

   -                                 Общероссийский  классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ)  и др.  

   3.                  Классификаторы информации о населении и кадрах.

   -                                            Общероссийский  классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);

   -                                            Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

   -                                            Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 

   Код унифицированной формы документа (код) состоит из 8 знаков

   

  

   Б. Отраслевые классификаторы - создаются отраслей производства или видов деятельности (коды бухгалтерских счетов, коды видов оплат и удержаний, виды операций с материальными ценностями и т.д.).

   В. Локальные классификаторы – для отдельных предприятий или организаций (табельные номера, коды структурных подразделений, коды поставщиков и т.д.).

   Коды  необходимы для упрощения процедур автоматического поиска информации, ее группировки, сортировки и получения сводных результатов вычислений.

   Кодирование – это  процесс присвоения условного обозначения объектам. Коды могут быть цифровыми, буквенными и буквенно-цифровыми.

   Распространены  системы кодированияпорядковаясерийнаяпозиционнаямнемоническая (код повторения), шахматный код.

   Порядковая система кодирования предполагает присвоение всем позициям кодируемой номенклатуры порядковые номера без пропусков..

   Серийная система ориентирована на кодирование объектов, которые предварительно сгруппированы в серии.

   Позиционная система кодирования отражает иерархическую соподчиненность признаков классификации.

   В бухгалтерском учете распространены позиционные двух и трехпризначные коды.

   Мнемонический код повторяет характеристики объекта, например коды гаечных ключей, могут быть следующими: ключ 12 на 14 кодируется как 1214, ключ 14 на 17 – как 1417 и т.д.

   Шахматный код применятся для кодирования двухпризначных номенклатур, например  

   Причины простоя    Виновники простоя
   Поставщики    Администрация    Рабочие
   Отсутствие электроэнергии    11    12    13
   Отсутствие инструментов    21    22    23
   Отсутствие комплектующих    31    32    33
 

 

   Коды  играют определяющую роль в процессе подготовки исходных данных сокращая  затраты на ввод, перенося справочные данные в макет ввода первичного документа.

   Коды  используются при оформлении входных документов.

   Например, в бухотчетности указываются коды организаций, отрасль, организационно-правовая форма и т.д.   
 

   53. Электронный документооборот

   Под электронным документооборотом  будет пониматься движение электронных  документов от аппарата управления к объекту  управления и обратно, а также из внешней  среды.

   Документооборот строго регламентируется указанием места обработки документов, момента их получения или передачи на другое место или сдачи в архив.

   Различают обычный (бумажный) и электронный документооборот.

   Электронный документ – это  бумажный документ, введенный в память компьютера в соответствии с установленными правилами или  полученный по каналам  передачи данных из внешней среды.

   Далее, смотри лекции Одинцова Б.Е.  

   Функции систем электронного документооборота состоят в следующем:  

   1.         Хранение электронных документов в архиве.

   Носители  электронных документов характеризуются  двумя параметрами:

   -                           стоимостью хранения 1 мегабайта информации;

   -                           скоростью доступа к информации.

   Задача  заключается в выборе оптимального носителя.  

   2. Организация поиска документов.

   Существуют два типа поиска 

   А). Атрибутивный поиск: каждому документу присваивается набор идентифицирующих его атрибутов м поиск идет по ним. Примеры атрибутов: код поставщика, код или фамилия служащего, время создания документа и т. д.  

   Б). Полнотекстовый поиск: документ отыскивается по словам, входящим в сам документ.  

   Для поиска известного документа используется атрибутивный тип, для неизвестного полнотекстовый.   

   3. Поддержка защиты документов от несанкционированного доступа. Каждый документ должен иметь список пользователей, имеющих право доступа к нему.  

   4. Маршрутизация и передача документов.

   Маршрутизация в системе электронного документооборота - это  построение схемы, согласно которой они передаются с одного рабочего места в другое 

   Известна

   1. Свободная маршрутизация: последовательная или параллельная.

   При последовательной маршрутизации документ проходит от одного пользователя к другому, а при параллельной - он одновременно поступает к нескольким пользователям.   

   2. Свободная маршрутизация с контролем исполнения.

   Под контролем понимается:

   -контроль доставки документа;

   -контроль исполнения (выдача извещения, что задание выполнено);

   -мониторинг задания (кто и что сейчас делает с заданием).   

   3. Маршрутизация  по заранее определенным маршрутам с контролем исполнения.  

   4. Система электронной почты.   
 

   54. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия

   Внутримашинные структурированные информационные ресурсыуправленческие документы, а также иная структурированная информация размещаемая в памяти компьютера в соответствии с некоторой моделью.

   Структуризация  достигается благодаря моделям, устанавливающих правила размещения данных в памяти и возможные операции над ними. Наиболее распространенными формами существованиявнутримашинных информационных ресурсов являются:

         -               файлы;

         -               базы данных;

         -               хранилища данных;

         -               базы знаний 

   

   Файл – это последовательное отображение однородных управленческих документов на машинном носителе в виде записей.

   Для обращения каждый файл должен иметь имя и расширение, уточняющее его назначение: EXE, COM – программные файлы, готовые к использованию, DBF – файлы базы данных, DOC, TXT – текстовые файлы и т.д.

   По  содержанию выделяют: файлы данных и программные файлы.

   Файловая  система обладает рядом серьезных недостатков,

   первый из которых заключается в ее ориентации на профессиональных программистов, 

   второй - это - чрезмерная избыточность данных, являющаяся причиной возрастания затрат на их корректировку,

   третий - это высокая зависимость прикладных программ от изменения структуры файлов.

   Главная особенность баз  данных, существенно  отличающая их от файловой системы, состоит  в их ориентации на интерактивный режим  работы с ними конечного  пользователя (бухгалтера, финансиста, менеджера  и т.д.).

   Широкое применение баз данных не профессионалами-программистами стало возможным благодаря специально созданному программному комплексу – системам управления базами данных (СУБД)..

   СУБД  – это комплекс программ, предназначенный  для создания и  хранения базы данных, обеспечения логической и физической целостности  данных, предоставления санкционированного доступа конечным пользователям.

   Дальнейшее развитие баз данных привело к появлению хранилищ данных, назначение которых отлично от баз данных.

   Базы  данных предназначены для оперативного отражения ежедневных производственно-хозяйственных, финансовых и других операций предприятия,

   Хранилища данных необходимы для долговременного хранения данных в специально создаваемых многомерных информационных кубах.

   Информационные  кубы предназначены исключительно для аналитической обработки данных.    
 

   55.Реляционная  модель базы данных  и ее характеристики  

   Данные  в базе соответствуют  некой модели.

   Распространенными моделями баз данных являются: реляционная, сетевая и иерархическая.

   Иерархические и сетевые модели баз данных имеют более сложную структуру и для выдачи нужных отчетов содержат свои наборы селекционных, навигационных и иных операций.

   Так как в процессе управления предприятиями  и организациями широко используются таблицы, поэтому наиболее распространенной моделью баз данных в настоящее время является реляционная модель.

   Реляционная модель базы данных основывается на понятии “отношение”, и представляется совокупностью таблиц 

   

  

   Домен – это множество значений, принимаемых свойствами (характеристиками) отражаемого объекта.

   Атрибут – это имя множества значений, входящих в домен. Атрибуты используются в качества средства для обращения к доменам.

   Кортеж – это множество элементов из доменов, составляющих одну строку отношения (таблицы).

   Отношение – это множество кортежей, отражающих свойства объекта в форме таблицы.

Информация о работе Лекции по "Информационные системы в экономике"