Лекции по "Информационные системы в экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:14, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 4. Информационные ресурсы предприятий и организаций
1. Информационные ресурсы: определение, значение, влияние на развитие общества
2. Общая структура информационных ресурсов предприятия
3. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента
4. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия. Базы данных.
5. Централизованные и распределенные базы данных, их применение в экономической сфере
6. Хранилища данных и их применение для решения экономических задач
7. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений
8. Средства доступа к информационным ресурсам

Работа содержит 1 файл

inform.docx

— 512.56 Кб (Скачать)

   Информация  в сети доставляется по определенному  адресу.

   Для этого используется адрес компьютера - IP(Internet Protokol)-адрес (доменный адрес: URL).

   Существует  несколько способов подключения  компьютеров к Internet:

   А). Постоянное подключение – аренда выделенной телефонной линии. 

   Б). Более совершенное подключение  по выделенной линии – получение  выделенного цифрового канала

   В) Сеансовое подключение IP- подключение – временное подключение по обычной телефонной сети с использованием коммутируемых линий (Dial-UP) (56 кбит/c; сеансовый терминальный доступ в режиме on-line; сеансы связи с передачей почты.

   Г) Использование беспроводного подключения - 3g, 4g (например YOTA)

   С точки зрения средств доступа  выделяют четыре категории сетевых  информационных ресурсов:

         -                 web-страницы, web-сайты и web-порталы;

         -                 электронная почта, форумы, конференции;

         -                 файлы;

         -                 базы данных.  

   50. Категории сетевых  информационных ресурсов

      

   Следует различать понятия Интернет и www – всемирную паутину.

   Если Интернет – это объединение компьютеров по всему миру путем объединения разрозненных сетей, то WWW (Всемирная паутина)– это множество документов, хранящихся на различных компьютерах, подключенных к Интернет.

   Эти документы связаны ссылками. Отдельный документ называемый web-страницей - это гипертекстовый документ. Совокупность таких страниц создает – web-сайт.

   Доступ  к web-сайтам должен основываться в первую очередь на работе с источниками метаинформации (информации о информации). За последние века человечество придумало только три способа поиска информации:  

       -                  ссылки (в Internet они называются гиперссылки)

       -                  каталоги и справочники;

       -                  Поисковые системы (предметный указатель).

   Первый  способ. Этому способу в Интернете соответствуют каталоги и справочники, в которых страницы размещены по рубрикам. Поиск по каталогам вначале был основным методом. В каталогах имеются иерархические тематические рубрики, которые указывают человеку каким образом следует двигаться в каталоге.

   Среди иностранных каталогов выделяют Yahoo (www. Yahoo.com. 14 разделов, 25000 рубрик), Lycos (www.lycos.com) лучший российский Rambler.ru Начиная с верхнего уровня пользователь последовательно открывает рубрику, подрубрику, пока не дойдет до списка сайтов.

   Авторитетными справочником по периодическим изданиям является Ulrichs Periodicals Directory (http://ulrichweb.com), подготавливаемый американской фирмой Bowker. В данном справочнике находится описание периодических изданий всего мира.

   Метаинформация  о российских информационных ресурсах готовится НТЦ «Информрегистр» (www.inforeg.ru) в виде каталога.

   ООО «Международное бюро информатизации и  телекоммуникаций» (www.mbt.ru) предлагает следующую информацию:

   -    российскую энциклопедическую информацию (http://reit/mbt/ru/rus//);

   -    web-каталог деловой информации;

   -    web-каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг;

   -    оказание поисковых, аналитических и консультационных услуг.

   Второй  способ – гиперссылки, использует указатели на нужные интернет-страницы. Ссылки в Интернете гипертекстовые.

   Третий  способ – поисковые  порталы (машины например, google.com, yandex.ru, bing.com) – в их основе алфавитный список важных терминов - ключевые слова и адреса всех страниц, на которых эти слова встречаются.

   Доступ  к ИР по электронной  почте. Провайдер предоставляет почтовый ящик, имеющий уникальный адрес. Для отправления писем используется протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), для приема – POP – протокол (Post Office Protocol), который контролирует право забирать почту. 

   Поиск в файлах.

   Файлы распространяются в виде коробочных программных продуктов (диск с руководством, лицензия). Они бывают: условно-бесплатные – программные продукты (ПО) - продукты поставляемые с ознакомительными целями, через какое-то время они выключаются, бесплатное ПО (вместе с Windows бесплатно поставляется Internet Explorer). Передача файлов осуществляется с помощью FTP-протоколов (File Transfer Protocol).   
 

   51. Поиск информационных  ресурсов в Интернете  

   Наиболее  мощными поисковыми машинами,  на сегодняшний день в мире являются:

   Google (google.com),

   Bing (bing.com)

   Alta Vista (www.altavista.digital.com),

   Yahoo! (www.yahoo.com),

   Infoseek (www.infoseek.com),

   Baidu (baidu.com)

   GoTo (www.goto.com),

   FTP search (ftpsearch.ntnu.no - поиск в системе FTP),  

   а также отечественные:

   Yandex (yandex.ru),

   Rambler (www.rambler.ru),

   Compass (compass.tsu.ru),

   Russian FTP search (ftpsearch.city.ru - поиск в системе FTP).

   Популярность  приобретают метапоисковые (мультипоисковые) машины, которые переадресовывают запрос на поисковые машины, а за тем суммируют полученное и удаляют дублируемые записи. Например, Metabot.ru, nigma.ru

   Функционирование поисковой машины включает два процесса:

   1) индексирование ресурсов Internet (автоматическое построение и обновление индекса);

   2) поиск по индексу информации, соответствующей запросу пользователя.

   Поисковая машина – это программа, которая составляет и хранит предметный указатель Интернета (индекс) и находит в нем заданные ключевые слова, а затем адреса сайтов.

   Основной  действующий элемент машины –  это робот-паук (программный агент) систематически посещающий сайты, считывающий адреса сайтов, которые необходимо индексировать.

   За  тем создается индекс.

   Специфика индекса заключается в том, что  в нем по алфавиту хранятся только основы слов содержащих ссылки на номера web-страниц, где они присутствуют.  

   Индексная запись имеет следующую структуру:

   Основа (номер страницы, номер страницы, …, номер страницы).

   Основа  это ключевое слово специально обработанное (без окончания).

   Если  в обычном тексте мы идем от страницы к словам, то поисковая машина идет от слов к страницам.

   Поэтому индекс поисковой машины называется инвертированным (перевернутым). 

   Поисковая программа в соответствии с запросом пользователя перебирает индексы и выдает результаты, содержащие текстовую копию страниц Интернета.

   Поисковые машины могут просмотреть не более трети всех сайтов в Интернете (по другим данным не более 10%).

   Существует  еще  невидимый и закрытый Интернет.

   

   Роботы, являясь программными агентами, отвечают за извлечение документов из сети. Все поисковые агенты делятся на

   - неспециализированные и

   - специализированные.

   Неспециализированные агенты обеспечивают поиск по ключевым словам и устойчивым словосочетаниям. Такие системы агентов объединяют ссылки на сайты, найденные множеством машин поиска. Используя агентов такого класса можно уменьшить число результирующих документов.

   Специализированные  агенты приспособлены искать сайты по видам (новости, музыка, акции, книги, видеоклипы и т.д.).

       
 

   52. Классификация и  кодирование информационных  ресурсов

   В управленческой документации одна часть данных кодируется, а вторая – нет (адреса, фамилии и т.д.).

   Кодирование необходимо для сокращения затрат на ввод документов и упрощения операций по их обработке.

   Коды находятся в классификаторах, содержащих также систематизированный свод наименований объектов и их группировки. 

   Для того чтобы получить коды объектов, они предварительно классифицируются.

   Классифицирование - это деление множества объектов на классы в соответствии с нужным признаком.

   Если признаков несколько и между ними существует иерархическая соподчиненность, то получают иерархическую классификацию.

   
 
 

    
    
 
 
 
 

   Правила построения иерархического классификатора:

   1.                   

   2.                  Определить число признаков, указать их наименование и соподчиненность (например, А (факультет) старше Б (специальности), Б старше В (группы), В старше Г (номера студента в группе).

   3.                  Определить число значений, принимаемых каждым признаком и выбрать максимальное (например, А принимает максимальное значение 5, Б – 3, В – 4, Г - 25).

   4.                  Построить классификационное дерево.

   5.                  Построить структуру кода по схеме

   
 
 

    
 
 

   Если  между признаками нет иерархической  зависимости, то имеет место одноуровневая многопризначная (фасетная) классификация.

   Классы-фасеты получают путем отнесения объектов в классы согласно значениям признаков  одновременно.

   Множество студентов можно разделить по трем признакам: пол, успеваемость и место проживания (регион).

   Фасеты  позволяют с помощью операций пересечения, объединения и др.  получить ответы на различные вопросы.

   Существует три уровня классификаторов экономической информации: общегосударственные, отраслевые и локальные (классификаторы предприятий).

   А. Общегосударственные классификаторы делятся на следующие группы:

   1.                  Классификаторы управленческих документов, видов деятельности, экономических и социальных показателей

   -                                                   Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

   -                                                   Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

   -                                                   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

   -                                                   Общероссийский  классификатор валют (ОКВ);

Информация о работе Лекции по "Информационные системы в экономике"