Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:14, курс лекций
ТЕМА 4. Информационные ресурсы предприятий и организаций
1. Информационные ресурсы: определение, значение, влияние на развитие общества
2. Общая структура информационных ресурсов предприятия
3. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента
4. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия. Базы данных.
5. Централизованные и распределенные базы данных, их применение в экономической сфере
6. Хранилища данных и их применение для решения экономических задач
7. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений
8. Средства доступа к информационным ресурсам
Информация в сети доставляется по определенному адресу.
Для этого используется адрес компьютера - IP(Internet Protokol)-адрес (доменный адрес: URL).
Существует несколько способов подключения компьютеров к Internet:
А). Постоянное подключение – аренда выделенной телефонной линии.
Б). Более совершенное подключение по выделенной линии – получение выделенного цифрового канала
В) Сеансовое подключение IP- подключение – временное подключение по обычной телефонной сети с использованием коммутируемых линий (Dial-UP) (56 кбит/c; сеансовый терминальный доступ в режиме on-line; сеансы связи с передачей почты.
Г)
Использование беспроводного
С точки зрения средств доступа выделяют четыре категории сетевых информационных ресурсов:
- web-
-
- файлы;
- базы
данных.
50. Категории сетевых информационных ресурсов
Следует различать понятия Интернет и www – всемирную паутину.
Если Интернет – это объединение компьютеров по всему миру путем объединения разрозненных сетей, то WWW (Всемирная паутина)– это множество документов, хранящихся на различных компьютерах, подключенных к Интернет.
Эти документы связаны ссылками. Отдельный документ называемый web-страницей - это гипертекстовый документ. Совокупность таких страниц создает – web-сайт.
Доступ
к web-сайтам должен основываться в первую
очередь на работе с источниками метаинформации
(информации о информации). За последние
века человечество придумало только три
способа поиска информации:
- ссылки (в Internet они называются гиперссылки)
- каталоги и справочники;
- Поисковы
Первый способ. Этому способу в Интернете соответствуют каталоги и справочники, в которых страницы размещены по рубрикам. Поиск по каталогам вначале был основным методом. В каталогах имеются иерархические тематические рубрики, которые указывают человеку каким образом следует двигаться в каталоге.
Среди
иностранных каталогов
Авторитетными
справочником по периодическим изданиям
является Ulrichs Periodicals
Метаинформация о российских информационных ресурсах готовится НТЦ «Информрегистр» (www.inforeg.ru) в виде каталога.
ООО «Международное бюро информатизации и телекоммуникаций» (www.mbt.ru) предлагает следующую информацию:
- российскую энциклопедическую информацию (http://reit/mbt/ru/rus//);
- web-каталог деловой информации;
- web-каталог бизнес-
- оказание поисковых, аналитических и консультационных услуг.
Второй способ – гиперссылки, использует указатели на нужные интернет-страницы. Ссылки в Интернете гипертекстовые.
Третий
способ – поисковые
порталы (машины например, google.com, yandex.
Доступ
к ИР по электронной
почте. Провайдер предоставляет почтовый
ящик, имеющий уникальный адрес. Для отправления
писем используется протокол SMTP (Simple Mail
Поиск в файлах.
Файлы
распространяются в виде коробочных
программных продуктов (диск с руководством,
лицензия). Они бывают: условно-бесплатные
– программные продукты (ПО) - продукты поставляемые
с ознакомительными целями, через какое-то
время они выключаются, бесплатное ПО
(вместе с Windows бесплатно поставляется Internet
51.
Поиск информационных
ресурсов в Интернете
Наиболее мощными поисковыми машинами, на сегодняшний день в мире являются:
Google (google.com),
Bing (bing.com)
Alta
Vista (www.altavista.digital.
Yahoo! (www.yahoo.com),
Infoseek (www.infoseek.com)
Baidu (baidu.com)
GoTo (www.goto.com),
FTP
search (ftpsearch.ntnu.no -
а также отечественные:
Yandex (yandex.ru),
Rambler (www.rambler.ru),
Compass (compass.tsu.ru),
Russian
FTP search (ftpsearch.city.ru -
Популярность
приобретают метапоисковые (
Функционирование поисковой машины включает два процесса:
1) индексирование
ресурсов Internet (
2) поиск по индексу информации, соответствующей запросу пользователя.
Поисковая машина – это программа, которая составляет и хранит предметный указатель Интернета (индекс) и находит в нем заданные ключевые слова, а затем адреса сайтов.
Основной действующий элемент машины – это робот-паук (программный агент) систематически посещающий сайты, считывающий адреса сайтов, которые необходимо индексировать.
За тем создается индекс.
Специфика
индекса заключается в том, что
в нем по алфавиту
хранятся только основы
слов содержащих ссылки на номера web-страниц,
где они присутствуют.
Индексная запись имеет следующую структуру:
Основа (номер страницы, номер страницы, …, номер страницы).
Основа это ключевое слово специально обработанное (без окончания).
Если в обычном тексте мы идем от страницы к словам, то поисковая машина идет от слов к страницам.
Поэтому индекс поисковой машины называется инвертированным (перевернутым).
Поисковая программа в соответствии с запросом пользователя перебирает индексы и выдает результаты, содержащие текстовую копию страниц Интернета.
Поисковые машины могут просмотреть не более трети всех сайтов в Интернете (по другим данным не более 10%).
Существует еще невидимый и закрытый Интернет.
Роботы, являясь программными агентами, отвечают за извлечение документов из сети. Все поисковые агенты делятся на
- неспециализированные и
- специализированные.
Неспециализированные агенты обеспечивают поиск по ключевым словам и устойчивым словосочетаниям. Такие системы агентов объединяют ссылки на сайты, найденные множеством машин поиска. Используя агентов такого класса можно уменьшить число результирующих документов.
Специализированные агенты приспособлены искать сайты по видам (новости, музыка, акции, книги, видеоклипы и т.д.).
52. Классификация и кодирование информационных ресурсов
В управленческой документации одна часть данных кодируется, а вторая – нет (адреса, фамилии и т.д.).
Кодирование необходимо для сокращения затрат на ввод документов и упрощения операций по их обработке.
Коды находятся в классификаторах, содержащих также систематизированный свод наименований объектов и их группировки.
Для
того чтобы получить коды объектов,
они предварительно классифицируютс
Классифицирование - это деление множества объектов на классы в соответствии с нужным признаком.
Если признаков несколько и между ними существует иерархическая соподчиненность, то получают иерархическую классификацию.
Правила построения иерархического классификатора:
1.
2. Определ
3. Определ
4. Построи
5.
Если
между признаками
нет иерархической
зависимости, то имеет место одноуровневая
Классы-фасеты получают путем отнесения объектов в классы согласно значениям признаков одновременно.
Множество студентов можно разделить по трем признакам: пол, успеваемость и место проживания (регион).
Фасеты позволяют с помощью операций пересечения, объединения и др. получить ответы на различные вопросы.
Существует три
уровня классификаторов экономической
информации: общегосударственны
А. Общегосударственные клас
1.
-
-
-
-
Информация о работе Лекции по "Информационные системы в экономике"