Курс лекций по "Информационные технологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:41, курс лекций

Описание работы

Информация – одно из наиболее общих понятий науки , обозначающие некоторые сведения совокупность каких либо данных ,знаний и т.д. В более узком смысле информация это любые сведения являющиеся обьектом хранения, передачи, преобразования. На практике информация всегда представляется в виде сообщения. Информационное сообщение свзано с источником сообщения, получателем сообщения и каналом связи.

Работа содержит 1 файл

Информационные технологии управления.docx

— 1,004.27 Кб (Скачать)

Объект управления представляет собой  подсистему материальных элементов  экономической деятельности (сырье  и материалы, оборудование, готовая  продукция, рабочая сила) и хозяйственных  процессов. Производство снабжение, сбыт.

Субъект управления представляется собой совокупность взаимодействующих структурных  подразделений экономической системы  осуществляющих следующие функции  управления.

Планирование  - определяет цель функционирования экономической  системы на различные периоды  времени.

Учет – отображает состояние объекта управления в  результате выполнения хозяйственных  процессов

Контроль- фиксирует отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов.

Регулирование –  осуществляет оперативное управление всеми хозяйственными процессами для  исключения возникающих отклонений между плановыми и учетными данными.

Анализ -  определяет тенденции в работе  экономической  системы и резервыкоторые учитываются при планировании на следующий временной период.

Информационных потоки системы управления i-1 – информационный поток из внешней среды в систему управления который с одной стороны представляет собой поток нормативной информации создаваемый государственными учреждениями в части законодательства , а с другой стороны поток информации о конъектуре рынка создаваемый конкурентами , потребителями поставщиками.

i-2информационный поток из системы управления во внешнюю среду.(отчетная информация, финансовая в гос. органы, инвесторам, кредиторам , потребителям)

i-3представляет собой совокупность плановой нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов.

i-4информационный поток от объекта в систему управления отражающий учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системой в результате выполнения хозяйственных процессов.

Виды информационных систем и принципы их создания

Классификация информационных систем.

В качестве признака классификации выделены:

  1. Параметры объекта управления (состав функции управления)
  2. Организационная структура
  3. Степень интеграции информационной системы.
  4. Информационно-технологическая архитектура ИС
  5. Технологические процессы обработки данных
  6. Методология разработки ИС

Данная классификация  достаточно условно , т.к. признаки ИС взаимозависимы . Наиболее характерные из них :

  1. Сфера деятельности объекта управления

А) Промышленно предприятие

Б) Сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации)

В) Образование

Г) Социальная сфера.

  1. Функциональная структура ИС

А) Автоматизация  технической подготовки производства

Б) Маркетинг и  стратегия развития предприятий

В) Технико-экономическое  планирование

Г) Финансы (Бухгалтерский  учет, финансовый анализ)

Д) Материально-техническое  обеспечение 

Е) Оперативно-календарное  управление производством 

Ж) Управление сбытом готовой продукции.

З) Управление персоналом.

  1. Организационная структура

А) автоматизированное рабочие место (АРМ) управленческого персонала.

Б) Комплекс взаимосвязанных  АРМ

  1. Границы ИС

А) ИС предприятия (организации)

Б) ИС отрасли 

В) Государственная  ИС

Г) Международная  ИС

  1. Степень интеграции ИС

А) Локальная ИС

Б) Частично-интегрированная  ИС

В) Полностью интегрированная  корпоративная ИС

  1. Информационно-технологическая архитектура ИС

А) ИС централизованной архитектуры построения (1 центр  хранения и обработки данных)

Б) ИС распределенной архитектуры (компьютерные сети , наличие нескольких центров обработки и хранения информации)

  1. Специализация ИС

А) ИС менеджмента  (IMS)

Б) Информационно-поисковые  системы (IRS)

В) Системы автоматизированного  проектирования (CAD)

Г) Системы автоматизированного  обучения (EIS)

Информационная система  менеджмента в качестве компонента включает в себя другие специализированные ИС предназначенные для следующих  целей.

  • Автоматизация делопроизводства
  • Поддержка принятия решения
  • Формирование знаний системы управления

Для выработки стратегии  развития предприятия создаются  специализированные системы поддержки  принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес процессов имитационного моделирования. Такие системы называются корпоративными стратегическими системами. 

В каждой организации  имеются различные уровни управления, на которых циркулирует специфические  информационные потоки. Для обработки  информации используются различные  информационные технологии, которые  реализуются с помощью соответствующих  информационных систем имеющих собственное  название. Корпоративные информационные системы управления в каждой организации  можно  описывать по уровням управления и базовым функциям управления. Стратификация  информационных технологий по уровням  управления в корпоративных информационных системах.

 
 

Стратификация информационных технологий по базовым функциям. 
 
 
 
 

Функции управления Уровни  управления  
TPS OAS MIS DSS KWS ESS
План - + + + + +
Учет  - + + - +  
Производство - - + + + +
Маркетинг - - - + + +
Кадры - - + - - +
Информационная  инфраструктура + - - - + -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введения  единого стандарта  работы, с электронными документами учитывающего существующую нормативную  базу и обеспечивающую защищенность управляемость и доступность документов.
  2. Автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы
  3. Создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями .

Состав  ИС:

Любую информационную систему можно разделить на подсистемы. Обычно выделяют: функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональная подсистема ИС информационно обслуживает определенные виды деятельности экономической системы характерные для его структурных подразделений и функций управления. Функциональные подсистемы могут строиться по предметно-функциональному подходу, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение её на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления , а также выполняемым функциям управления.

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС , их состав не зависит от выбранной предметной области.

Функциональная структура  представляет собой перечень реализуемых  системой функций и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действий ИС направленный на достижение частной  цели управления. Состав функций реализуемых  системой регламентируется ГОСТом и  подразделяется на информационные и управляющие функции

Информационные функции  – это централизованный контроль.

1)измерение значения  параметров

2) Измерение их  отклонений от заданных значений.

Вычислительные и  логические операции

3)тестирование работоспособности  ИС

4)  подготовка  обмен информацией с другими  системами.

Управляющие функции 

5)должны осуществлять поиск и расчет рациональных режимов управления.

6) реализацию заданных  режимов управления

Информационное обеспечение  –совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС , документов , графиков и сигналов вне ИС.

Информационное обеспечение

Внутреннее
  • Входные сигналы и данные
  • Промежуточные информационные массивы
  • Выходные сигналы и документы
Внешнее
  • Правила классификации и кодирования
  • Нормативно-справочная информация
  • Оперативная информация
 

Математическое обеспечение  состоит из алгоритмического и программного. Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе, для решения задач и обработки информации.

Математическое  обеспечение:

  • Алгоритмическое
  • Программное: Общее и специальное

Специальное:

  • Прикладное
  • Общесистемное

Общее:

  • Операционные системы
  • Тесты и диагностика
  • Компиляторы

Техническое обеспечение  состоит из устройств измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода\вывода информации, и исполнительных устройств.

Кадровое обеспечение  – совокупность методов и средств  по организации и проведению обучения персонала, приемом работы с ИС. Его  целью является поддержание работоспособности  системы и возможности её дальнейшего  развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения программы  курсов и практических занятий, технические  средства обучения и правила работы с ними. Организационное обеспечение  – совокупность средств и методов  организации производства и управления ими в условиях внедрения информационной системы. Целью организационного обеспечения  является выбор и постановка задач  управления  , анализ системы управления и путей её совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ , требования к оформлению документов, должностные инструкции  и др.

Информация о работе Курс лекций по "Информационные технологии управления"