Курс лекций по "Информационные технологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:41, курс лекций

Описание работы

Информация – одно из наиболее общих понятий науки , обозначающие некоторые сведения совокупность каких либо данных ,знаний и т.д. В более узком смысле информация это любые сведения являющиеся обьектом хранения, передачи, преобразования. На практике информация всегда представляется в виде сообщения. Информационное сообщение свзано с источником сообщения, получателем сообщения и каналом связи.

Работа содержит 1 файл

Информационные технологии управления.docx

— 1,004.27 Кб (Скачать)

Информация  и информационные процессы

Источник  сообщения
Кодирующее  устройство

Информация –  одно из наиболее общих понятий науки , обозначающие некоторые сведения  совокупность каких либо данных ,знаний и т.д. В более узком смысле информация это любые сведения являющиеся обьектом хранения, передачи, преобразования. На практике информация всегда представляется в виде сообщения. Информационное сообщение свзано с источником сообщения, получателем сообщения и каналом связи. 
 
 

Канал связи
 
 
Декодирующие устройство
 
 
Получатель  сообщения
 
 
 
 

Сообщение от приёмника  к источнику передаётся в виде сигналов (электрический, звуковой, световой) Человек воспринимает сигналы органами чувств. Приемники информации в технике воспринимают сообщение с помощью различной измерительной и регистрирующей аппаратуры . 

Поэтому информ. Сообщение может быть представлено функцией Х(t) характеризующей изменение во времени параметров физической среды, в которой осуществляются информационные процессы . Если это вещественная функция не прерывна  то имеет место непрерывная или аналоговая информация. (температура, давление)

Если х(т) не является непрерывной то информация сообщения имеет дискретный характер ( сигналы тревоги, сообщения передаваемые с помощью жестов и др.) Информация обычно обрабатывается на вычислительных машинах .Компьютер (вычислительная машина) устройство преобразования информации по средствам выполнения  упр. Программой последовательности операций

Компьютер (вычислительная машина) устройство преобразования информации по средствам выполнения  упр. Программой последовательности операций 

Вычислительная  машина
По  виду обрабатываемой информации
По  Принципу действия
 
Электронные
смешанные
Механическая
 
Аналоговые
Цифровые
 
 
 
 
 
 

Аналоговая вычислительная машина –машина обрабатывающая информацию , представленную в виде непрерывных изменения некоторых физический величин. В качестве таких величин используется  : сила тока, угол поворота механического вала , скорость и ускорение движения тела)

Цифровая вычислительная машина – машина обрабатывающая информацию представленную в дискретном виде. Самый распространенный вид ЦВМ – ЭВМ

Термин Данные используется в отношении информации представленной в виде позволяющем хранить предавать  или обрабатывать её с помощью  технических средств.

Объектом информационных технологий выступают  автоматизированные информационные системы(АИС) различного класса и назначения. В качестве признаков классификации АИС выступают : Область применения , охватываемая территория, направление деятельности, организация информационных процессов и др. .

Общегосударственная АИС (ОГАС)

Отраслевые  АИС

1)Промышленные  сферы (АИС объединения  крупной фирмы) (АСУ  предприятия)(АСУ цехом)(АСУ технологическиеми процессами.

2) Непромышленной сферы  (АИС банков)(АИС соц. Процессов)(АИС в торговле) ( АИС транспорт)

3) Науки, образования,  культуры ( АИС НИИ,  КБ , вузов) (САПР) (экспертные системы)

Информация может  быть различных видов : генетическая, геологическая, экономическая, синоптическая , ложная(дезинформация), полная и др.

Св-ва Информации :

  1. Релевантность – способность информации соответствовать запросам потребителя
  2. Полнота  - свойство информации исчерпывающи характеризовать отображаемый объект  
  3. Своевременность - Способность информации соответствовать запросам потребителя в нужный момент времени.
  4. Достоверность -  Свойство информации не иметь скрытых ошибок
  5. Доступность – свойство информации характеризующие возможность её получения данным потребителем.
  6. Защищенность – Свойство информации характеризующие невозможность несанкционированного использования или изменения.
  7. Эргономичность – свойство характеризующие удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
  8. Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать  отображаемому объекту или явлениям.

    Количество информации – числовая характеристика сигнала отображающая ту степень неопределенности (не полноту знаний) которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала.  Эту меру не определенности в теории информации называют энтропией. Если в результате получения сообщения достигается полная ясность в каком либо вопросе, говорят что была получена полная или исчерпывающая информация и необходимости в получении дополнительной информации нет и на оборот если после получения сообщения неопределенность осталась прежней , значит информация получена не была ( информация нулевая) Любая неопределенность предполагает возможность выбора, а любая информация уменьшая неопределенность уменьшает и возможность выбора. При полной информации выбора НЕТ! Частичная информация уменьшает число вариантов выбора сокращая тем самым неопределённость. В случае бросания монеты обе стороны монеты равноправны по этому одинаково вероятно, что выпадет одна или другая сторона. В такой ситуации приписывается начальная неопределенность характеризуемая 2мя возможностями . После того как монета упадетдостигается полная ясность и неопределенность исчезает. Данный пример относится к группе событий применительно к которым может быть поставлен вопрос типа: да или нет. Количество информации которое можно получить при ответе на вопрос типа «да» или «нет» называется битом. Бит – минимальная единица количества информации, потому что получить информацию меньше чем 1 бит невозможно. При получении информации в 1 бит неопределённость уменьшается в 2 раза. Таким образом каждое бросание монеты дает нам информацию в 1 бит. Рассмотрим систему из 2х электрических ламп которые независимо друг от друга могут быть включены или выкл.

    А: 0 0 1 1

    B: 0 1 0 1

     Чтобы получить  полную информацию о состоянии  системы необходимо задать 2 вопроса  типа: да нет . По лампе А и Б соответственно . В этом случае кол-во информации содержащийся в этой системе определяется уже в 2 бита. А число возможных состояний системы = 4 . Если взять3 лампы то необходимо задать уже 3 вопроса и получить 3 бита информации. Количество состояний такой системы = 8 .и т.д. Связь между количеством информации и числом состояний системы устанавливается формулой Хартли.

    I=Log2N

    Где «I»это кол-во информации в битах , а «N» – число возможных состояний.

    Группа из 8 битов  информации называется БАЙТом.

Информационно-коммуникационные технологии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коммуникация –  процесс взаимодействия , взаимозависимых и взаимно влияющих  рыночных субъектов.

Коммуникация –  общение, обмен мыслями, сведениями , идеями и д.р.; передача того или иного содержания , от одного сознания( коллективного или индивидуального , к другому) с помощью знаков запечатленных на материальных носителях. В литературе приводится множество определений коммуникации , авторы которых рассматривают коммуникацию как :

    1. Процесс (совокупность действий во времени направленных на реализацию процесса передачи информации между людьми ) ;
    2. Канал связи ( инженерно-техническая категория)
    3. Услугу ( экономическая категория зависящая от конкретных условий производства и потребления )
    4. Функцию ( совокупность действий для достижения поставленной цели)
    5. Систему ( реализация обмена информацией между группами людей

    Таким образом  простейшим случаем  коммуникацию можно  представить как взаимодействие между экономическими агентами ( субъектами) с помощью некоторого объекта ( сообщения) .

    Таким образом различают следующие типа коммуникации

С другой стороны  коммуникация может быть рассмотрена , как процесс , который развивается во времени под воздействие определенных сил : стихийных или целенаправленных  исходящие от субъекта.

Различают следующие  формы коммуникационной деятельности которая опеределяет их целями :

  1. Субъект – субъектные общения  , то есть равноправные взаимоотношения
  2. Субъект – объектное  общение, характеризуется такими формами как приказ , обучение , внушение
  3. Объект – субъектное (подражание) , представляется как самоуправление

Рассмотрим подробнее  линейную модель коммуникации как процесса взаимодействия 2х экономических  субъектов  ( агентов)  
 

В данной линейной модели понятие эффективной  коммуникации связано с комуникантом и предлагает получение достоверной информации реципиенту , её адекватное понимание, и ответную реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Так как данная модель линейна , она не отражает динамичность и двунаправленность коммуникации , а также не учитывает, то что в процессе коммуникации влияние друг на друга оказывают многие элементы модели. Системная модель созданная на базе упрощённой линейно модели коммуникации рассматривает коммуникационный процесс не в виде монолога , а в виде равноправного диалога. В ней важную роль по мимо коммуникационных процессов играют и информационные взаимодействия.

Системная модель , информационно – коммуникационных процессов имеет следующие части:

  1. Передающая (коммуникант) являющийся источником сообщений
  2. Передаваемая S1(t) которое формируется ( кодируется) с помощью символов
  3. Канал 1 – путь средство физического передачи сообщения в котором действуют «помеха» искажающая сообщение
  4. Принимающая -  реципиент получающий искаженное каналом сообщение S2(T) и расшифровывающий его с помощью декодера D1

Обратная связь  по которой передаётся реакция получателя на передаваемое сообщение может  быть описана цепочкой .

Предложенная системная  модель может быть использована для  описания взаимодействия объектов при  последовательном обмене сообщениями  в котором каждое последующие  сообщение основывается на предыдущем , а коммуникант и реципиент меняются местами.  Наличие коммуникационного канала (канала связи) обязательное условие любой коммуникационной деятельности.

При рассмотрении сущности управления коммуникацией , объект и субъект управления представляются как целостная единая система. Такой подход предусматривает 2 вида управления средствами коммуникации и людьми участвующими в их реализации. Управление коммуникациями это прежде всего взаимоотношения между людьми , которые управляют средствами коммуникации как и во всякой системе управления коммуникации предполагает осуществление комплекса функций :

  • Планирование
  • Организации
  • Учета
  • Мотивации
  • Контроля

Под управлением  процессом коммуникацией понимают комплекс воздействий на средство коммуникацией  и работников осуществляющих данный процесс с помощью этих средств, при этом человек выступает как субъект управления , а средства коммуникации как объект. Такой комплекс включает в себя проведение всех функций управления , как на каждом уровней на самом предприятии , так и в рыночной сети. Постоянный рост объемов информации о взаимодействиях предприятий в условиях рыночной среды требует совершенствования информационных технологий , дальнейшие развитие рынка определило новое направление, маркетинг – взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации . Сочетание информационных технологий и коммуникационных процессов привело к появлению нового понятия « информационно – коммуникационные технологии».

Информация о работе Курс лекций по "Информационные технологии управления"